Слово
второе,
против ереси
новгородских еретиков, говорящих, что
Христос еще не родился, но придет время,
когда Он родится; а Тот, Которого христиане
называют Христом Богом, – простой человек,
а не Бог. Здесь же приводятся из Священного
Писания доказательства того, что Христом
Богом является Тот, Кто родился в Вифлееме
Иудейском от Девы Марии в дни царя
Иудейского Ирода и ради нашего спасения
добровольно претерпел распятие, воскрес из
мертвых, вознесся на небеса и вновь придет
судить живых и мертвых
Божественный
апостол и евангелист Матфей говорит: “Когда
Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода
Иудейского...” (Ср.: Мф. 2, 1.) И богоугодный
апостол Павел, Божий избранник, говорит: “Когда
пришла полнота времени, Бог послал Сына
Своего, Который родился от жены, подчинился
закону, чтобы искупить подзаконных, дабы
нам получить усыновление” (Гал. 4, 4 – 5.). И
еще: “Беспрекословно – великая
благочестия тайна: Бог явился во плоти,
оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,
проповедан в народах, принят верою в мире,
вознесся во славе. Дух же ясно говорит, что в
последние времена отступят некоторые от
веры, внимая духам обольстителям и учениям
бесовским, через лицемерие лжесловесников,
сожженных в совести своей...” (1 Тим. 3, 16 – 4,
2.), – и в особенности отнесу я эти слова к
нынешним новгородским еретикам,
утверждающим, что Христос еще не родился, но
придет время, когда Он родится. О Том же,
Которого христиане называют Христом Богом,
эти еретики говорят, будто Он был простым
человеком, а не Богом; что Он был распят
иудеями и истлел в гробнице, как человек, не
воскрес, не вознесся и не придет судить
людей. Но мы имеем свидетельства по всему
Священному Писанию о том, что Христос Бог –
Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от
Девы Марии во дни Иудейского царя Ирода; что
Он был распят, воскрес, вознесся на Небо и
вновь придет судить живых и мертвых. Так мы
веруем и так мы думаем – и проклинаем
всякую ересь, в особенности же ересь
Алексея протопопа и соучастников его
беззакония: попа Дениса, Федора Курицына и
всех, то же думавших и думающих,
богохульствующих на Господа нашего Иисуса
Христа, истинного Бога, и называющих Его
простым человеком, а не Богом по естеству,
ожидающих губителя-антихриста, вместе с
которым они сгорят в неугасающем пламени.
Мы же доподлинно знаем, что не только святые
апостолы, но и пророки, праведники, цари и
патриархи многократно и во многих образах
предсказали Рождество Христа – и время, и
место его. Не только Рождество, но и
Распятие Его, и Воскресение, и Вознесение на
Небо, и второе Пришествие, когда Он в славе
придет судить живых и мертвых, – все это они
предсказали в мельчайших деталях.
Здесь мы прежде всего
напишем о Его Божественном Рождестве от
Девы Марии, после – о Распятии, о
Воскресении, о Вознесении на Небо и о Его
втором Пришествии.
О
Рождестве Господа нашего Иисуса Христа
Великий
среди патриархов Иаков говорит: “Не
отойдет скипетр от Иуды и законодатель от
чресл его, доколе не приидет Тот, Которому
принадлежит царство, и Он – надежда народов”.
Он справедливо сказал “народов”, а не “иудеев”.
От пророчества Иакова до Христова
Рождества прошло 1808 лет. Сначала иудеи жили
в Египте, после исхода из Египта до Саула у
них начальствовали судьи, после, до
вавилонского пленения, ими управляли цари,
потом, до Христова Рождества, ими правили
архиереи. Поэтому сказано: “Когда Иисус
родился во дни царя Ирода Иудейского...”(Ср.:
Мф. 2, 1.) Уже исчезли из народа жидовского,
собственно из колена Иуды, цари и
властелины, и царствовал Ирод, который не
был жидом, поэтому пришел Христос, “надежда
народов”. И Он пришел в надлежащее и
предсказанное время, как свидетельствует
Священное Писание, в особенности же
патриарх Иаков: “Не отойдет скипетр от Иуды
и законодатель от чресл его, доколе не
приидет Тот, Которому принадлежит...”(Быт. 49,
10.)
