ПЕРВОЕ ПИСЬМО ДУМНОГО
ДВОРЯНИНА ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ГРЯЗНОГО
ЦАРЮ ИВАНУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ИЗ КРЫМСКОГО ПЛЕНА
Государю царю и великому князю Ивану
Васильевичю всеа Русии бедной холоп твой
полоняник Васюк Грязной плачетца. Писал
еси, государь ко мне, холопу своему, кое было
мне бес путя середи крымских улусов не
заезжати, а заехано - ино было не по
объездному спати; да яз же чаял, что в
объезде с собаками гоняти за заицы, ажно
меня самово в торока как заица ввязали; да
також яз чаял каково за кушеньем
стоячи у тебя, государя, шутити; да яз же говорил, кое, деи пора моя. Да в твоеи ж
государеве грамоте писано, что яз за себя
Дивея сулил, а сам ся сказывал великим
человеком, и мне б памятовать свое
величество. И яз, холоп твои, ходил по твоему
государеву наказу, велено мне, государь,
было и на Миюс ходити и на Молочные Воды
языков добывати, которые бы ведали царево
умышленье, кое бы тебе, государю, безвестну
не быти, толко вестей не будет ни от которых
посылок. И мне было, холопу твоему, посылати
неково; а ково ни пошлю, и тот не доедет да
воротитца, да приехав солжет: где ни увидит
какой зверь, да приехав скажет - "люди".
И мне было, холопу твоему, как с ложною
вестью к тебе, ко государю, посылати, а
солгав да к тебе, ко государю, мне было,
холопу твоему, с чем появитца? А того слова
не говаривал, кое пора моя; а которые
говорили, те и бегали с Молочных Вод, да
потеряв государево дело, да опять
воротились. А толко б яз, холоп твой, по
объездному спал, ино было, государь, до
Молочных Вод не доити; да и назад уж был
сходил, уж был того дни на Кмолшу на стан,
коего дни меня, холопа твоего, взяли
татареве, а подстерегли тут таки, государь:
моя ж была. Да послал Василья
Олександрова с товарыщи сторожей гоняти,
а яз стал в долу с полком, а Василью приказал
"Любо, реку, учнут тебя гоняти, и ты, реку,
к нам побежи". И как Василей учал гоняти
сторожей - ино Василья встретили татарове
да почали гоняти. И Василей побежал мимо
меня, и яз, холоп твой, и молыл Василью так:
"Пора напустить?" и, кинувшись встречю,
Василья отнял, надеючись на полк, да
сцепился с мужиком. А полк весь побежал, и
рук не подняли. Да чтоб, милостивый государь,
от многих людей - ино толко было двесте
восемьдесят человек татар и с мурзами, от
больших людеи на Карачекре отбились да
еще у них побили и поранили многих. А тут и
рук не подняли, а было сто пятнадцать ручниц,
а меня, холопа твоего, выдали. И меня, холопа
твоего, взяли нолны з двемя седлы защитясь,
уж мертвого взяли; да заец, государь, не
укусит ни одное собаки, а яз, холоп твой, над
собою укусил шти человек до смерти, а
двадцать да дву ранил; и тех, государь, и ко
царю принесли вместе со мною. А в Крыме что
было твоих государевых собак изменников, и
божиим милосердьем за твоим государевым
счастием, яз, холоп твои, всех перекусал
же, все вдруг перепропали, одна собака
остался - Кудеяр, и тот по моим грехом
маленко свернулся, а впред начаюс на
милость божию, толк бог грехов не помянет, и
того ту не будет же. А коли меня, холопа
твоего, ко царю принесла только чють жива, о
чем меня царь спрашивал, и яз что говорил
лежа перед царем, и яз, холоп твой, написав
да х тебе, ко государю, послал с Офанасьем,
а иные речи Офанасей сам да и все слышели, а
Нагай толмачил, твой государев толмачь. А
шутил яз, холоп твой, у тебя, государя, за
столом тешил тебя, государя, - а ныне и
умираю за бога да за тебя ж, государя, да
за твои царевичи, за своих государей. И за
тех изменников царь хотел казнити. Да ещо
бог дал на свет маленко зрети да твое
государево имя слышети, да опять царь
разгодал, да молыл: "Тот свое чинит,
своему государю служит", да меня, холопа
твоего, отослал в Манкуп город, да велел
крепити да мало велел ести давати; толко б
не твоя государьская милость застала душу в
теле - ино было з голоду и с наготы умерети. А
нынече молю бога за твое государево
здоровье и за твои царевичи, за свои
государи; да ещо хочю у владыки Христа
нашего бога, чтоб шутить за столом у тебя,
государя, да не ведаю, мне за мое окаянство
видат ли то: аще не бог да не ты поможешь -
ино некому. Да в твоей ж государеве грамоте
написано, кое ты пожалуешь выменишь мене,
холопа своего, и мне, приехав к Москве да по
своему увечью лежать, - ино мы, холопи, бога
молим, чтобы нам за бога и за тебя, государя,
и за твои царевичи, а за наши государи,
голова положити: то наша надежа и от бога
без греха, а ныне в чом бог да ты, государь,
поставишь. А яз, холоп твой, не у браги
увечья добыл ни с печи убился, да в чом бог
да ты, государь, поставишь. А величество,
государь, што мне памятоват? - Не твоя б
государскоя милость, и яз бы што за человек?
