Слово шестое,
против ереси новгородских еретиков,
говорящих, будто не следует поклоняться
рукотворным предметам. Здесь же приводятся
из Священного Писания свидетельства того,
что и в Ветхом Законе люди поклонялись
рукотворным вещам, которые Господь Бог
повелел создать во славу Свою; а в наше
время тем более следует поклоняться
рукотворным предметам, то есть святым
иконам, Честному и Животворящему Кресту и
другим божественным и освященным предметам,
которые Господь Бог наш Иисус Христос
повелел создавать во славу Свою
Многие из
еретиков, в особенности наши современники,
новгородские еретики, уклонившиеся в
тяжкое заблуждение, в безумии и злобе
внесли немало раздора в Божественную и
Апостольскую Церковь, распространяя
жидовское учение. Мы же теперь скажем об
одной из их ересей: будто бы не следует
поклоняться плотскому образу ради нас
вочеловечившегося Бога Слова, иконному
изображению Господа нашего Иисуса Христа,
Пречистой Богородицы, всех святых, Честному
и Животворящему Кресту, Божественному
Евангелию, Святым и Животворящим Христовым
Тайнам, освященным сосудам, в которых
совершаются Божественные Таинства, честным
мощам святых и Божественным храмам.
Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и
поступках, еретики, как бешеные собаки,
рвущие все своими зубами, оскверняли
священные предметы, выбрасывая Честные
Кресты и Божественные иконы в нечистые
места. При этом еретики говорили, будто не
следует поклоняться рукотворным вещам по
заветам, данным Богом Моисею: “Не сотвори
себе всякого подобия”(См. Исх. 20, 4). И еще: “Не делайте...
богов серебряных, или богов золотых, не
делайте себе”(Исх. 20, 23.); и: “Не делайте себе
кумиров и изваяний... чтобы кланяться пред
ними”(Лев. 26, 1.).
Еретики спрашивают: “Почему
вы, православные христиане, делаете себе
многочисленные изображения, хотя Бог
запретил это?”
Мы же, призвав Бога себе на
помощь, ответим на это: рассмотрите со
вниманием, безумные и нечестивые, что
сказал Бог Моисею: “Не сотвори себе всякого
подобия”. Бог сказал: “всякого подобия”!
Если бы Он сказал: “Не сотвори себе
никакого подобия”, то вы были бы правы. Но
Бог сказал: “Не сотвори себе всякого
подобия”, наподобие тех, какие делают
язычники: они создают изображения волхвов,
прелюбодеев, убийц, зверей, птиц,
пресмыкающихся, потом называют их богами и
поклоняются им со словами: “Вот наши боги и
нет других богов, кроме этих”. Потому-то Бог
и сказал Моисею: “Не сотвори себе всякого
подобия, и не поклоняйся им и не служи им”(См.
Исх. 20, 4 – 5.), – за исключением достойного
образа! Если ты сделаешь достойное
изображение в честь и славу Божию, то ты не
согрешишь.
Об этом свидетельствует
Сам Бог, сначала сказавший: “Не сотвори
себе всякого подобия”, – впоследствии же
повелевший Моисею сделать многочисленные
изображения. Во-первых, Бог повелел
построить храм, или скинию, внутренность же
храма Он повелел устроить как отображение
небесного: поскольку на небе пребывают
херувимы, Он повелел Моисею отлить
херувимов из золота и поставить их внутри
храма в том месте, куда запрещен доступ; Он
повелел также сделать ковчег из негниющего
дерева и принести Себе две каменные
скрижали, на которых Бог Своим святым
перстом написал десять заповедей; Моисей
положил также в ковчег сосуд с манной и жезл
Аарона; и многое другое Господь Бог
заповедал устроить в скинии. На стенах и на
занавесях Бог повелел вышить изображения
херувимов золотыми, голубыми и пурпурными
нитями. Когда Моисей начал строить скинию,
Бог сказал ему: “Смотри, сделай их по тому
образцу, какой показан тебе на горе”(Исх. 25,
40).
Снаружи скиния была украшена изображениями
земных предметов. Видишь, Моисей сам сделал
много рукотворных и изваянных изображений!
Ибо скиния была построена из золота,
серебра, пурпурной и багряной шерсти и
других материалов, скрижали же были
высечены на камне. Если бы кто-либо спросил
тогда Моисея: “Почему ты воздвиг все это,
ведь Бог запретил создавать образы и
подобия небесного и земного?” – то Моисей
непременно ответил бы, что Бог запретил
образы и подобия затем, чтобы люди не
назвали их богами и не начали бы, как
беззаконные язычники, создавать себе
кумиров. Напротив, творящий образы и
подобия, заповеданные Самим Богом в славу
Свою, через них возносится умом к Богу,
поэтому поклоняться им и почитать их –
хорошо и богоугодно; только не боготворить
их, как это делали язычники, – а следовать
за Моисеем, который создал из многих
материалов скинию, высек на камне скрижали
и поклонялся им, и почитал их, но не называл
богами, а создал их в честь и славу
истинного Бога и почитал в них Бога,
заповедавшего все это.
