ПОВЕСТЬ
О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ
Взятие Пскова. В год 7018 (1510), месяца
октября в 26 день, на память святого Дмитрия,
великий князь Василий Иванович со своим
братом, удельным князем Андреем, и со своими
боярами приехал в свою вотчину, в Великий
Новгород.
Псковичи услыхали, что государь великий
князь Василий Иванович в Великом Новгороде,
и послали послов своих в Великий Новгород:
посадника Юрия Елисеевича, посадника
Михаила Помазова и бояр от каждого из
концов. И поднесли псковичи великому князю
Василию Ивановичу в дар полтораста рублей
новгородских, и просили о милости и
заступничестве за свою вотчину, мужей-псковичей,
добровольных людей: «Обижены мы твоим
наместником, а нашим князем Иваном
Михайловичем Репней и его наместниками в
псковских городах и их людьми».
А великий князь отвечал нашим посадникам: «Я
вас, свою вотчину, буду жаловать и оборонять,
как отец наш и деды наши, великие князья. А
что до наместника моего, а вашего князя
Ивана Михайловича Репни, то как только
поступят на него
многие жалобы, я его призову к ответу перед
вами». С тем и отпустил посадников наших и
бояр.
И посадники наши сказали на вече псковичам,
что князь великий, как подобает, дар их
принял, а тайных мыслей никто не знает, что
князь великий задумал против своей вотчины
и мужей-псковичей и града Пскова.
Затем, этой же зимой, немного времени спустя,
поехал из Пскова псковский князь Иван
Михайлович Репня, из князей Оболенских,
жаловаться государю великому князю на
псковичей, что-де его псковичи бесчестили. А
тот Репня не по старине приехал в Псков и
сел на княжение не так, как исстари повелось,
и начал править в Пскове не по крестному
целованию, и
не
хотел добра ни дому святой Троицы, ни мужам-псковичам.
Тот Репня много зла чинил детям боярским и
посадничьим, и те дети боярские и
посадничьи, вспомнив, сколько зла причинил
им этот Репня, князь псковский, поехали к
великому князю жаловаться на князя Ивана
Михайловича Репню.
А в это время посадники псковские задумали
с псковичами такое дело, — и не на пользу
себе придумали, — начали писать грамоты в
пригороды и в волости, говоря так: «Если кто
из людей, кто бы ни был, обижен князем, то
пусть едет к государю великому князю в
Великий Новгород жаловаться на него».
На той же неделе посадник Леонтий поехал
жаловаться на посадника Юрия Копыла. И Юрий
поехал в Новгород отвечать на его обвинения,
и там судились. И Юрий-посадник прислал
грамоту из Великого Новгорода в Псков, а в
грамоте было написано, что если не поедут
посадники из Пскова свидетельствовать
против князя Ивана Репни, то будет вся земля
виновата. И уныли тогда сердца псковичей. А
на четвертый день после получения той
грамоты поехали в Новгород девять
посадников и купеческие старосты всех
рядов. Но князь великий дел их не разобрал, а
сказал так: «Собирайтесь все, кто приехал с
жалобами, ко дню Крещения господня, и я
разберу ваши дела». А распоряжений никаких
больше нет.
В то же время, месяца января в 6 день, на
Крещение господне, великий князь велел
собраться всем нашим посадникам, а также
боярам, купцам и купеческим старостам и
идти на реку на освящение воды. А сам
великий князь вышел со всеми боярами своими
на реку Волхов, и вышли священники и дьяконы
с крестами, ибо в тот день был праздник
Крещения господня. А владыки в то время не
было в Новгороде, и святил воду владыка
смоленский и священники. И, освятив воду,
пошли все ко святой Софии.
А князь великий велел боярам своим делать
все так, как они задумали. И те начали
говорить нашим посадникам и остальным
людям: «Посадники псковские, и бояре, и
челобитчики, государь велел вам всем до
единого собраться на государев двор; а если
кто не пойдет, то пусть боится государева
наказания, ибо государь хочет разобрать все
ваши дела».
И псковские посадники и бояре, все до
единого, пошли после освящения воды на двор
владыки. И спросили бояре посадников: «Все
ли уже собрались?» И увели посадников, и
бояр, и купцов в палату, а младшие люди
остались на дворе. И вошли все в палату, и
сказали бояре посадникам, и боярам, и купцам
псковским: «Задержаны вы богом и великим
княэем Василием Ивановичем всея Руси». И
сидели тут посадники до прибытия своих жен,
а младших людей переписали и распределили
по улицам, приказав новгородцам стеречь и
содержать их до суда.
Известие о пленении своих псковичи
получили от Филиппа Поповича, псковского
купца. Он ехал в Новгород и остановился у
Веряжи, и, услышав злую весть, помчался в
Псков, оставив товар, и сказал псковичам,
что великий князь посадников наших, и бояр,
и всех челобитчиков схватил. И нашел на всех
страх и трепет, и губы пересохли от скорби:
много раз немцы приходили к Пскову, но такой
беды и напасти не бывало.