Ты, государь, аки бог - и мала и велика чинишь.
И царю есми сказывал: "Яз молодой человек".
А Дивея, государь, яз за себя не суливал,
хотя б и по моей мене была мена, и яз бы так
молвил: кое даст государь, за меня мену, то,
государь, в божие воле да в твоей государеве.
А писал, государь, яз холоп твой, о Дивее
того для, чтобы тебе, государю, известно
было царево умышление, при послах; и он
мурзу прислал да велел был мне, холопу
твоему, писати и приказывати о чем ум весть
не подъимет, а про Дивея молвил: "Велел был царь тебе о Дивее писати; а ныне
Дивей царю не нужен: у Дивея три сыны и
меншой Дивей лутчи - вот послы их знают".
И яз, холоп твой, говорил сколко бог
вразумил: милостивый государь, спроси
послов, как ся что деяло, а Нагай толмачил.
Да как, государь, отпустя послов, а меня,
холопа твоего, велел повести в село в то ж,
где яз тогда сидел, да как против царева
двора, и царь выслал Зелдала-агу с саблею да
и с чернилы и з бумагою да говорил тогды так:
"Пиши о Дивее: царь велел тебе
говорити: толко не станешь писать, и
тебе уж же быти кажнену; то уже ты
меж нас ссору чинишь; а толко напишешь,
а брат нашь, а вашь государь, так учинит,
Дивея нам даст, а тебя к себе возмет - ино меж нас и доброе дело сстанетца". И яз,
холоп твой, о том плакал и бил челом и под
саблю ложился, а говорил: "Коли царю
надобен Дивей, и царь о нем о чом сам не
пишет? А мне как холопу писати ко государю о
таком великом деле: яз волоса Дивеева не
стоен". И он, государь, опять ко царю ходил
да вышедши молвил так: "Царь тебе
велел говорити: не станешь писати, и тебе уж
жо быти кажнену. И ты, которое любишь: то
ли, кое уж жо умерети, или то, кое меж нас
будет доброе дело? А мне о том писати
сором потому, кое ево у меня ис полку взяли;
яз потому перед послы не велел о том
говорити". И толко б не было такова слова,
и яз бы не дерзнул так писати для своеи
головы, хотя б и умерети. А то, государь, яз,
холоп твой, писал для того, кое бы тебе,
государю, было известно царево умышление, а
не для того, кое бы ты, государь, дал за меня
Дивея; хоти б, государь, яз, холоп твой, сам
того не разумел, и яз то помню: которые из
Литвы сулили за себе мену, ино каково с им
ставало. А о своей голове яз, холоп твой,
тебе государю, бил челом, чтобы ты государь,
милость показал, промыслил моею бедною
головою, как тебе, государю, бог известит
для кристьянские веры, а не для того, кое бы
за мене Дивея дал. Да ко мне ж, холопу твоему,
писано: толко стану на кристьянство за
гордость - ино мне Христос противник. Ино
мне, холопу твоему, то ли видети, кое от тебя,
от государя, писано жестоко и милостиво да
так учинить: ино дана душа богу да тебе,
государю, да твоим царевичам, а нашим
государем, а буди воля божия да твоя
государева отныне и до века, да и сподобил
бы бог умерети за вас, государей. Да ещо
вдунул душу бог в мертвеное тело, ино бы,
государь, и на конец показати прямая
службишко. Да покажи милость бедному своему
полонянику и богомольцу, пришли милостыню,
не дай умерети з голоду, а хлеб дорог - по три
тысячи батман - да и не добудут купити, а
животина вымерла и лошади повымерли и
мертвова ести не добудут. А сижю в пустом
городе в кадомах - выработат нельзя и не у
кого. А твое государево жалованье - и яз долг
платил, а иное кое чего для отдал добра для.
А царь мало кормит; а взять, государь, есть
кому, а кормит некому; толко б не твоя
государева милость, ино умерети з голоду и с
наготы. А тогды потому, милостивый государь,
писмо писано неисправно: яз был тогды при
смерти, а не писать яз, холоп твой, не смел
такова слова. А в милости и во всем ты,
государь, волен: яз ведь, холоп твой, телом
ныне в Крыму у крымского царя сижю, а душею у
бога да у тебя, государя, и мне что слыша, как
тово не писати? А в том волен бог да ты,
государь: делаешь так, как угодно богу да
тебе, государю. А ныне вести х тебе, ко
государю, потому не писал - скажет тебе,
государю, Иван Мясоедов; а преж того есми
послал к тебе, ко государю, две грамоты сего
лета о Вознесеньеве дни, а третюю грамоту - о
Покрове. А вперед, государь, надеюс на
милость божию, кое ты государь, безвестен не
будешь, хотя мне и умерети за бога да за,
тебя, государя, и за твоих царевичей. И мне
то не страшит, а страшно мне твоя государева
опала. И яз, холоп твой, о том тебе, государю,
плачюсь, чтоб ты милость показал свой
царской сыск учинил то ся как деяло и чего
для: хоти мне, холопу, и умерети случитца,
ино бы тебе, государю, известно было в
правду.
|
|