Еретик, исповедующий
жидовство, говорит: “Если святы и достойны
почитания вещи, которые Господь повелел
Моисею сделать: скиния, херувимы из золота,
ковчег, скрижали, сосуд с манной и другие, –
то следует их почитать, но поклоняться
нельзя ничему и никому, кроме одного Бога,
ибо написано: “Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи”(Мф. 4, 10; См.
Втор. 6, 13; 10, 20.). Ни Моисей, ни кто-либо из
пророков не заповедал поклоняться
созданиям человеческих рук”.
Ответим еретику так: если
пророки не повелели поклоняться
рукотворным предметам, то почему они сами
им поклонялись? Не простые люди, не какие-нибудь
изгои поклонялись рукотворным предметам,
но великий пророк и законодатель Моисей,
Богоотец Давид, царь и пророк, после – Иона,
Даниил, Ездра – все они поклонялись
рукотворным вещам.
Писание свидетельствует о
том, что Моисей и его народ поклонялись
скинии. В книге Исход сказано: когда входил
Моисей в скинию, тогда спускался столп
облачный, и Бог входил в скинию в столпе
облачном. Люди видели столп облачный и
поклонялся каждый у входа в свой дом (Исх. 33,
8 – 10.). Почему они поклонялись столпу
облачному и скинии, если Бог сказал: “Не
делай себе... никакого изображения того, что
на небе вверху, и что на земле внизу”(Исх. 20,
4)? Почему они
поклонялись, видя столп, Бога же не видя? А
потому они поклонялись столпу облачному и
скинии, что Бог – невидим по Своему
естеству; снисходя к нашей слабости, Он
облекался в столп огненный и в свете столпа
приходил в скинию, имея вместо ризы свет
облачного столпа, по словам пророка: “Ты
одеваешься светом, как ризою”(Пс. 103, 2.); и
вместо небесного жилища Бог был в скинии.
Разве Бог не мог обращаться к людям и вне
скинии? Мог, но Бог хотел с самого начала
показать честь и славу Божьего храма, чтобы
мы познали: где Церковь Господа Бога
Вседержителя – там и присутствие Божие.
Найдутся ли такие, кто не поклоняется месту
Божьего присутствия? И, видя не Бога, но
столп облачный, спускавшийся в скинию, люди
поклонялись столпу. Ибо Господь хотел этим
показать, что свет облачный, в котором Он
явился, досточтим и свят, и скиния, в которую
Он входил, – досточтима и свята; те, кто
поклоняется Богу, должны почитать и столп
облачный, и скинию. Так думали люди,
видевшие столп облачный, и войдя в скинию,
все поклонялись, а не говорили: “Мы не
видели Господа, но только столп облачный,
разве мы можем поклоняться столпу
облачному или скинии?” Они не говорили
также: “Мы поклоняемся Тебе, Владыка, а
столпу облачному и скинии не поклоняемся”.
Нет, поклоняясь Богу, они почитали и свет
облачный, и досточтимый храм. Итак, Писание
свидетельствует о том, что люди, видевшие
столп облачный, входящий в скинию,
поклонились ему. Истинно и правдиво
свидетельствует Писание в книге Исход
также и о том, что Моисей и бывшие с ним люди
поклонялись и скинии.
И не только эта книга, но и
другие Божественные пророки
свидетельствуют, что поклонялись скинии.
Прежде всего приведем в свидетельство
первого и великого в пророках царя Давида,
ибо сам Давид свидетельствует о себе, что он
поклонялся скинии. Он говорит: “Ты услышал
все слова уст моих”, – и вслед за этим: “Поклонюсь
святому храму Твоему”(См. Пс. 137, 1, 2.). Видишь,
какое благоговение имел Давид к храму! Он не
говорит: “Ты услышал все слова уст моих, и
поклонюсь Тебе”; но сказал: “Поклонюсь
святому храму Твоему”. Почему услышал Бог
слова уст его, ведь Давид поклонялся храму?
Если не Богу, а кому-то иному, – то иной и
услышал бы слова уст его. Но нет! Пророк
хотел показать, что одно и то же –
поклоняться Богу и поклоняться храму
Божьему.
И еще говорит пророк: “Войду
в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в
страхе Твоем”(Пс. 5, 8.). Не просто говорит: “поклонюсь”,
но “в страхе Твоем”. Видишь, как
поклоняется Давид храму – боится не храма,
но Бога. Разве он поклоняется другому и его
боится? Отнюдь нет; он Самому Богу
поклоняется и имеет страх Божий. Этим
пророк показывает, что надлежит
поклоняться храму, ибо поклоняющийся храму
поклоняется Господу Богу, Который повелел
создать храм во славу Свою. И если бы не
нужно было поклоняться храму, не сказал бы
пророк: “Поклонюсь святому храму Твоему”.
Разве лжет Давид, говоря это? Нет, он
поклоняется храму со словами: “Поклонюсь
святому храму Твоему”. Если Давид лжет, то
кто говорит правду? Ведь выше Давид сказал:
“Ты погубишь говорящих ложь”(Пс. 5, 7.)! Если
же Давид правдиво говорит: “Поклонюсь
святому храму Твоему”, – и не единожды, но
многократно говорит, – кто осмелится
сказать, что не нужно поклоняться храму?