И, созвав вече, начали думать, выступить ли
войной против государя или запереться в
городе? Однако вспомнили крестное
целование — нельзя поднимать руку на
государя, — и то, что посадники и бояре и все
лучшие люди у него. И послали псковичи к
великому князю своего гонца, сотского
Евстафия, со слезами бить челом великому
князю от всех псковичей — от мала и до
велика, — чтобы: «ты, государь наш великий
князь Василий Иванович, помиловал свою
вотчину старинную». А у великого князя своя
мысль; ради того он и приехал из Москвы в
Великий Новгород, чтобы установить в Пскове
свои порядки.
И послал великий князь своего дьяка
Третьяка Долматова, и псковичи
обрадовались, ожидая подтверждения от
государя старых порядков. А Третьяк им на
вече передал просьбу великого князя, первое
новое установление: «Если вы, вотчина моя,
посадники псковские и псковичи, еще хотите
по-старому пожить, то должны исполнить две
мои воли: чтобы не было у вас веча, и колокол
бы вечевой сняли долой, и чтобы в Пскове
были два наместника, а в пригородах по
наместнику, и тогда вы еще поживете по-старому.
А если этих двух повелений государя не
примете и не исполните, то будет так, как
государю бог на сердце положит; а у него
много силы готовой, и тогда прольется кровь
тех, кто государевой воли не исполнит. И еще
государь наш великий князь хочет приехать
на поклон к святой Троице в Псков». И,
проговорив это, сел на ступени.
А псковичи поклонились до земли и не могли
ничего ему ответить, ибо очи их полны были
слез, как молоком грудь матери, и лишь те
слез не пролили, кто был неразумен и молод;
только ответили ему: «Посол государя, с
божьей помощью, утром, подумав между собой,
мы тебе ответим на все». И заплакали тут
горько псковичи. Как не выплакали они глаз
вместе со слезами, как не разорвалось их
сердце! Наутро, когда наступил день
воскресный, позвонили на вече и пришел на
вече Третьяк, и посадники псковские и
псковичи начали ему говорить так: «Написано
в наших летописцах, при прадедах его и дедах,
и при отце его крест целовали великим
князьям, что нам, псковичам, от государя
своего великого князя, какой ни будет на
Москве, не отходить ни к Литве, ни к
Неметчине, а жить нам по старине по своей
воле. А если мы, псковичи, отойдем от
великого князя к Литве или к Неметчине или
начнем жить сами по себе, без государя, то
будет на нас гнев божий, голод, и огонь, и
потоп, и нашествие поганых. А если государь
наш великий князь не сдержит то крестное
целование и не станет нами править по
старине, то и на него та же кара падет, что и
на нас. А ныне богу и государю дана воля над
их вотчиной, градом Псковом, нами и
колоколом нашим, а мы прежнего обещания
своего и клятвы не хотим изменить, и
кровопролитие на себя взять, и не хотим на
государя своего руки поднимать и в городе
запираться. А если государь наш великий
князь хочет помолиться в живоначальной
Троице и побывать в своей вотчине Пскове, то
мы своего государя рады принять всем
сердцем, чтобы нас не погубил до конца».
Месяца января в 13 день, на память святых
мучеников Ермолая и Стратоника, спустили
вечевой колокол со святой живоначалыюй
Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол,
плакать по своей старине и прежней воле. И
повезли его на Снетогорский двор, к церкви
Иоанна Богослова, где ныне двор наместника;
в ту же ночь повез Третьяк вечевой колокол к
великому князю в Новгород.
И в тот же месяц, за неделю до приезда
великого князя, приехали воеводы великого
князя с войском: князь Петр Великий, Иван
Васильевич Хабаров, Иван Андреевич
Челяднин — и повели псковичей к крестному
целованию, а посадникам сказали, что
великий князь будет в пятницу.
Поехали посадники псковские, и бояре, и дети
посадничьи, и купцы на Дубровно встречать
государя великого князя.
Месяца января в 24 день, на память
преподобной матери нашей Аксиньи, в четверг,
приехал государь наш великий Василий
Иванович всея Руси в Псков. А утром того дня
приехал коломенский владыка Вассиан Кривой,
и хотели священноиноки, и священники, и
дьяконы встретить великого князя у церкви
Святого образа в Поле, но владыка сказал,
что великий князь не велел встречать его
далеко. И псковичи встретили его за три
версты, и поклонились псковичи государю
своему до земли, и государь поздоровался с
ними, и псковичи ему молвили в ответ: «Ты,
государь наш великий князь, царь всея Руси,
здрав будь».
И поехал он во Псков; и владыка, что с ним
приехал, и священноиноки, и священники, и
дьяконы встретили его на Торгу, где ныне
площадь; а сам великий князь слез с коня у
церкви всемилостивого Спаса, тут и
благословил его владыка, и пошел он к святой
живоначальной Троице. И отслужили молебен,
и пели многолетие государю, и, благословляя
его, владыка сказал: «Бог, государь,
благословляет тебя, взявшего Псков». И
псковичи, которые были в церкви и это
слышали, заплакали горько: «Бог волен и
государь, мы были исстари вотчиной его
отцов, и дедов, и прадедов его».