Подобно этому говорит
пророк Даниил: “С того времени, как выйдет
повеление о восстановлении Иерусалима, до
Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две
седмины...”(Дан. 9, 25.), – но об этом скажем
далее. Все пророки предрекли о Господе
нашем Иисусе Христе, о Его Рождестве,
чудотворениях, Распятии, Воскресении,
Вознесении на Небо, втором Пришествии. Но
точнее всех предсказал пророк Даниил.
Другие, хотя и предсказали все, но не
сказали об эпохе и годе, в котором будет Его
Пришествие. Даниил же точно назвал время
вочеловечения Христа. Он также предсказал
второе Пришествие Господа Иисуса, и не
только предсказал, но и видел в видении
Господа Иисуса Христа, “на облаках шедшего
к Отцу, как бы Сына Человеческого; Ему дал
Отец царство вечное и владычество, которое
не прейдет”(Ср.: Дан. 7, 13, 14.). Поэтому Иосиф (Иосиф
Флавий (около 37 г.. – после 100 г.).), хотя и
был жидом, был поражен точностью
пророчества Даниила и назвал его
наибольшим среди пророков. Святые отцы и
учители наши, просиявшие в новозаветной
благодати, патриархи и святители – все они
были удивлены и прославили Даниила, потому
что они сосчитали годы по многочисленным
известным историям и нашли, что слова
Даниила – истинны.
Давайте прежде услышим то,
что Даниил сказал о Рождестве Господа
нашего. Он сказал царю Навуходоносору: “Ты,
царь, на ложе твоем думал о том, кто будет
править всем миром после тебя, и Бог, желая
явить тебе всех будущих царей, дал тебе
такой сон: вот, большой истукан, у него
голова была из золота, грудь и руки – из
серебра, чрево и бедра – медные, голени и
ноги – железные. Потом камень оторвался от
горы без содействия рук человеческих и
разбил истукана; и все раздробилось вконец:
золото, серебро, медь, железо, глина. Камень
же, разбивший истукана, сделался великою
горою и наполнил всю землю. Вот сон!” (Ср.:
Дан. 2, 29, 31 – 36.) Значение его таково. Золотая
голова – это Вавилонское царство и ты, царь,
и до тебя царствовавшие в Вавилоне.
Серебряные руки и грудь – это два царства,
Персидское и Мидийское, которыми
разрушится ваша власть в Вавилонском
царстве. А медные чрево и бедра – это
Александр из Македонии, который разрушит
все эти царства, он подобен меди, звон
которой слышен во всех сторонах света. Его
царство будет разрушено другим – Римским
царством, “железными голенями и ногами”,
ибо Римское царство, покорившее все
остальные, уподоблено железу, которое
тверже и золота, и серебра, и меди, – оно
покорит все владычества и царства. Но и оно
не вечно будет жить и царствовать: придет
время, когда Бог Небесный воздвигнет
царство, которое вовеки не разрушится, и это
царство не будет передано другому народу,
оно сокрушит и развеет все царства, а само
будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень
отторгнут был от горы не руками, и раздробил
глину, железо, медь, серебро, золото; и этот
сокрушивший камень был размером с большую
гору и заполнил всю землю. Великий Бог дал
знать царю, что будет после этого. Камень,
отколовшийся от горы не руками, есть Сын
Божий; “от горы” – означает, что Он от
Святой Девы родился; “без рук” – значит
без растления, ибо без семени мужского и без
растления девства Дева родила Его; “раздробит
и сокрушит истукана” – значит, что
сокрушит всех идолов; “стал большой горой и
наполнил всю землю” – значит, что Его
проповедь распространится от одного до
другого края Вселенной; “сокрушит и
развеет” все царства – значит, что Он
заставит все царства назвать Его не только
царем, но и Богом, поэтому царство Его не
будет передано другим, ибо Царство Божие
бесконечно.