Еще подобно этому в другом
псалме говорит Давид: “Превозносите
Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь
подножию Его: свято оно!”(Пс. 98, 5.) Почему он
не сказал здесь: поклоняйтесь Ему? Раньше
многократно говорил Давид, говорили и
другие пророки, что надлежит поклоняться
Господу. Сейчас же, желая показать, что
надлежит поклоняться и Божественному храму,
он говорит: “Поклоняйтесь подножию Его:
свято оно!” Кто-нибудь может сказать: мы не
знаем, что такое подножие Его. Но это
разъяснил другой пророк, говоря от лица
Бога: “Небо – престол Мой, а земля –
подножие ног Моих”(Ис. 66, 1.). Давид
повелевает поклоняться подножию Бога,
другой пророк говорит, что земля – подножие
ног Его. Разве повелевает Давид поклониться
земле? Нет. Когда ты слышишь: “Земля –
подножие ног Моих”, – не думай, что
говорится только о земле, по которой мы
ходим; пророк говорит, что вся земля, каждое
живое существо, каждое создание – подножие
ногам Божиим. Честнее всякого живого
существа и всякого создания на земле –
Церковь Господа Бога Вседержителя, и
находящиеся в ней святые предметы. Так
повелел Сам Господь Бог. Пророки же и
апостолы чтили храм более всего и
заповедали поклоняться ему и почитать его;
и люди все через храм спасались и спасаются.
Хорошо сказал пророк, что земля и все, что на
ней, есть подножие ногам Божиим. Давид
праведно заповедал поклоняться подножию
ног Божиих, то есть храму.
Сам Давид свидетельствует,
что и храм Божий, и подножие ног Божиих –
одно, ведь он прежде сказал: “Поклонюсь
святому храму Твоему”, – сейчас же
повелевает поклоняться подножию ног Его.
Если бы не был храм подножием ног Божиих, не
повелел бы Давид поклоняться как храму
Божьему, так и подножию ног Божиих. Как в
Ветхом завете храм и Божественные предметы
в нем были подножием ног Божиих, так и в
Новом завете храм, животворящий Крест
честной, Божественные иконы и другие
освященные предметы суть подножие ног
Божиих.
Также и Иеремия
свидетельствует, что храм Божий и подножие
ног Божиих – одно и то же. Иеремия,
оплакивая Иерусалим, говорит: “Как
помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона!
с небес поверг на землю красу Израиля и не
вспомнил о подножии ног Своих в день гнева
Своего”(Плач. 2, 1.). Дщерью Сиона Писание
называет народ Сиона, который помрачил
Господь, предав его в плен халдеям, и красу
Иерусалима сверг с небес. Как дьявола
низринул с небес, так и красу Иерусалима, то
есть красу Иудеи, отверг от Себя Господь из-за
их грехов: были преданы они разным народам
на поругание. “Не вспомнил о подножии ног
Своих” означает, что не вспомнил Господь о
святом Своем храме, но и его предал на
бесчестие и осквернение. Видишь, подножие
ног Его и храм – одно и то же!
Потому и Моисей, и Давид, и
бывшие с ними люди поклонялись храму,
который есть подножие ног Божиих. И если бы
Моисей не поклонялся храму – не поклонялся
бы ему и Давид, ибо ничего от себя не делали
пророки, но поступали так, как повелел
законодатель Моисей. Если Давид поклонялся
храму, как сам он свидетельствует, то
достоверно известно, что и Моисей
поклонялся храму. И если Моисей и Давид
поклонялись храму, ясно, что и все люди
вместе с ними поклонялись. Ведь Моисей –
великий законодатель, Давид же – царь и
пророк, от Бога посланный править Израилем,
Его владением. И если законодатель Моисей и
царь и пророк Давид поклонялись храму – как
мог весь народ не поклоняться храму, видя
законодателя и пророка-царя, посланных
Господом Богом, поклоняющихся храму?
Храмом тогда была скиния,
которую Писание иногда называет храмом;
сказал Бог Моисею: “собери Мне народ в храм”;
иногда же Писание называет ее скинией: “построй
скинию”; иногда же – скинией собрания,
говоря: “поставишь светильник семисвещный
в скинии собрания”. Моисей и Давид
поклонялись и скинии, рукотворному храму,
поклонялись и рукотворным предметам,
сделанным в честь и славу Божию; ибо этими
Божественными предметами и храм был
освящен, из-за них и поклонялись храму, как
свидетельствует книга Исход: когда
закончил Моисей все дело постройки скинии
собрания, он вложил в ковчег завет, то есть
скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона – все
свидетельства о Боге, – и внес ковчег в
скинию собрания, закрыл ковчег Божий
завесой, и тогда облако покрыло храм и славы
Господней наполнилась скиния (Исх. 40, 18 – 34;
ср.: Евр. 9, 2 – 4.). “И воззвал Господь к Моисею...