И велел великий князь быть у себя в
воскресенье псковичам, старым псковским
посадникам, и детям посадничьим, и боярам, и
купцам, и житьим людям: «Я хочу пожаловать
вас своим жалованьем». И пошли псковичи от
мала и до велика на двор великого князя.
Посадники и бояре пошли в гридницу, а других
бояр и купцов псковских князь Петр
Васильевич начал выкликать по переписи,
стоя на крыльце. А тех, кто вошел в гридницу,
взяли под стражу, а псковичам, младшим людям,
кто стоял на дворе, сказали: «До вас
государю дела нет, а до которых государю
дело есть, он тех к себе позовет, а вам
государь пожалует грамоту, где сказано, как
вам впредь жить».
И взяли под стражу тех, кто был в гриднице, и
под стражей пошли они в свои дворы, и в ту же
ночь начали собираться с женами и детьми к
отъезду в Москву, поклажу легкую взяв с
собою, а остальное все бросили и поехали
вскоре с плачем и рыданиями многими. И еще
поехали жены тех, кто был посажен в
Новгороде. И всего было взято триста
псковских семей.
И так прошла слава псковская!
О славнейший среди городов — великий Псков!
О чем сетуешь, о чем плачешь? И отвечал град
Псков: «Как мне не сетовать, как мне не
плакать! Налетел на меня многокрылый орёл, а
крылья полны когтей, и вырвал у меня кедры
ливанские. Бог наказал нас за грехи наши — и
вот землю нашу опустошили, и город наш
разорили, и людей в плен взяли, и торги наши
с землею сровняли, а иные навозом конским
забросали, а отцов и братьев наших развезли;
где не бывали наши отцы, и деды, и прадеды
наши, туда увезли отцов, и братьев наших, и
друзей, а матерей и сестер наших на
поругание отдали»,
А многие постриглись в монахи, а их жены в
монахини, и ушли в монастыри, не желая идти в
плен из своего города в чужие города.
Ныне, братья, зная об этом, убоимся этого
страшного наказания, преклонимся перед
господом своим и признаемся в грехах своих,
чтобы не вызвать большего гнева господня,
не навести на себя
казни, горше первой. Ждет он нашего покаяния
и исправления, а мы не покаялись, но в
больший грех впали — в злые и лихие поклепы
и кричание на вече, когда голова не знает,
что язык говорит, не умея в своем доме
распорядиться, хотели городом управлять.
После этого великий князь начал раздавать
боярам деревни сведенных псковичей и
посадил наместников в Пскове: Григория
Федоровича и Ивана Андреевича Челядниных, а
дьяком назначил Мисюря Мунехина, а другим
дьяком ямским Андрея Волосатого, и
двенадцать городничих, и московских
старост двенадцать и двенадцать псковских,
и деревни им дал, и велел им в суде сидеть с
наместниками и их тиунами, хранить закон. А
у наместников, и их тиунов, и у дьяков
великого князя правда их, крестное
целование, взлетела на небо, а кривда начала
ходить в них; и были несправедливы к
псковичам, а псковичи, бедные, не знали
правосудия московского. И дал великий князь
псковичам свою жалованную грамоту, и послал
великий князь своих наместников по
псковским городам, и велел им приводить
жителей к крестному целованию. И начали
наместники в псковских городах жителей
притеснять.
И послал великий князь в Москву Петра
Яковлевича Захарьина поздравить всю Москву
по случаю взятия великим князем Пскова. И
послали в Псков из Москвы знатных людей,
купцов, устанавливать заново пошлины,
потому что в Пскове не бывало пошлин; и
прислали из Москвы казенных пищальников и
караульных; и определили место, где быть
новому торгу — за стеной, против Лужских
ворот, за рвом, на огороде Юшкова-Насохина и
на огороде посадника Григория Кротова. И
церковь святой Аксиньи, в день памяти
которой взял Псков, поставил великий князь
на Пустой улице, на земле Ермолки
Хлебникова, а потому та улица Пустой
звалась, что шла меж огородов, а дворов на
ней не было. И жил великий князь в Пскове
четыре недели, а поехал из Пскова на второй
неделе поста в понедельник, и взял с собою
второй колокол, а оставил здесь тысячу
детей боярских и пятьсот пищальников
новгородских.
И начали наместники над псковичами чинить
великие насилия, а приставы начали брать за
поручительство по десять, семь и пять
рублей. А если кто из псковичей скажет, что в
грамоте великого князя написано, сколько им
за поручительство, они того убивали и
говорили: «Вот тебе, смерд, великого князя
грамота». И те наместники и их тиуны и люди
выпили из псковичей много крови; иноземцы
же, которые жили в Пскове, разошлись по
своим землям, ибо нельзя было в Пскове жить,
только одни псковичи и остались; ведь земля
не расступится, а вверх не взлететь.
|
|