СКАЗАНИЕ
О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ
СКАЗАНИЕ
О ВЕЛИКИХ КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ ВЕЛИКОЙ
РУСИ
Из истории Ханаанской и Арфаксада, первого
потомка Ноя, родившегося после потопа. По
благословению отца Ноя вся вселенная была
разделена на три части между тремя
сыновьями его — Симом, Хамом и Иафетом. За
нерадивость был Хам лишен отцовского
благословения, потому что не покрыл наготы
отца своего Ноя, упившегося вином. Когда
отрезвел Ной от вина и узнал, что сделал над
ним меньший сын его, то сказал: «Проклят
будь Хам, да будешь рабом у братьев своих». И
благословил он двух сыновей своих, Сима и
Иафета, которые прикрыли отца своего, не
глядя на него, чтобы не видеть наготы его. И
благословил он Симова сына Арфаксада, чтобы
поселился он в земле Ханаанской. И родились
у Арфаксада два сына-близнеца: имя одного —
Мерсем, другого — Хус, они были
основателями Египта. И пошли от них
многочисленные потомки по родам их. Хус
ушел в дальние пределы Индийской страны, и
его потомки оттуда распространились на
восток; потомки же Мерса распространились
вплоть до нас. Потомки Иафета населили
северные страны до дальнего севера. И
воцарился некто из того же рода, по имени
Фарис, в Калаврийских странах и основал
город во имя свое по названию Арфакс.
Правнук же его, по имени Гайдуварий, был
первым создателем астрологии в Ассирии, во
владениях потомков Сима, а после него был
Сеостр. Сей же Сеостр самым первым на земле
воцарился в Египте, и по потомкам его прошло
много лет. Из его рода происходил и Феликс,
который обладал всей вселенной. После же
Феликса, по прошествии многих лет,
воцарился некий царь в Египте,
происходивший из того же рода, по имени
Нектанав, был он волхв, от него у Олимпиады,
жены Филиппа, родился Александр
Македонский. Александр был вторым
властителем вселенной и обладал ею
двенадцать лет, а всего он жил тридцать два
года; перед кончиной он передал Египет
своему полководцу Птолемею. Мать же
Александрова после смерти сына своего
возвратилась к отцу своему Фолу, царю
ефиопскому. Фол же отдал ее во второй раз
замуж за Виза, родственника Нектанава. Виз
же родил от нее дочь и назвал ее Антией; он
основал город в Сосвенах и назвал город
этот, который теперь именуется Царьградом,
по имени своему и своей дочери, Византия. От
Александра Македонского до Птолемея
Прокаженного насчитывается двадцать два
Птолемея.
У Птолемея Прокаженного была дочь
премудрая, по имени Клеопатра, она правила
Египетским царством вместе с отцом своим
Птолемеем. И в это время Юлий, кесарь
римский, послал зятя своего Антония,
стратига римского, воевать Египет. Когда
Антоний пришел с огромным войском посуху и
по морю, чтобы захватить Египет, то
Клеопатра послала к Антонию, стратигу
римскому, своих послов с богатыми дарами,
говоря: «Ведаешь ли, о стратиг, о египетском
богатстве? Лучше с миром царствовать, чем в
безумье проливать кровь человеческую».
Умилосердился Антоний и взял Египет без
кровопролития, и вышла за него замуж
премудрая царица Клеопатра; и воцарился
Антоний в Египте. И Юлий, кесарь римский,
услышав о своеволии Антония, поставил брата
своего Августа стратигом над воеводами и
послал его с четырьмя другими братьями
своими и со всей силой римской на Антония. И,
придя, Август покорил Египет и убил зятя
своего Антония, а сам воцарился в Египте.
Взял он и Клеопатру-царицу, дочь Птолемея
Прокаженного, и отправил ее в Рим на
кораблях вместе с захваченными великими
богатствами египетскими. Она же сказала: «Лучше
мне царицей египетской умереть, чем быть
приведенной пленницей в Рим» — и
уморила себя змеиным ядом.
На Юлия же восстали воеводы Врут, Помпей и
Красс и убили его в Риме. И вскоре к Августу
в Египет пришла весть о гибели Юлия, и
сильно опечалился он при известии о смерти
брата. И, не медля, созвал всех воевод, и
военачальников, и нумеров, и препоситов и
известил их о смерти Юлия, цезаря римского.