из скинии собрания”(Лев. 1, 1.). Когда была
построена скиния, не было никакого знамения,
когда же был внесен ковчег Божий и то, что в
нем содержалось, тогда славы Господней
наполнилась скиния, и Господь говорил из
скинии. Когда же, при Илии, ковчег был пленен,
тогда люди восплакали, говоря: “Отошла
слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий”(1
Цар. 4, 22. 2.). А когда ковчег возвратился из
плена, поставил его Давид в доме Аведдара и
сказал: “Возвращу благословение в дом мой”,
– и взял его из дома Аведдара и перенес в
город свой, и благословил Господь город его
(Цар. 6, 10 – 12.). Когда же Соломон построил
храм, он внес туда все Божественные и
досточтимые вещи в храм, то есть ковчег,
скрижали, сосуд и другие, и тогда наполнился
храм славы Господней и не могли священники
стоять на служении (3 Цар. 8, 4, 6, 10 – 11.).
Подумай только: этими Божественными вещами
и храм освятился, и ради них люди
поклонялись храму!
Из всех мест собирались
люди, чтобы видеть храм и поклониться ему.
Не только в самом Иерусалиме, но из других
стран и городов поклонялись храму. Писание
через Даниила пророка свидетельствует:
Даниил в Вавилоне “трижды в день преклонял
колени в сторону Иерусалима и молился
своему Богу и славословил Его”(Ср.: Дан. 6,
10.). Разве камням или городским стенам
поклонялся пророк? Ясно, что поклонялся он
Божественному храму, ибо честен Иерусалим
своим храмом, и ради него поклонялся Даниил
Иерусалиму. Знал пророк, что Господь
Вездесущ – и на востоке Он, и на западе, и на
севере, и на юге, – но поклонялся только на
юг, в направлении Иерусалима.
Если кто-либо скажет, что
Писание говорит: “Бог грядет с юга”(См. Авв.
3, 3.), – поэтому и поклонялся пророк
Иерусалиму, ибо Иерусалим на юге, – то
Писание говорит еще и так: “Пойте Богу,
воспевайте Господа, восшедшего на небеса
небес на востоке”(Пс. 67, 34.). Вот – и на
востоке Бог! И еще: “Уготовьте пути
Шествующему на запад, Господь имя Ему”(Пс.
67, 5.). Вот – и на западе Бог! И еще сказано: “На
северной стороне ее город великого Царя.
Бог в жилищах его ведом”(Пс. 47, 3 – 4.). Вот – и
на севере Бог! Пророк знал, что Бог – везде,
но не поклонялся ни на восток, ни на запад,
ни на север, но только Иерусалиму, на юг.
Разве этим он показывает, что Божество – в
Иерусалиме, заключая Его в одном месте? Нет,
пророк поклонялся Иерусалиму, желая
показать честь и славу Божественного храма.
Ибо нигде тогда не было храма, кроме
Иерусалима; поэтому пророк поклонялся
только Иерусалиму, то есть храму.
Хотя храм и город и были
тогда разрушены, но сохранялись остатки
этих досточтимых храма и города. Писание в
книге пророка Иеремии свидетельствует:
когда иудеи, жившие в Вавилоне, услышали от
пророка Иеремии, что придет погибель
Вавилону от Кира Персидского, “они плакали,
и постились, и молились пред Господом, и
собрали серебра, сколько было по силам
каждого, и послали в Иерусалим к Иоакиму
священнику, сыну Хелкии, и ко всем,
находившимся в Иерусалиме... и говорили они:
вот, мы посылаем вам серебро, и купите на это
серебро всесожжения и жертву за грех, и
ладан, и приготовьте жертву и вознесите на
жертвенник Господа Бога нашего, и молитесь
о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского,
и о жизни сына его Валтасара, да поживем мы
под покровом их и будем служить им много
дней, как повелел нам Господь за грехи наши,
и найдем милость у них”(См. Вар. 1, 5 – 7, 10 – 12). Ясно
отсюда, что если бы не было остатков этого
святого храма, не послали бы иудеи серебро
из Вавилона в Иерусалим, чтобы сотворить
всесожжение и жертву за грех, – ведь тогда
нигде нельзя было совершать всесожжения и
других жертв приносить, кроме
Иерусалимского храма, как свидетельствуют
три отрока: “Нет у нас в настоящее время...
ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни
фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву
Тебе”(Дан. 3, 38.). Пророк знал, что есть еще в
Иерусалиме остатки почитаемого храма и
города, и знал также, что Бог еще воздвигнет
храм и город, по словам Исаии: “Так говорит
Господь помазаннику Своему Киру: Я держу
тебя за правую руку... Он построит город Мой
и отпустит пленных Моих”(Ис. 45, 1, 13.). О
создании храма Захария сказал: “Руки
Зоровавеля положили основание дому сему;
его руки и окончат его”(Зах. 4, 9.); и Аггей
также сказал: “Слава сего последнего храма
будет больше, нежели прежнего, говорит
Господь Саваоф”(Агг. 2, 9.). Поэтому Даниил
поклонялся Иерусалиму, то есть храму.