И будто бы некие люди
спросили Даниила о его словах: “воздвигнет
Бог Небесный царство, которое вовеки не
разрушится”, – и никто не знает, когда Бог
его воздвигнет. Но если люди допытываются о
времени царствования земного смертного
царя – насколько важнее и желаннее им
узнать время прихода Небесного
Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением
и открыто рассказал все, что он явственно
увидел от архангела Гавриила и что точно
узнал от него: “Знайте и разумейте: с того
времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима, до Христа
Владыки семь седмин и шестьдесят две
седмины”(См. Дан. 9, 25.).
Что значат слова: “когда
выйдет повеление”? Пророк говорит о
последнем повелении Дария, царя
Персидского, он же Артаксеркс, о
восстановлении Иерусалима – с того времени
до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не
от повеления Кира о восстановлении
Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус
Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы
восстановить город и храм, но соседние
народы не позволили им начать это дело,
вплоть до времени царствования Дария
Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю,
Ездре и Неемии было приказано завершить
храм и город в шестой год царствования Кира.
В тот год исполнилось 70 лет после пленения,
о чем предсказал Иеремия, и весь народ
иудейский был отпущен; с того времени
считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа
Владыки; седмины эти – не недели, ибо в
неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих
седмин 7 и 62, всего – 483 года. Ангел потому
исчисляет седминами, а не просто годами, что
у иудеев это число почитается и считается
самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход
написано: “Сказал Господь Моисею: объяви
сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь
раз по семи лет, и вострубите трубой по всей
земле на следующий год”(Ср.: Лев. 25, 1, 8 – 9.).
Много и других
свидетельств приводится в Священном
Писании о числе 7. И пусть не говорят, что
пророк неопределенно сказал о седминах: его
слова можно истолковать так, а можно иначе.
Да не будет сказана такая нелепость!
Известно, что пророк предсказал истинно, и
это подтверждено многими известными
летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.),
иудейским философом, многоученым епископом
Памфилийским Евсевием, великим Никифором,
патриархом Константинопольским и
исповедником, и премудрым Григорием мнихом,
написавшим книгу “Хронограф”.
История говорит о том, что
вначале Феглаффелласар, царь Ассирийский,
захватил Иудею, затем Салманассар захватил
Самарию и соседние города, затем Сеннахерим
захватил город Иерусалим и принял отмщение
от Бога, затем Навуходоносор захватил
Иерусалим. Об этом пленении говорит Иеремия:
“Будете в плену 70 лет”(Ср.: Иер. 25, 11.). После
Навуходоносора в течение 5 лет царствовал
Евил-Меродах, его сын, потом 3 года –
Валтасар, другой сын Навуходоносора, потом
17 лет царствовал Дарий Мидийский, иначе
Астиаг, женой которого была Есфирь; затем
Кир Персидский, отпустивший иудеев и
Зоровавеля возобновить город Иерусалим и
храм, но им воспрепятствовали соседние
народы; после Кира 18 лет царствовал сын его
Камбиз, названный Навуходоносором – он
послал против Иерусалима военачальника
Олоферна, которого убила Юдифь; затем 7
месяцев правил Смердиз волхв; после
Смердиза 20 лет правил Дарий, тот, который
был назван Артаксерксом – он приказал
окончательно восстановить храм и город
Иерусалим и окончательно отпустил иудеев,