Они же все, римляне и египтяне, единогласно
воскликнули: «О преславный стратиг, Юлия-кесаря,
брата твоего, воскресить не можем, а твое
величество венчаем венцом римского царства».
И облекли его в одеяния Сеостра, первого
царя Египта: в порфиру и виссон, и
препоясали его поясом дермлидовым, и
возложили на голову его митру Пора, царя
индийского, которую принес Александр
Македонский из Индии, и накинули ему на
плечи мантию царя Феликса, обладавшего всей
вселенной, и дружно воскликнули громким
голосом: «Радуйся, Август, царь римский и
всей вселенной!»
В год 5457 (51 до н. э.) Август, кесарь римский,
пошел в Египет, где царствовали правители
из египетского рода Птолемеев, со своими
воеводами. И встретил его Ирод, сын
Антипатра, помогая ему с великой охотой и
воинами, и пищей, и дарами. И бог вручил
Египет и Клеопатру в руки Августу. Август же
начал собирать дань со всей вселенной.
Брата своего Патрикия поставил царем
Египта; Августалия, другого брата своего,
поставил властелином Александрии, Ирода же,
сына Антипатра, аскалонитянина, за то, что
тот почтил его, поставил царем над иудеями в
Иерусалиме; Азию же вручил Евлагерду,
родичу своему; Илирика же, брата своего,
поставил правителем в верховьях Истра; а
Пиона учредил правителем в Золотых землях,
которые ныне называются Угорской землей; а
Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки
в города Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и
преславный Гданьск, и во многие другие
города по реке, называемой Неманом и
впадающей в море. И жил Прус очень много лет,
до четвертого поколения; и с тех пор до
нынешних времен зовется это место Прусской
землей.
И вот в то время некий воевода новгородский
по имени Гостомысл перед кончиной своей
созвал всех правителей Новгорода и сказал
им: «О мужи новгородские, советую я вам,
чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых
мужей и призвали бы к себе из тамошних родов
правителя». Они пошли в Прусскую землю и
нашли там некоего князя по имени Рюрик,
который был из римского рода Августа-царя. И
умолили князя Рюрика посланцы от всех
новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И
князь Рюрик пришел в Новгород вместе с
двумя братьями; один из них был именем
Трувор, а второй — Синеус, а третий —
племянник его по имени Олег. С тех пор стал
называться Новгород Великим; и начал первым
княжить в нем великий князь Рюрик.
А четвертое колено от великого князя Рюрика
— великий князь Владимир, который
просветил Русскую землю святым крещением в
году 6496 (988). А от великого князя Владимира
четвертое колено — правнук его Владимир
Всеволодович Мономах. Когда сел он на
великое княжение в Киеве, то начал
советоваться с князьями своими, и с боярами,
и с вельможами, так говоря: «Неужели я
ничтожнее прежде меня царствовавших и
управлявших знаменами царства великой Руси,
таких, как князь великий Олег, который ходил
и взял с Царьграда большую дань для всех
воинов своих и благополучно домой
возвратился, или как Всеслав Игоревич,
князь великий, который тоже ходил на
Константин-град и еще более тяжелой данью
его обложил. А мы, божьей милостью,
наследовали престол своих прародителей и
отца своего великого князя Всеволода
Ярославича, и наследники той же чести от
бога. Ныне жду совета от вас, моего двора
князей, и бояр, и воевод, и от всего
христолюбивого воинства; да прославится
имя святой живоначальной Троицы силой
вашей храбрости с божьей помощью и нашим
повелением; какой же вы мне совет дадите?»
Так отвечали великому князю Владимиру
Всеволодовичу его князья, и бояре, и воеводы:
«Сердце царево в руке божьей, а мы все в
твоей власти». Тогда великий князь Владимир
собирает воевод умелых и мудрых и ставит
начальников над воинскими отрядами —
тысячников, сотников, пятидесятников; и,
собрав многие тысячи воинов, отправляет их
во Фракию, область Царьграда; и завоевали
большую часть ее, и возвратились с богатой
добычей.
