Слово четырнадцатое,
против ереси новгородских еретиков,
говорящих, что не следует особенно много
дознаваться, выведывать и допытываться о
еретиках и отступниках, если они сами не
исповедают своей ереси и отступничества.
Здесь же собраны свидетельства святых книг
о том, что всем любящим Христа следует
обнаружить всяческое старание, усилия и
благоразумную хитрость в распознавании
еретиков, разыскивать их и выведывать о них,
узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается
скрыть еретика – сообщник еретиков
Мы уже привели
достаточно свидетельств из святых книг о
том, что всем людям – и святителям, и
священникам, и инокам, и всем христианам –
следует не только осуждать еретиков и
отступников, но и проклинать их, цари же,
князья и судьи мирские должны отправлять их
в заточение и предавать лютым казням.
Теперь нужно сказать еще об
одном еретическом измышлении.
Еретики утверждают, что не
подобает особенно много дознаваться,
выведывать или допытываться о еретиках и об
отступниках, если они сами не исповедают
своей ереси и отступничества. Мы же скажем
теперь о том, что повелевают святые книги, а
именно: всем верующим во Святую и
Животворящую Троицу следует всячески
стараться, прилагать усилия и проявлять
благоразумную хитрость, чтобы разузнать о
скрывающихся еретиках, найти их и допросить.
Так поступил божественный
Флавиан, патриарх Антиохийский, который,
разузнав и выведав все о еретиках, своим
богомудрым искусством посрамил их. Он
увидел, что скверная ересь месалианская
распространяется среди его паствы, хотя
еретики скрывали ересь, никому ничего не
говорили и клялись страшными клятвами, что
они православные. Но тайно они прельщали
православных, и тогда добрый пастырь,
движимый Животворящим Духом, замыслил
следующее. Призвав к себе одного старца, по
имени Адельфий, начальника месалианской
ереси, он, повелев ему сесть рядом с собой,
стал говорить с ним наедине: “Мы, о старче,
прожив долгую жизнь, хорошо узнали
человеческое естество и изведали вражьи
бесовские козни; испытания научили нас и
стяжанию благодати. А служащие со мною
церковные причетники молоды, ничего этого
толком не знают, не желают слушать духовных
слов. Итак, скажи мне, что говорится об
отхождении духа вражия и о нахождении
благодати Святого Духа?” Адельфий
наслаждался этими словами, думая, что и
блаженный Флавиан хочет воспринять их
ересь, и тотчас изрыгнул скверный яд свой и
последовательно изложил всю месалианскую
ересь, которую таил в себе. Блаженный же
Флавиан, выслушав все это, сказал ему: “О
старче, состарившийся во зле, твои уста
обличили сокровенный яд сатанин в сердце
твоем”, – и немедленно приказал изгнать
еретиков из пределов антиохийских.
Подобным образом поступил
и святой Амфилохий, епископ Иконийский.
Увидев, что появилась месалианская пагуба и
пасомое им стадо повреждается ею, он
избавился от нее так: старательно и
хитроумно расследовал, стараясь узнать, в
чем заключается еретическое злословие, а
разузнав, отогнал от паствы.
Потому пусть стремится
каждый православный приложить все силы,
проявить всяческое старание и ревность, с
верой и великой любовью к единородному Сыну
Божию; пусть расспрашивает еретиков и
отступников всякими способами и со всей
тщательностью, как делали святители и
преподобные отцы наши, а разузнав обо всем
– пусть не утаивает; тот же, кто попытается
утаить, явится сообщником еретиков.
Так, священные правила
говорят: если манихеи или иные еретики,
бывшие христианами, начнут потом поступать
и рассуждать по-еретически, то те, кто
узнают об этом и не сообщат князьям,
подлежат смертной казни. Если какой-либо
воевода, или воин, или начальник собрания,
которые должны заботиться о том, не
поступает ли кто и не рассуждает ли по-еретически,
– если они, узнав о том, не сообщат о еретике,
то заслуживают смертной казни, хотя бы сами
и были православными.