как мы уже сказали, на шестом году
царствования. И с того времени 7 седмин и 62
седмины до Христа Владыки по пророчеству
Даниила. После этого Дарий царствовал 14 лет,
а после него его сын Ксеркс – 15 лет, затем
Артаван – 6 месяцев, Артаксеркс Лонгимон –
41 год, Артаксеркс Атон – 2 месяца, Сагдоан –
7 месяцев, Дарий незаконнорожденный – 19 лет,
Артаксеркс Мнемон – 40 лет, Артаксеркс, его
сын (его также называют Ох), – 4 года, Хус – 4
года, Дарий Арсаманский (Кодоман)
царствовал 6 лет, его убил Александр
Македонский, который процарствовал 12 лет в
Персии. После Александра в Персии не стало
царей. После Александра сначала царствовал
в Египте Птоломей Филадельф 38 лет; затем
Птоломей Евергет – 25 лет (В других
рукописях прибавлено: “Птоломей Младший 29
лет”.); Птоломей Епифан – 17 лет и 6 месяцев;
Птоломей Лагид, он же Александр, царствовал
10 лет; Птоломей, его брат, царствовал 8 лет;
Селевк Никанор – 20 лет; сын Селевка Антиох
Славный – 15 лет, он преследовал Елеазара,
Соломонию и семь отроков Маккавеев; Антиох,
его сын, – 23 года; Птоломей Латур и Дионисий
– 30 лет; Клеопатра, дочь Птоломея,
царствовала 22 года, ее убил Август Кесарь и
уничтожил власть Птоломеев в четырнадцатый
год своего царствования. После свержения
власти Птоломеев в Египте царствовал
Август 28 лет, всего же – 42 года, и в 42-й год
его царствования родился плотью Господь
наш Иисус Христос, Безначальный Бог, от
Святой Девы Марии. С того времени – 30 лет до
Его Крещения, которое было во время
правления Тиверия Кесаря, правившего после
Августа. Тогда завершились 7 седмин и 62
седмины от Дария, звавшегося также
Артаксерксом, от 6-го года его правления до
15-го года правления Тиверия Кесаря, до
отшествия на Иордан Владыки Христа! Есть
только один лишний год и девять месяцев.
Пусть никто не думает,
будто пророк ошибся, сказав, что от
повеления Дария до Христа Владыки пройдет
483 года, фактически же прошло времени на
один год и 9 месяцев больше. Это ошибка
переписчиков: со времени Даниила пророка до
нашего времени прошло 2000 лет, и сколько
переписчиков было за эти годы! Есть в
Писании и другие ошибки, ибо то, что давно
написано, стирается и становится
неудобочитаемым, например, если у буквы “твердо”
сотрется одна черта, то нельзя понять, была
ли это буква “твердо” или буква “покой”.
Также если у буквы “покой” сотрется
верхняя черта, непонятно, “покой” это или
“иже”, из-за этого в числе 300 (“Т”) видится
“П” (число 80), и в числе 80 (“П”) видится “И”
(число 8), и поэтому в Македонских книгах не
хватает двух лет, также и в Маккавейских
книгах расхождение почти в 40 лет, и в
Римских книгах 2 года лишних. В Деяниях
Апостолов написано: “После смерти Моисея
до пророка Самуила прошло 450 лет”(Ср.: Деян.
13, 20.) – лишние здесь почти сто лет. Не
Писание апостолов ошибочно, но или
переписчик ошибся, или давно написанные
буквы стерлись и стали неудобочитаемыми,
как мы уже сказали раньше. Рассмотрев
Священное Писание, мы найдем много таких
описок. И довольно об этом.
Вернемся к пророчеству
Даниила. После окончания 7 седмин и 62 седмин
пришел Владыка Христос на Иордан; тогда Он
крестился, начал совершать чудеса и явился
людям истинным ожидаемым Христом Богом, по
свидетельству Иоанна Крестителя,
сказавшего: “За мною идет Муж, Который... был
прежде меня. Я не знал Его; но для того
пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был
Израилю” (Ин. 1, 30, 31.). Ибо до Крещения
Христос не совершал чудес и не давал
знамений и потому был неизвестен людям.