В то время правил в Царьграде благочестивый
царь Константин Мономах и воевал он тогда с
персами и латинянами. И принял он мудрое
царское решение — отправил послов к
великому князю Владимиру Всеволодовичу:
Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух
епископов, милитинского и митилинского, и
антиохийского стратига Антипа,
иерусалимского наместника Евстафия и
других своих знатных вельмож. С шеи своей
снял он животворящий крест, сделанный из
животворящего древа, на котором был распят
сам владыка Христос. С головы же своей снял
он венец царский и положил его на блюдо
золотое. Повелел он принести сердоликовую
чашу, из которой Август, царь римский, пил
вино, и ожерелье, которое он на плечах своих
носил, и цепь, скованную из аравийского
золота, и много других даров царских. И
передал он их митрополиту Неофиту с
епископами и своим знатным посланникам, и
послал их к великому князю Владимиру
Всеволодовичу, так говоря с мольбой: «Прими
от нас, о боголюбивый и благоверный князь,
во славу твою и честь эти честные дары,
которые с самого начала твоего рода и твоих
предков являются царским жребием, чтобы
венчаться ими на престол твоего свободного
и самодержавного царства. Прими и то, о чем
будут тебя молить наши посланцы — мы от
твоего величия просим мира и любви: тогда
церковь божия утвердится, и все православие
в покое пребудет под властью нашего царства
и твоего свободного самодержавства великой
Руси; теперь будешь ты называться
боговенчанным царем, увенчанный этим
царским венцом рукою святейшего
митрополита кир Неофита с епископами». И с
тех пор великий князь Владимир
Всеволодович стал именоваться Мономахом,
царем великой Руси. И пребывал после того.
во все время с царем Константином в мире и
любви. С тех пор и доныне тем венцом царским,
который прислал греческий царь Константин
Мономах, венчаются великие князья
владимирские, когда ставятся на великое
княжение русское.
Во времена же царствования Константина
Мономаха отлучился от Царьградской церкви
и от истинной веры отошел римский папа
Формоз и уклонился в латинство. Тогда царь
Константин и святейший патриарх кир Иларий
повелели собраться на собор в царствующем
граде святейшим патриархам —
александрийскому, антиохийскому и
иерусалимскому. И по их совету
благочестивый царь Константин Мономах со
святым Вселенским собором из четырех
патриархов, митрополитов, епископов и
священников исключили имя папы из
церковных поминаний и отлучили его от
четырех патриархов. И от православной веры
отпали и с тех времен и доныне лытают,
потому и называются латинянами. Мы же,
православные христиане, исповедуем святую
Троицу — безначального Отца с единородным
Сыном и с пресвятым единосущным и
животворящим Духом в едином божестве, и
веруем в нее, и славим, и поклоняемся.
Родословие великих князей литовских. В
год 6830 (1322) некий князек, по имени Витянец, из
рода смоленских князей, плененный
безбожным Батыем, бежал из плена и
поселился в Жмудской земле у бортника. И
взял у него дочь в жены себе и прожил с нею
тридцать лет, и были они бездетны. И убило
его громом. И после князя Витенца взял жену
его за себя раб его, конюх, по имени
Гегименик. И родил от нее семь сыновей:
первый — Наримантик, второй — Евнутик,
третий — Ольгердик, четвертый — Кейстутик,
пятый — Скиригайлик, шестой — Кориадик,
седьмой — Мантоник.
В году 6825 (1317) князь московский Юрий
Данилович и князь тверской Михаил
Ярославич пошли разбираться в споре о
великом княжении владимирском. И князь
тверской Михаил Ярославич был убит в Орде.
Князь Юрий Данилович пришел из Орды,
получив великое княжение. И, видя многие
города, запустевшими и малочисленность
людей, был он охвачен печалью. Ведь после
убиения князя Михаила Черниговского
рассыпались измаильтяне по всей Русской
земле, словно стаи птиц налетели. И христиан
— одних мечами губили, других в плен
уводили, а те, кто уцелел, от нужды и голода
умирали. Разразилась над нами такая беда
грехов ради наших.
Великий же князь начал рассылать по городам
и селам, чтобы собрать уцелевших людей.
Послал он этого Гегименика в Волошскую и в
Киевскую земли и по эту сторону Минска,
чтобы наводить порядок в плененных городах
и селах, собирать дани царские с уцелевших
жителей. И с ним послал он некоего славного
мужа по имени Бореик и многих других. Этот
же Гегименик был муж очень храбрый и
великого ума, начал он собирать дань с людей
и разыскивать утаенное и сильно обогатился.
