ВТОРОЕ
ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
ТАКАЯ
ГРАМОТА ПОСЛАНА ГОСУДАРЕМ ТАКЖЕ ИЗ
ВЛАДИМИРЦА К КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМУ С
КНЯЗЕМ АЛЕКСАНДРОМ ПОЛУБЕНСКИМ
Всемогущей и вседержительной десницей
господа бога и спаса нашего Иисуса Христа,
держащего в своей длани все концы земли,
которому поклоняемся и кого славим вместе с
Отцом и Святым Духом, милостью своей
позволил нам, смиренным и недостойным рабам
своим, удержать скипетр Российского
царства от его вседержительной десницы
христоносной хоругви, так пишем мы, великий
государь, царь и великий князь Иван
Васильевич всея Руси, Владимирский,
Московский, Новгородский, царь Казанский и
царь Астраханский, государь Псковский и
великий князь Смоленский, Тверской, Югорский.
Пермский, Вятский, Болгарский и иных,
государь и великий князь Нижнего Новгорода,
Черниговский, Рязанский, Полоцкий,
Ростовский, Ярославский, Белозерский и
отчинный государь и обладатель земли
Лифляндской Немецкого чина, Удорский,
Обдорский, Кондинский и всей Сибирской
земли и Северной страны повелитель, -
бывшему нашему боярину и воеводе князю
Андрею Михайловичу Курбскому.
Со смирением напоминаю тебе, о князь:
посмотри, как к нашим согрешениям и
особенно к моему беззаконию, превзошедшему
беззакония Манассии, хотя я не отступил
от веры, терпеливо божье величество, веря в
мое покаяние. И не сомневаюсь в
милосердии создателя, которое принесет мне
спасение, ибо говорит бог в святом
Евангелии, что больше радуется об одном
раскаявшемся грешнике, чем о девяноста
девяти праведниках; то же говорится и в
притче об овцах и драхмах. Ибо если и
многочисленнее песка морского беззакония
мои, все же надеюсь на милость благоутробия
божьего: может господь в море своей милости,
потопить беззакония мои. Вот и теперь
Господь помиловал меня, грешника, блудника
и мучителя, и животворящим своим крестом
низложил Амалика и Максентия. А
наступающей крестоносной хоругви никакая
военная хитрость не нужна, что знает не
только Русь, но и немцы, и литовцы, и татары,
и многие народы. Сам спроси у них и узнаешь,
я же не хочу перечислять эти победы,
ибо не мои они, а божьи. Тебе же напомню лишь
кое-что из многого, ибо на укоризны, которые
ты писал ко мне, я уже со всей истиной
ответил; теперь же напомню немногое из
многого. Вспомни сказанное в книге Иова: "Обошел
землю и иду по вселенной"; так и вы с попом
Сильвестром и Алексеем Адашевым и со всеми
своими родичами хотели видеть под ногами
своими всю Русскую землю, но бог дает власть
тому, кому захочет.
Писал ты, что я растлен разумом, как не
встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя
самого судьею между мной и тобой: вы ли
растленны разумом или я, который хотел над
вами господствовать, а вы не хотели быть под
моею властью, и я за то разгневался на вас?
Или растленны вы, которые не только не
захотели повиноваться мне и слушаться меня,
но сами мною владели, захватили мою власть и
правили как хотели, а меня устранили от
власти: на словах я был государь, а на деле
ничем не владел. Сколько напастей я от вас
перенес, сколько оскорблений, сколько обид
и упреков! И за что? В чем была моя вина перед
вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил?
Это ли моя вина, что полтораста детей
Прозоровского вам были дороже моего сына
Федора? Вспомни и рассуди: как
оскорбительно для меня вы разбирали дело
Сицкого с Прозоровским и допрашивали,
словно злодея! Неужели эта земля вам была
дороже наших жизней? И что такое сами
Прозоровские рядом с нами?... Божиим
милосердием, милостью пречистой богородицы,
и молитвой великих чудотворцев, и милостью
святого Сергия у моего батюшки и с
батюшкиного благословения у меня была не
одна сотня таких, как Прозоровский. А чем
лучше меня был Курлятев? Его дочерям
покупают всякие украшения, это
благословенно и хорошо, а моим дочерям -
проклято и за упокой. Много такого было. Сколько мне
было от вас бед - не исписать.