Хотя при Рождестве Его и были явлены
знамения и чудеса, но не всем Он был открыт,
а лишь совсем немногим. Когда же Он
крестился в Иордане, отверзлись небеса, и
Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и
голос с Неба раздался от Отца: “Сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение. Его слушайте”(Мф. 3, 17; 17, 5.).
Иоанн воскликнул: “Я видел и
засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”(Ин.
1, 34.). Так, после исчезновения правителей
Иудейских, по пророчеству Иакова, пришел
Христос. Ибо Ирод убил Гиркана, царя и
первосвященника из рода Маккавеев; с тех
пор не было из рода Маккавеев царей и
первосвященников. Ирод был иноплеменником,
при нем родился Христос, согласно
пророчеству Иакова: “Не отойдет скипетр от
Иуды... доколе не приидет Тот, Которому
принадлежит”(Быт. 49, 10.). Через тридцать лет
Он крестился и начал творить великие чудеса
и показывать чудные знамения, воскрешать
мертвых и делать слепых зрячими, очищать
прокаженных и исцелять расслабленных,
изгонять бесов, а также совершил другие
бесчисленные деяния, как свидетельствует
Божественное Евангелие. Поэтому явно стало
людям, что Он есть Сын Божий, предсказанный
пророками.
Итак, мы точно изъяснили по
Божественным Писаниям апостолов, пророков
и святых отцов, что Тот воистину Христос Бог
наш, Кто родился в Вифлееме от Святой Девы
Богородицы Марии во дни Ирода, царя
Иудейского, и в тридцать лет крестился и
объявил Себя людям; еретики же ложно
говорят, будто Христос еще не родился, но
придет время, когда он родится. И довольно
об этом.
Далее скажем по
Божественным пророческим Писаниям и о
Распятии Господа нашего Иисуса Христа,
которое Он претерпел ради нашего спасения,
о Воскресении, о Вознесении на Небо, о
втором Пришествии Его, когда Он придет в
славе судить живых и мертвых – ибо все это
божественные пророки предсказали и точно
описали.
О
Распятии Господа нашего Иисуса Христа
Исаия
говорит о Распятии Христа: так говорит
Господь: “Вот, раб Мой будет благоуспешен,
возвысится и вознесется, и возвеличится.
Как многие изумлялись смотря на Тебя, –
столько был обезображен паче всякого
человека лик Его, и вид Его – паче сынов
человеческих!”(Ис. 52, 13 – 14.) “Нет в Нем ни
вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в
Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он
был презрен и умален пред людьми, муж
скорбей и изведавший болезни... Он взял на
Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы
думали, что Он был поражаем, наказуем и
уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи
наши и мучим за беззакония наши; наказание
мира нашего было на Нем, и ранами Его мы
исцелились. Все мы блуждали, как овцы,
совратились каждый на свою дорогу: и
Господь возложил на Него грехи всех нас. Он
истязуем был... и не открывал уст Своих; как
овца, веден был Он на заклание, и как агнец
пред стригущим его безгласен, так Он не
отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят;
но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от
земли живых; за преступления народа Моего
претерпел казнь. Ему назначали гроб со
злодеями, но Он погребен у богатого, потому
что не сделал греха, и не было лжи в устах
Его... Он предал душу свою на смерть и к
злодеям причтен был, тогда как Он понес на
Себе грех многих (Ис. 53, 2 – 9, 12.) и из-за их
грехов был предан на смерть”. Еще говорит
Исаия: “Я облекаю небеса мраком, и вретище
делаю покровом их”(Ис. 50, 3.). Еще говорит
Исаия: “Господь вступает в суд со
старейшинами народа Своего и с князьями его...”(Ис.
3, 14.)
