ВТОРОЕ
ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
КРАТКИЙ
ОТВЕТ АНДРЕЯ КУРБСКОГО НА ПРЕПРОСТРАННОЕ
ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МОСКОВСКОГО
Широковещательное и
многошумное послание твое получил, и понял,
и уразумел, что оно от неукротимого гнева с
ядовитыми словами изрыгнуто, таковое бы не
только царю, столь великому и во вселенной
прославленному, но и простому бедному воину
не подобало, а особенно потому, что из
многих священных книг нахватано, как видно,
со многой яростью и злобой, не строчками и
не стихами, как это в обычае людей искусных
и ученых, когда случается им кому-либо
писать, в кратких словах излагая важные
мысли, а сверх меры многословно и
пустозвонно, целыми книгами, паремиями,
целыми посланиями! Тут же и о постелях, и о
шубейках, и иное многое — поистине слово
вздорных баб россказни, и так все
невежественно, что не только ученым и
знающим мужам, но и простым и детям на
удивление и на осмеяние, а тем более
посылать в чужую землю, где встречаются и
люди, знающие не только грамматику и
риторику, но и диалектику и философию.
И еще к тому же меня,
человека, уже совсем смирившегося,
скитальца, жестоко оскорбленного и
несправедливо изгнанного, хотя и многогрешного, но имеющего чуткое сердце и в
письме искусного, так осудительно и так
шумливо, не дожидаясь суда божьего,
порицать и так мне грозить! И вместо того
чтобы утешить меня, пребывающего во многих
печалях, словно забыл ты и презрел пророка,
говорящего: «Не оскорбляй мужа в беде его, и
так достаточно ему», твое величество меня,
неповинного изгнанника, такими словами,
вместо утешения, осыпаешь. Да будет за то
это бог тебе судьей. И так жестоко грызть за
глаза ни в чем не повинного мужа, с юных лет бывшего
верным слугой твоим! Не поверю, что это было бы
угодно богу.
И уже не знаю, что ты от меня
хочешь. Уже не только единоплеменных княжат,
восходящих к роду великого Владимира,
различными смертями погубил и богатство их,
движимое и недвижимое, чего не разграбили
еще дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с
дерзостью, евангельскими словами, твоему
прегордому царскому величеству ни в чем не
воспрепятствовали. А хотел, царь, ответить
на каждое твое слово и мог бы написать не
хуже тебя, ибо по благодати Христа моего
овладел по мере способностей своих слогом
древних, уже на старости здесь обучился ему:
но удержал руку свою с пером, потому что, как
и в прежнем своем послании, писал тебе,
возлагаю все на божий суд: и размыслил я и
решил, что лучше здесь промолчать, а там
дерзнуть возгласить перед престолом Христа
моего вместе со всеми замученными тобою и
изгнанными, как и Соломон говорит: «Тогда
предстанут праведники перед лицом
мучителей своих», тогда, когда Христос
придет судить, и станут смело обличать
мучивших и оскорблявших их, и, как и сам
знаешь, не будет лицеприятия на суде том, но
каждому человеку прямодушие его или
коварство предъявлены будут, а вместо
свидетелей собственная совесть каждого
провозгласит в засвидетельствует истину. А
кроме того, скажу, что не подобает мужам
благородным браниться, как простолюдинам, а
тем более стыдно нам, христианам, извергать
из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе
не раз говорил и раньше. Лучше, подумал я,
возложить надежду свою на всемогущего бога,
в трех лицах прославляемого и чтимого, ибо ему
открыта моя душа и видит он, что чувствую я
себя ни в чем перед тобой не виноватым. А
посему подождем немного, так как верую, что
мы с тобой близко, у самого порога ожидаем
пришествия надежды нашей христианской —
господа бога, спаса нашего Иисуса Христа.
Аминь.
|
|