А с женою моей зачем вы меня разлучили?
Не отняли бы вы у меня моей
юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А
если скажешь, что я после этого не стерпел и
не соблюл чистоты, - так ведь все мы люди. А
ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы
вы с попом не восстали на меня, ничего бы
этого не случилось: все это случилось из-за
вашего самовольства. А зачем вы захотели
князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я
похитил престол или захватил его через
войну и кровопролитие? По божьему изволению
с рождения был я предназначен к царству, и
уже не вспомню, как меня отец благословил на
государство, - на царском престоле и вырос. А
князю Владимиру с какой стати следовало
быть государем? Он - сын четвертого
удельного князя. Какие у него достоинства,
какие наследственные права быть государем,
кроме вашей измены и его глупости? В чем моя
вина перед ним? Что ваши же дяди и господины
уморили отца его в тюрьме, а его с матерью
также в тюрьме держали? А я и его и его мать
освободил и держал их в чести и в
благоденствии; а он уже от всего этого отвык. И я такие оскорбления стерпеть не
смог - и стал за самого себя. И вы тогда
начали против меня еще больше выступать и
изменять, и я потому еще решительнее начал
выступать против вас. Я хотел вас подчинить
своей воле - и как же вы из-за этого
надругались над святыней господней и
осквернили ее! Рассердившись на человека,
восстали на бога. Сколько церквей,
монастырей и святых мест вами поругано и
осквернено! Сами за это богу ответ дадите.
Но опять-таки умолчу об этом, пишу здесь
тебе о нынешних делах. Смотри, княже, на
божий суд: как бог дает власть кому хочет. Вы
ведь с попом Сильвестром и с Алексеем
Адашевым хвастались, как дьявол в книге
Иова: «Обошел землю и прошел вселенную, и
вся земля под ногами моими» (и сказал ему
Господь: «А знаешь ли ты раба моего Иова?»).
Так и вы мнили, что вся Русская земля у вас
под ногами, но по божьей воле мудрость ваша
оказалась тщетной. Вот ради этого я и
поострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы
ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому
обороняться», - а нынче вас нет; кто же нынче
завоевывает претвердые германские
крепости? Это сила животворящего креста,
победившая Амалика и Максентия, завоевывает крепости. Не дожидаются
бранного боя германские города, но склоняют
головы свои перед силой животворящего
креста! А где случайно за грехи наши явления
животворящего креста не было, там бой был.
Много всяких людей отпущено: спроси их,
узнаешь.
Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы
тебя в дальноконные города как бы в
наказание посылали, - так теперь мы, со
своими сединами и дальше твоих
дальноконных городов, слава богу, прошли и
ногами коней наших прошли по всем вашим
дорогам - из Литвы и в Литву, и пешими ходили,
и воду во всех тех местах пили, - теперь уж
Литва не посмеет говорить, что не везде ноги
наших коней были. И туда, где ты надеялся от
всех своих трудов успокоиться, в Волмер, на
покой твой привел нас бог: настигли тебя, и
ты еще дальноконнее поехал.
Итак, мы написали тебе лишь немногое из
многого. Рассуди сам, как и что ты сделал и
для чего, и, зная милость божьего попечения
о нас, рассуди, что ты сотворил? Все это сам
рассмотри и сам найди решение этому! Видит
бог, что написали это мы
тебе не из гордости или надменности, но
чтобы напомнить тебе о необходимости
исправления, чтобы ты о спасении души своей
подумал.
Писано в нашей вотчине Ливонской земле, в
городе Вольмере, в 7086 году [1577 г.], на сорок
третьем году нашего правления, на тридцать
первом году нашего
Российского царства, двадцать пятом - Казанского,
двадцать четвертом -
Астраханского.
|
|