Подобное этому говорит и
пророк Захария: “Дайте Мне плату Мою; если
же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату
Мне тридцать сребреников”(Зах. 11, 12.); “...И
посмотрят на Меня, которого пронзили”; и: “Ему
скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он
ответит: оттого, что Меня били в доме
любящих Меня”(Зах. 13, 6.). И еще говорит
Захария: “Поражу пастыря и рассеются овцы”.
“И в тот день не будет света, но будет зима и
холод. День этот будет единственный,
ведомый только Господу: ни день, ни ночь;
лишь в вечернее время явится свет... В то
время даже на конских уборах будет
начертано: “Святыня Господу”(Зах. 14, 6 – 7,
20.).
Иеремия сказал: “И взяли
тридцать сребреников, цену Оцененного,
Которого оценили сыны Израиля, и дали их за
землю горшечника, как сказал мне Господь”(Мф.
27, 9 – 10. Ср.: Иер. 32, 9.). “Они отвесят в уплату
Мне тридцать сребреников”(Зах. 11, 12.). О,
пророческое осияние! О, великая и неложная
мудрость Святого Духа! Не сказано: “10
сребреников”, или “20 сребреников”, но
“30”. И Евангелие говорит о 30 сребрениках –
и пророк говорит о 30 сребрениках. Евангелие
говорит: “И дали их за землю горшечника” –
и пророк говорит: “Дали их за землю
горшечника”. Спроси жида: “Разве Иеремию
продали за 30 сребреников? разве цену его
дали за землю горшечника?” Никогда, никоим
образом!
И еще говорит Ездра: “Благословен
Господь, распростерший Свои руки, Спаситель
Иерусалима”.
Давид говорит: “И дали Мне
в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня
уксусом”(Пс. 68, 22.). “Пронзили руки Мои и
ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости
Мои... делят ризы Мои между собою и об одежде
Моей бросают жребий”(Пс. 21, 17 – 19.). И еще: “Восстают
цари земли, и князья совещаются вместе
против Господа и против Помазанника Его”(Пс.
2, 2.).
И Моисей говорит: “Видите
Жизнь вашу, перед вами висящую, и не веруете”(Ср.:
Втор. 28, 66.). Если кто-либо скажет, что
говорится о медном змее, он явно солжет –
ибо иудеи веровали в медного змея.
Иеремия говорит: “А я, как
кроткий агнец, ведомый на заклание, и не
знал, что они составляют замыслы против
Меня, говоря: “положим дерево в хлеб Его и
отторгнем Его от земли живых...”(См. Иер. 11,
19.) Хлебом пророк называет Плоть Христову,
деревом – Крест.
О
Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
Давид
говорит: “Но, как бы от сна, воспрянул
Господь, как бы исполин, побежденный вином,
и поразил врагов Его в тыл, вечному сраму
предал их”(Пс. 77, 65 – 66.).
И Осия говорит: “Смерть!
где твое жало? ад! где твоя победа?”(Ос. 13, 14.)
И еще он же говорит: “Он уязвил – и Он
исцелит нас, поразил – ...и оживит нас через
два дня, в третий день восставит нас...”(Ос. 6,
1 – 2.)
Захария говорит: “Ты
кровью завета Твоего освободил узников
Твоих изо рва, в котором нет воды”(См. Зах. 9,
11.).
Давид говорит: “Воскресни,
Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все
народы”(Пс. 81, 8.). И еще: “Он спас их от
бедствий их; вывел их из тьмы и тени
смертной, и расторгнул узы их... Ибо Он
сокрушил врата медные и вереи железные
сломил... Он спас их от бедствий их; послал
Слово Свое и исцелил их, и избавил их от
могил их”(Пс. 106, 13 – 14, 16, 19 – 20.).
Исаия говорит: “Узники,
выходите, те, которые во тьме, покажитесь”(Ср.:
Ис. 49, 9.).
Софония говорит: “Ждите
Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я
восстану... Тогда опять Я дам народам уста
чистые...”(Соф. 3, 8 – 9.)