И если бы не так это было, то
не поклонялся бы пророк только на юг,
Иерусалиму, но скорее поклонялся бы на
восток, ибо Бог есть свет разума и Солнце
правды. И в Писании сказано: “И насадил
Господь Бог рай в Едеме на востоке, и
поместил там человека”(Быт. 2, 8.), – и много
раз Бог разговаривал с человеком в раю с
востока, и мы, поклоняясь Богу, обращаемся
на восток, ибо там – родина человека. Бог
взял Еноха на небо и Ною повелел построить
ковчег, обращаясь к ним с востока. Хотя и
везде пребывает Бог, но в особенности
показал Свою мощь и чудеса на востоке.
Даниил, знавший это все, однако поклонялся
только на юг, Иерусалиму, где был храм. Ибо
пророк доподлинно знал, что там, где храм
Господа Бога Вседержителя, – там и Дом Бога,
как сказал Господь Бог Соломону: “Я освятил
сей храм, который ты построил, чтобы
пребывать имени Моему там вовек; и будут очи
Мои и сердце Мое там во все дни”(3 Цар. 9, 3.). И
если Сам Господь Бог говорит, что имя Его,
очи и сердце будут там во все дни, то ясно,
что Сам Господь Бог – в храме. И Давид
говорит: “Услышал от святого храма Своего
голос мой”(См. Пс. 17, 7.). Если известно, что
Господь Бог присутствует в храме, кто не
поклонится храму? Поэтому поклоняющийся
храму Божьему поклоняется Самому Господу
Богу.
После возвращения из
Вавилона, когда обновили иудеи храм, в нем
уже не было ковчега и вещей, бывших в
ковчеге, – все это Иеремия вынес из храма и
спрятал в неизвестном месте, как говорит
Ездра (См. 2 Мак. 2, 4 – 7). Но иудеи еще имели
память о Божественном милосердии к ним –
славнейшие древние вещи, сделанные Моисеем:
престол (трапезу предложения), алтарь
кадильный, семисвещный светильник и другие
вещи, устроенные Соломоном, и этим освятили
храм Божий; и пророки еще прорицали по
повелению Господа. Поэтому поклонялись и
тогда храму, как свидетельствует Писание в
книге Ездры: “Когда так молился Ездра и
исповедывался, плача и повергаясь перед
церковью Божией...”(См. 1 Езд. 10, 1.) Если Ездра
– пророк, архиерей и учитель,
засвидетельствованный Богом, – повергался
перед храмом, почему еретики говорят, что
нельзя поклоняться храму?
Пророки не только
поклонялись храму, но и воздевали руки ко
храму, как свидетельствует сам Давид,
говоря: “Когда я взываю к Тебе, когда
поднимаю руки мои к святому храму Твоему”(Пс.
27, 2.). Посмотри, и ясно увидишь, как молится
пророк Богу, руки же к храму воздевает! Мы
имеем обычай воздевать руки к Богу, как
свидетельствует сам Давид, говоря Богу: “Простираю
к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как
жаждущая земля”(Пс. 142, 6.). И о Соломоне
говорит, что тот встал на медном амвоне и
воздвиг руки к Богу (2 Пар. 6, 12 – 13.). Много
написано в Писании о том, что святые
воздевали руки к Богу. И если Давид, как Богу,
поклоняется и, как к Богу, воздевает руки ко
храму, то кто скажет, что не следует
поклоняться созданию рук?
Подобно этому говорит
пророк Иона: “Да дойдет к Тебе молитва моя,
ко храму святому Твоему”(См. Иона 2, 8.).
Посмотри внимательно – пророк не только
сказал: “Да дойдет к Тебе молитва моя”, но
продолжил: “Ко храму святому Твоему”! Не
ясно ли показал пророк, что дойти молитве до
Бога и дойти молитве до храма – одно и то же?
А если одно и то же – дойти молитве до Бога и
дойти молитве до храма, то ясно, что пророк
поклонялся храму так же, как и Богу. Если бы
пророк не поклонялся храму, он сказал бы
Богу: “Да дойдет к Тебе молитва моя”, и не
прибавил бы: “ко храму”. А из его слов
явствует, что молитва доходит как к Богу,
так и ко храму. Когда кто-либо молится Богу,
то и поклоняется Ему. Кто же будет
утверждать, что пророк, который воссылал
молитву как к Богу, так и к храму, не
поклонялся храму? Если бы он не поклонялся
храму, не воссылал бы к нему и молитв. Если
мы что-либо просим у земного царя, то прежде
поклонимся ему, потом просим. И если земному
царю прежде поклоняемся, а потом просим –
то как могли пророки, воздевая руки ко храму
и молитву воссылая, не поклоняться храму?
Разве это не одно и то же – поклоняться и
воссылать молитвы? Как поклоняемся Богу,
так и молитву Ему воссылаем. Если одно и то
же – поклоняться Богу и воссылать Ему
молитву, то кто скажет, что не следует
поклоняться храму?
Послушайте пророков,
поклоняющихся как Богу, так и храму,
воздевающих руки как к Богу, так и ко храму,
воссылающих молитвы как к Богу, так и ко
храму! И еретики могут говорить, что не
следует поклоняться рукотворным вещам!