И набрал он множество людей, щедро давая им
все необходимое, и стал владеть многими
землями. И начали называть его великим
князем литовским Гедимином Первым, без
согласия великих государей русских князей
и самовольно.
В году 6859 (1351) князь великий Семен Семенович
сел на великом княжении владимирском и
московском. В том же году преставился
Гедимин Первый, великий князь литовский.
После него сел на великом княжении
литовском старший сын его Наримант. И было у
него сражение с иноплеменниками, и попал он
к ним в плен. В то время в Орду приезжал
великий князь Иван Данилович, и выкупил
князь великий Нариманта у татар и отпустил
его в Литву. Он же, по данному обету, не дойдя
до своей вотчины, крестился, и был назван в
святом крещении Глебом. Из-за этого братья
его не дали ему великого княжения.
На великом княжении сел брат его Ольгерд, а
Наримант, брат его, ушел в Великий Новгород,
Евнут же поселился там, где теперь Вильна, а
Скиригайло с братом своим Кейстутом
поселились около некоего озера за двадцать
поприщ от Вильны. И поднялся Скиригайло на
брата своего Кейстута и убил его. Сын же
Кейстута бежал к немцам и, собрав там много
друзей, пришел оттуда и убил дядю своего
Скиригайло и двух сыновей его. Он поселился
на месте отца своего и дяди своего, и назвал
это место «Троки», и заключил союз с дядей
своим Ольгердом. Этот Ольгерд вина не пил и
был наделен великим разумом, присоединил к
себе многие земли и княжения и обладал
сильной властью.
В году 6858 (1350) великий князь литовский
Ольгерд прислал послов своих к великому
князю Семену Ивановичу в Москву со многими
дарами, прося мира и жизни братьям своим.
Великий князь Семен почтил Ольгерда и
братьев его, Кориада и других, отпустил к
нему. И снова прислал Ольгерд к великому
князю Семену Ивановичу посольство, прося в
жены его свояченицу — дочь великого князя
тверского Александра Михайловича. И князь
великий Семен по благословению духовного
отца своего Феогноста, митрополита всея
Руси, отдал за него свояченицу свою, великую
княжну Ульяну. И родилось от нее семь
сыновей: первый — Андрей Полоцкий, второй —
Владимир Бельский, третий — Иван
Острожский, четвертый — Яков, пятый —
Лугвений Волынский, шестой — Василий
Черторижский, седьмой — Олелько Киевский.
По прошествии немалого времени князь
Ольгерд впал в тяжкий недуг и начал он
распределять земли сыновьям: сына своего
Якова он любил больше всех и дал ему великое
княжение и город Вильно, а остальных
сыновей своих учредил по уделам.
Благоверная же великая княгиня Ульяна, видя
мужа своего Ольгерда при последнем
издыхании и заботясь о спасении его,
созвала сыновей своих и отца своего
духовного призвала, архимандрита
печерского. И уговорила своего мужа советом
благим и с божьей помощью принять святое
крещение. И назван был он в святом крещении
Александром. После этого принял он великий
иноческий чин и украсился святою схимою —
великим ангельским образом и вместо
Александра был назван Алексеем; через
несколько дней преставился он, и погребли
тело его в Вильне, в церкви святой
Богородицы, которую он сам создал. После
этого супруга его, благоверная княгиня
Ульяна, недолгое время пожив, преставилась,
и в той же церкви погребли тело ее.
Яков же, сын Ольгердов, впал в латинскую
ересь — стал Ягайлом, великим князем
литовским, и был он советником и другом
Мамая, которого разбил за Доном благоверный
великий князь Дмитрий Иванович. А Витовт
Кейстутович заключил союз с Ягайлом. После
этого Ягайло был позван в Краков, и
короновали его в Кракове польским королем,
а в Вильне он посадил брата своего Витовта.
Витовт же, став в Вильне великим князем
литовским, начал строить много новых
городов, укрепил Киев и Чернигов и взял
Брянск и Смоленск, и присоединились к
Витовту все князья пограничные с вотчинами
своими: от Киева до самого княжества
Фоминского. Вот что известно о них.
|
|