Давид говорит: “Ради
страдания нищих и воздыхания бедных ныне
восстану, говорит Господь, поставлю в
безопасности того, кого уловить хотят”(Пс.
11, 6.). И еще: “Ты не оставишь души Моей в аде и
не дашь святому Твоему увидеть тление”(Пс.
15, 10.).
Об этом же говорит
первоверховный апостол Петр: “Давид,
будучи пророком... прежде сказал о
воскресении Христа, что не оставлена душа
Его в аде, и плоть Его не видела тления”(Деян.
2, 30 – 31.). Ибо Давид умер, был погребен и
видел тление, а Тот, Которого Бог восставил,
не видел тления.
И еще говорит Давид: “Восстань,
Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не
забудь угнетенных Твоих до конца” (Пс. 9, 33.).
И еще: “Воскресни, Боже, суди землю, ибо Ты
наследуешь все народы”(Пс. 81, 8.). И еще: “Восстань,
Господи, да не преобладает человек, да
судятся народы пред лицом Твоим, поставь,
Господи, над ними законодателя, да знают
народы, что человеки они” (См. Пс. 9, 20 – 21.). И
еще: “Да воскреснет Бог, и расточатся враги
Его...”(Пс. 67, 1.)
О
Вознесении на Небеса Господа нашего Иисуса
Христа
Давид
говорит: “Восшел Бог при восклицаниях,
Господь при звуке трубном”(Пс. 46, 6.). И еще: “Вознесись,
Господи, силою Твоею”(Пс. 20, 14.), и: “Вознесись
на Небеса, Боже; над всею землею да будет
слава Твоя”(См. Пс. 107, 6.). И еще: “Буду
превознесен в народах, превознесен на земле”(Пс.
45, 6.), и: “Ты восшел на высоту, пленил плен...”(Пс.
67, 19.) И еще: “И воссел на Херувимов, и
полетел, и понесся на крыльях ветра” (Пс. 17,
11.). И еще: “Вознесись, Судия земли, воздай
возмездие гордым”(См. Пс. 93, 2.). И еще: “Поднимите,
врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери
вечные, и войдет Царь славы!”(Пс. 23, 9.)
И Захария говорит: “Приидет
Господь Бог мой и все святые с Ним, и станут
ноги Его на горе Елеонской, которая пред
лицом Иерусалима к востоку. И будет в тот
день, живые воды потекут из Иерусалима,
половина их к морю восточному и половина их
к морю западному: летом и весной так будет”(Ср.:
Зах. 14, 4 – 5, 8.). Известно, что только тогда
стали ноги Господа на горе Елеонской, когда
Господь наш Иисус Христос вознесся с горы
Елеонской на Небеса.
В Первой книге Царств
написано: “Господь взошел на Небеса и
возгласил, и Он будет судить концы земли,
будучи праведным”(См. 1 Цар. 2, 10.).
Исаия говорит: “Господь
говорит: “Ныне вознесусь”. И будет в
последние дни явлена гора Господня; и
придут все народы и скажут: придите, и
взойдем на гору Господню, и возвестит Он нам
путь Свой, и мы им пойдем”(См. Ис. 2, 2 – 3.). И
еще: “Кто это идет от Едома, в червленых
ризах от Восора, величественный в Своей
одежде, выступающий в полноте силы Своей? “Я
– изрекающий правду и суд спасения”.
Почему одеяние Твое красно, и ризы у Тебя,
как у топтавшего в точиле? “Я топтал точило
один, и из народов ни один человек не пошел и
не помог; но Я Один, будто в виноградном
точиле, потоптал всю силу дьявола и
сокрушил непокорных иудеев”(Ср.: Ис. 63, 1 –
3.).