Понятно, что и храм, и то, что в нем –
создание рук. Но пророки точно и ясно
изъяснили, что поклоняющийся храму
поклоняется Богу, повелевшему создать храм
во славу Свою. И если бы это было не так, то
не поклонялись бы пророки, не воздевали бы
рук и не воссылали молитв ко храму.
Поклоняясь храму, воздевая к нему руки и
воссылая к нему молитву, пророки не
называли его Богом, но все это делали в
честь и славу Бога, зная, что нет ничего
более славного пред Богом, чем храм. Писание
в книге Исход свидетельствует: когда Моисей
закончил строительство храма Господнего,
исполнился храм славы Господней, и было над
храмом днем облако, ночью же – огонь. И
говорил Господь Моисею из храма (См. Исх. 40.).
Могут спросить: почему же
не многие свидетельствуют о том, что
надлежит поклоняться рукотворным вещам, а
только Моисей, Давид, Иона, Даниил, Ездра и
немногие другие?
Но кто славнее, чем Моисей?
Кто праведнее Давида? Кто более достоверен,
чем Иона, Даниил, Ездра? Они – цари, пророки,
законодатели и начальники, – кто же
достовернее их? А писали об этом не все
пророки, потому что это было обычным делом,
известным всем людям. Ведь о необычных
вещах Писание содержит множество
свидетельств, об обычных же не требуется
многих указаний. Кто не знает, что надлежит
поклоняться Господу Богу? И если знает, что
надлежит поклоняться Господу Богу, – то
знает, что надлежит поклоняться и храму,
созданному для служения Богу и
прославления Его. И если бы не было так, то
Давид и Моисей не поклонялись бы скинии, и
Иона, Даниил и Ездра не поклонялись бы
созданному Соломоном храму. Если это храм
Господа Бога Вседержителя, то он досточтим
и свят. Если предметы сделаны в честь и
славу Бога, как Сам Бог повелел их сделать,
то они так же святы и досточтимы, достойны
почитания и поклонения – но не имени богов.
Ведь не все, что достойно поклонения,
подлежит обожествлению. Мы поклоняемся
многим, но не называем их богами.
Поклоняемся мы царям, князьям – и не
называем их богами; и друг другу мы
поклоняемся, но не называем друг друга
богами. И если царям, князьям и друг другу
поклоняемся – насколько более следовало
иудеям, при Ветхом Завете жившим, почитать
скинию и созданный Соломоном храм и
поклоняться им, а также находившимся в них
божественным вещам, сделать которые
повелел Сам Бог во славу Свою. Ныне же
новозаветным христианам надлежит почитать
честной Божественный образ Небесного
Господа нашего Иисуса Христа и другие
божественные и освященные вещи, которые
повелел Господь наш Иисус Христос
сотворить во славу Свою, а также почитать
всех святых, Ему угодивших.
Еретик говорит: мы
выслушали вас – но что вы скажете на слова
Божии: “Не делайте себе богов серебряных,
или богов золотых, не поклоняйтесь им”(Ср.:
Исх. 20, 23.)? Ведь вы утверждаете, что надлежит
поклоняться созданию рук!
Мы так ответим ему: Бог
говорит это об иудеях, отливших себе в
пустыне золотого тельца и говоривших: “Вот
бог твой, Израиль”(Исх. 32, 4.). Они поставили
себе моавитского идола и назвали его Молох,
потом прилепились к Ваал-Фегору (Чис. 25, 3.),
при Ахаве – к Ваалу (3 Цар. 16, 29 – 33.), то есть
Крону, при Манассии – к Астарте (4 Цар. 21, 7.),
при Иеровоаме же – к золотым тельцам (3 Цар.
12, 28 – 33.), при Навуходоносоре же поклонялись
образу его, говоря: “Слава тебе, о
Навуходоносор!”(Ср.: Дан. 3, 1 – 7.). Пророк
сказал о них: “Приносили сыновей своих и
дочерей своих в жертву бесам”(Пс. 105, 37.).
Писание говорит о тех, которые оставили
Бога и сделали себе идолов во имя гнусных
людей и бессловесных животных и называли
этих идолов богами. Мы же не создаем себе
идолов, не говорим о святых иконах: “Вот,
это наши боги”, – не делаем серебряных или
золотых богов. Если мы из золота или серебра,
или из какого-либо другого материала делаем
Святой и Животворящий Крест или
божественные иконы, называем их святыми и
честными, поклоняемся и служим им – мы не
называем их богами, но делаем их в честь и
славу Божию и Его святых. Как Иаков не жезлу
Иосифа поклонился, но почтил Иосифа,
державшего жезл (См. Быт. 47, 31; ср.: Евр. 11, 21); как иудеи, почитая две
скрижали из камня и двух херувимов из
золота и другие предметы в храме, не
естество камня или золота или дерева
почитали, но Бога, заповедавшего все это, –
так и мы поклоняемся честному Кресту,
божественным иконам и другим божественным
и освященным вещам, сделанным в честь и
славу Божию, – не золоту, не краскам, не
дереву или другим веществам, но Христу и Его
святым.
И еще говорит
жидовствующий еретик: Давид сказал: “Идолы
язычников – серебро и золото, дело рук
человеческих... есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат”(Пс. 134, 15 – 17.);
думается, об иконах сказал это Давид.