И божественный Златоуст
говорит: не думайте, что делаете благое дело
вашим братьям, если видите творящего
неподобное и не сообщаете об этом; сами себя
предаете окончательному осуждению.
И еще говорит Златоуст:
разве не по-персидски рассуждает перс? И
варвар – не по-варварски ли поступает? Если
кто-нибудь из персов или варваров,
скрывающийся среди нас и притворяющийся
одним из нас, будет узнан и схвачен, разве не
будет он тотчас, без слов, подвергнут
допросу и пыткам, и не только он один, но и
знавшие слова его и дела и не сообщившие о
том?
Так же и воры и разбойники,
убийцы и разорители могил, схваченные и
обличенные, – разве не претерпят они вечную
муку и злую смерть? И не только те, кто
крадет или убивает, но и те, кто знает об
этом и не доносит, или господа, не желающие
запрещать подчиненным, – все они примут
такую же казнь. Тем более достоин казни тот,
кто слышит или видит говорящего слова или
творящего дела еретические и не сообщает об
этих хулах и оскорблениях.
Если услышишь, что кто-либо
затевает убийство царя земного, и не
донесешь о том, то будешь казнен вместе с
заговорщиками; еретики же и отступники
постоянно убивают, хулой и поношением, Царя
Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а
ты знаешь, кто хулит и поносит, – и не
проявляешь никакого старания и ревности,
чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из
этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь
предан вечному огню вместе с теми, кто
поступает так.
Тот же, кто хочет избежать
такой участи, ни в коем случае не должен
утаивать или покрывать еретиков, но должен
обличать их и свидетельствовать о них, – не
только если сам услышит или увидит кого-либо,
говорящего слова и творящего дела
еретические, но и в том случае, если
обнаружатся другие истинные свидетели
против делающих и говорящих по-еретически.
Ибо так повелевает
Священное Писание. Ведь в Ветхом Завете
говорится: если кто-либо отвергнет закон
Моисеев и станет говорить, что не отвергал,
но при этом будет два или три достоверных
свидетеля против отвергшегося, то он тотчас
бывает убит (См. Втор. 17, 2 – 7.). Так было в
Ветхом Завете.
Теперь же, в Новом Завете,
божественный апостол Павел осуждает тех,
кто отвергает Сына Божия, более, чем тех, кто
отвергает закон Моисеев. Он говорит: “Если
отвергшийся Закона Моисеева, при двух или
трех свидетелях, без милосердия
наказывается смертью, то сколь тягчайшему...
наказанию повинен будет тот, кто попирает
Сына Божия и не почитает за святыню Кровь
завета... и Духа благодати оскорбляет?”(Евр.
10, 28 – 29.)
Видишь, что и Ветхий, и
Новый Завет требуют участия достоверных
свидетелей. Ведь и Господь наш Иисус
Христос говорит: “Дабы устами двух или трех
свидетелей подтвердилось всякое слово”(Мф.
18, 16.). И если не принимать показаний
истинных свидетелей, то исчезнет всякое
благочиние и благополучие в городах, в
домах, на торжищах и на дорогах, и все
наполнится бесчинством и мятежом, молвой и
смущением, воровством и разбоем, убийством
и нестроением.
Потому в священных
правилах и гражданских законах, в грани
двадцать седьмой написано о свидетелях. И
тот, кто хочет подробно узнать, пусть
прочтет там и увидит, что мы говорим это не
от себя, но по свидетельству святых книг.
Поэтому пусть постарается
каждый православный всеми способами
отыскивать еретиков и отступников, и,
разузнав истинно и достоверно об их
еретичестве и отступничестве, не утаивает,
но доносит и свидетельствует на них, не
боясь еретической хулы и укорения.
И довольно об этом.
|
|