О
втором Пришествии Господа нашего Иисуса
Христа
Малахия
говорит: “Так говорит Господь: “Вот, идет
Господь Вседержитель”. Он – как огонь
расплавляющий и как щелок очищающий, и
сядет переплавлять и очищать, будто серебро
и золото”(Ср.: Мал. 3, 1 – 3.).
И Исаия говорит: “Я знаю
деяния и мысли их и воздам им. И вот, приду
собрать все народы и языки, и они придут и
увидят славу Мою. И будут новое небо и новая
земля, которые Я сотворил, пребывать предо
Мною. И придет всякая плоть поклониться
пред лицом Моим, говорит Господь. И будут
выходить и увидят трупы людей, отступивших
от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не
угаснет; и будут они мерзостью для всякой
плоти”(Ср.: Ис. 66, 18, 22 – 24.). И еще говорит: “Небеса
свернутся, как свиток книжный, и все звезды
падут, как спадает лист с виноградной лозы”(См.
Ис. 34, 4.). “Вот, приходит день Господа лютый,
с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать
землю пустынею и истребить с нее грешников
ее. Звезды небесные и светила не дают от
себя света; солнце меркнет при восходе
своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу...
нечестивых – за беззакония их, и положу
конец высокоумию гордых”(Ис. 13, 9 – 11.).
Другой пророк дополняет: “Близок
великий день Господа, близок и очень
поспешает: уже слышен голос дня Господня;
горько возопиет тогда и самый храбрый! День
гнева – день сей, день скорби и тесноты,
день опустошения и разорения, день тьмы и
мрака, день облака и мглы, день трубы и
бранного крика... И Я стесню людей, и они
будут ходить, как слепые, потому что они
согрешили против Господа... Ни серебро их, ни
золото их не может спасти их в день гнева
Господа, и огнем ревности Его пожрана будет
вся эта земля, ибо истребление... совершит Он
над всеми жителями земли”(Соф. 1, 14 – 18.).
Пророк и царь Давид
восклицает, добавляя к этому: “Грядет Бог
наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь
поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он
призывает свыше небо и землю, судить народ
Свой”(Пс. 49, 3 – 4.). И еще: “Воскресни, Боже,
суди землю”(Пс. 81, 8.); “и гнев человеческий
обратится во славу Тебе”(Пс. 75, 11.); и “Ты
воздаешь каждому по делам его”(Пс. 61, 13.).
Многое другое подобное
Псалмопевец и все пророки, узнав через
Божественного Духа, предсказали о будущем
Суде и о втором Пришествии Господа нашего
Иисуса Христа. Еретики же, исповедующие
жидовство, говорят, будто то, что пророки
пишут о Страшном Суде, о воскресении
мертвых и о возмездии по делам – истина, но
не Иисус будет судить, а Бог Отец
Вседержитель. Мы же помолимся одному из
святых и досточтимых пророков. Кто же он?
Даниил, истиннейший из пророков ; он, как
бы взяв нас за руку, подведет и покажет
Самого Царя и Бога Отца Вседержителя,
давшего суд Сыну, и так скажет: “Видел я,
наконец, что поставлены были престолы, и
воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было
бело, как снег, и волосы главы Его – как
чистая волна; престол Его – как пламя огня,
колеса Его – пылающий огонь. Огненная река
выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч
служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним;
судьи сели, и раскрылись книги” (Дан. 7, 9 –
10.). Многие тогда воскресли из земного праха:
одни – для вечной жизни, другие – для
вечной муки. “Видел я в ночных видениях, вот,
с облаками небесными шел как бы Сын
Человеческий, дошел до Ветхого днями и
подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава
и царство, чтобы все народы, племена и языки
служили Ему; владычество Его – владычество
вечное, которое не прейдет, и царство Его не
разрушится” (Дан. 7, 13 – 14.). Вот истинное
пророческое видение, которое как в ясном
свете солнца показывает, что воистину
Господь наш Иисус Христос – Судия живых и
мертвых и Бог истинный во веки веков! Аминь.
|
|