Ответим еретику так: если,
как ты говоришь, Давид потому уподобил
иконы идолам, что они имеют рот, но не
говорят, имеют глаза, но не видят, имеют уши,
но не слышат, – то почему у самого Давида в
храме, то есть в скинии, стояли херувимы,
которых повелел Бог Моисею создать из
золота, – и были у них рты, но не говорили
они, были у них глаза, но не видели, были у
них уши, но не слышали? В наших церквах все
устроено подобно тому, как было в церкви
Давида. У него были херувимы, литые из
золота и изваянные из дерева, у нас же –
честные кресты и святые иконы, созданные из
золота, серебра и дерева. У него по стенам
скинии и на занавесях были вышиты херувимы
золотом, серебром, пурпуром, синим и темно-красным
искусным шитьем по шелку, ибо стены и
занавеси скинии были из шелка – и мы так же
на плащанице и на воздухах вышиваем образы
святых. Иконы у нас написаны красками – но в
чем разница между шитьем по шелку и
изображением красками? Разве не один у них
первообраз? Если мудр вышивающий и мудр
живописец, оба делают одно дело: первый
разноцветными шелками, а второй разными
красками создают подобные изображения, и
различия нет между ними. Разве не видишь ты,
что ничего мы не делаем такого, о чем бы не
было сказано в Писании? Но как в то время те
золотые херувимы, вышитые по стенам и
занавесям, “уста имели, но не говорили”, и
тому подобное, и это не бесчестило их, но
были они предметом общего почитания и
поклонения, как созданные в честь и во славу
истинного Бога и по повелению Его, и ради
них сотворил Бог великие, таинственные и
неизреченные чудеса, – так же и мы имеем
святые иконы и другие Божественные и
освященные вещи в честь и во славу
истинного Бога и Господа нашего Иисуса
Христа и святых Его.
Сначала нужно понять, что
такое икона и что такое идол. Многообразны и
бесчисленны различия и расхождения между
святыми иконами, которые мы, христиане,
почитаем, и гнусными идолами, которых
почитали эллины. Первообразы святых икон –
святы и честны; первообразы идолов – гнусны,
нечисты, выдумки бесов. Если иконы подобны
идолам – то и скиния, которую устроил
Моисей, и храм, созданный Соломоном, подобны
идольским храмам; тогда и жертвоприношения,
приносимые в скинии, подобны эллинским
жертвоприношениям, которые для идолов
совершались; тогда и ковчег, в котором
хранились скрижали завета и прочие святыни,
подобен тому ларцу, которым ты пользуешься
в своих домашних делах, а жезл Аарона
процветший подобен твоей палке, на которую
ты опираешься, и золотой семисвещный
светильник подобен тому светильнику,
который ты зажигаешь у себя дома. Если все
это подобно, то подобны и святые иконы
идолам. Отнюдь нет, нимало! Все эти святыни
ты почитаешь потому, что благодать Божия
изволила прийти через них. Так же и в наше
время благодать Божия изволила прийти к нам
через святые иконы, Честной и Животворящий
Крест и другие божественные и освященные
вещи. Бог мог спасти Ноя и без ковчега, ибо
все возможно Богу. Но как Ною Он устроил
спасение с помощью неодушевленной и
рукотворной вещи, – так и нам этими
неодушевленными божественными предметами
подает спасение. Как евреев мог Бог и без
медного змея спасти от укусов змеиных, но
изволил Своими неизреченными судьбами с
помощью медного змея избавить их от смерти
– так и нам сейчас Господь Бог наш с помощью
этих видимых святых икон и других
божественных вещей сотворил духовное
спасение. Хотя и неодушевленны они и
созданы руками, но ими избавляемся от
потопа греховного и мысленных укусов
змеиных, благодаря вочеловечению Божия
Слова.
И если в Ветхом Законе
поклонялись созданному человеческими
руками храму и другим божественным вещам,
которые Сам Бог повелел во славу Свою
создать, – то насколько более надлежит
сейчас, в новозаветной благодати, почитать
и поклоняться человеческими руками
написанному на иконе образу Господа нашего
Иисуса Христа. Сам Он это заповедал, и на
плате изобразил, по слову Исаии пророка: “В
тот день будет во Египте алтарь Господу, и
образ Его на алтаре будет”(Ср. Ис. 19, 19). После же святые апостолы
повелели святому апостолу и евангелисту
Луке написать на иконе пречистый Его образ
и поклонялись обоженному и на небеса
вознесенному Его Человечеству. Также и
Пречистую Его Матерь, воистину Богородицу,
написал святой апостол и евангелист Лука.
Надлежит поклоняться и Честному и
Животворящему Кресту и Святому Евангелию, и
пречистым Божественным Тайнам, и
освященным сосудам, в которых совершаются
Божественные таинства, и честным святым
мощам, и Божественным храмам, – надлежит
поклоняться им и почитать их. Также следует
писать на святых иконах образы святых
пророков, апостолов, мучеников, святителей
и всех святых, почитать их и поклоняться им.
