ПОСЛАНИЕ
ИВАНА ГРОЗНОГО ВАСИЛИЮ ГРЯЗНОМУ
ОТ
ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА
ВСЕЯ РУСИ ВАСИЛЬЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ ГРЯЗНОМУ-ИЛЬИНУ
Писал
ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо
было, Васюшка, без пути средь крымских
улусов не разъезжать; а уж как заехал, не
надо было спать, как при охотничьей поездке:
ты думал, что в окольные места приехал с
собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к
седлу и приторочили. Или ты думал, что и в
Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя
за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да
вас, неженок, умеют ловить; они не говорят,
дойдя до чужой земли: "Пора домой!" Если
бы крымцы были такими бабами, как вы, то им
бы и за рекой не бывать, не
только что в Москве.
Ты
объявил себя великим человеком, - так ведь
это за грехи мои случилось (и нам это как
утаить?), что князья и бояре наши и отца
нашего стали нам изменять, и мы вас, холопов,
приближали, желая от вас службы и правды. А
вспомнил бы ты свое и отца своего величие в
Алексине - такие там в станицах езжали, а ты
в станице у Пенинского был
чуть ли не в охотниках с собаками, а предки
твои у ростовских архиепископов служили. И
мы не запираемся, что ты у нас в приближенье
был. И ради приближенья твоего тысячи две
рублей дадим, а до сих пор такие и по
пятьдесят рублей бывали; а ста тысяч выкупа
ни за кого, кроме государей, не берут и не
дают такого выкупа ни за кого, кроме
государей. А если б ты объявил себя
маленьким человеком, - за тебя бы в обмен
Дивея не просили. Про Дивея хотя, царь и
говорит, что он человек маленький, да не
хочет взять за тебя ста тысяч рублей вместо
Дивея: Дивей ему ста тысяч рублей дороже; за
сына Дивеева он дочь свою выдал; а нагайский
князь и мурзы все ему братья;
у Дивея своих таких полно было, как ты, Вася.
Кроме как на князя Семена Пункова
не на кого было менять Дивея; разве что, если
бы надо было доставать князя Михаила
Васильевича Глинского,
можно было его выменять; а в нынешнее время
некого на Дивея менять. Тебе, выйдя из плена,
столько не привести татар и не захватить,
сколько Дивей христиан пленит. И тебя ведь
на Дивея выменять не на пользу христианству
- во вред христианству: ты один свободен
будешь да, приехав, лежать станешь из-за
своего увечия, а Дивей, приехав, станет
воевать, да несколько сот христиан получше
тебя пленит. Какая в том будет польза?
Если
ты обещал не по себе и ценил себя выше меры,
как же можно столько дать? Мерять такой
неправильной мерой - значит не пособить
христианству, а разорить христианство. А
если будет мена или выкуп по твоей мере, и мы
тебя тогда пожалуем. Если же из гордости ты
станешь против христианства, то Христос
тебе противник!
|
|