На это еретик скажет: если
даже, как вы говорите, иконе Христа надлежит
поклоняться – что вы скажете о тех, кого вы
называете святыми, пишете их иконы и любите
и почитаете их мертвые кости?
Ответим ему: поскольку
святой апостол и евангелист Лука написал
прежде всего на иконе образ Господа нашего
Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, после
же написал образы святых апостолов и
пророков на иконе, – мы, последуя ему, также
пишем и почитаем не только образ Господа
нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери,
но и все честные образы святых и богоносных
мужей, досточтимых, Богом возлюбленных:
древних праведников, пророков, патриархов,
которые воскрешали мертвых, открывали
глаза слепым, бесов изгоняли и многие
другие чудеса с Божией помощью сделали, –
тех, о ком сказал Давид: “Я же особенно
почтил Твоих друзей, Господи”(См. Пс. 138, 17.).
И еще: “Дорога в очах Господних смерть
святых Его!”(Пс. 115, 6.), и: “Дивен Ты, Боже, в
святых Своих”(См. Пс. 67, 36.). Исаия говорит: “Праведники
во веки живут”(Прем. 5, 15). И много
есть подобного в Писании. Господь наш Иисус
Христос говорит о них: “Вы друзья Мои”(Ин.
15, 14.). И еще: “Кто принимает вас, принимает
Меня”(Мф. 10, 40.). И: “Вы – соль земли... Вы –
свет мира”(Мф. 5, 13, 14). И еще сказал
Господь Иисус Христос: “Где Я, там и слуга
Мой будет”(Ин. 12, 26.).
Поэтому, если увидим храм в
честь кого-либо из святых, или малую часть
одежды, в которой подвизался Божий угодник,
или кость тела его, или прах от гроба его –
чтимо это для нас и свято, и мы со страхом
поклоняемся и целуем благоговейно,
поскольку все это освящено и обожено
благодатью Святого Духа, и об этом
свидетельствуют происходящие чудеса и
исцеления. Почитая подвизавшихся ради
Христа, мы почитаем Христа, Которому они
угодили.
Ты видишь, что через эти
божественные вещи воздается от нас почесть
Богу, а не вещам бездушным. Изображая святых
на иконах, мы не вещь почитаем, но от
вещественного этого образа возлетает ум
наш и мысль к Божественной любви, и через
иконы действует Божия благодать
неизреченными чудесами и исцелениями.
На это еретик говорит: как
через бездушные тела и рукотворные вещи Бог
совершает чудеса?
Ответим ему так: почему,
когда совершал чудеса Моисей, не ему, но
жезлу его Бог дал силу творить чудеса (См.
Исх. 4, 2 – 5, 17; 7, 15 – 20; 8, 1 – 6, 16 – 17; 9, 23; 10, 13; 14,
16; 17, 5 – 6.)? И милости Илии Бог даровал Свою
благодать, с помощью которой Елисей много
чудес сотворил, которых прежде не мог
делать (4 Цар. 2, 8 – 9, 13 – 14.). Иудеи почитали
гробницы пророков и патриархов;
израильтяне принесли из Египта кости
Иосифа (Исх. 13, 19; Нав. 24, 32.), которые в пещере
победили аспида; мертвое тело Елисея
оживило мертвеца (4 Цар. 13, 21.). В Ветхом
Завете много и других примеров
рукотворенных вещей, почитаемых,
поклоняемых и чудотворящих: шатер собрания,
созданный из льна, шерсти и других
материалов, деревянный ковчег завета, жезл
Аарона, храм Соломона и находившиеся в нем
священные предметы, херувимы из золота над
ковчегом, херувимы на стенах и тканые
херувимы на завесе.
Разве не созданы все эти
неодушевленные предметы человеческими
руками, разве не сделаны они из мертвых
материалов? Зачем же Бог заключил в них Свою
благодать? Как тогда Бог действовал через
эти чувству доступные вещи, так и в Новом
Завете Господь наш Иисус Христос заключил
Свою благодать в святой Церкви и в других
божественных и освященных вещах. Поэтому
теперь следует усердно поклоняться
всечестной иконе человеческого Тела Бога
Слова, Плотию явившегося, и с людьми в
рукотворных вещах жить благоволившего, и
через видимую Свою Плоть мое спасение
устроившего; следует поклоняться и иконе
Пречистой Его Матери, и всечестному и
Животворящему Кресту, и другим
божественным вещам, в Новом Завете
почтенным, потому что они сподобились
большей благодати.
Так излилась благодать
Святого Духа в Новом Завете, что святые не
только сами совершали исцеления, чудеса и
знамения, но, как отблеск их святости, и
платки их и опоясания с тела их совершали
исцеления (Деян. 19, 12.), чего никогда не
бывало в Ветхом Завете. Желающий точнее
узнать об этом пусть прочтет священное
Христово Евангелие и Деяния святых
апостолов, и страдания мучеников, и жития
божественных святителей, преподобных и
богоносных отцов наших, святых мучениц,
преподобных жен – и воистину узнает, что
среди иудеев не было им подобных.
Не только поэтому надлежит
поклоняться всечестным иконам и другим
божественным и освященным вещам, ранее
упомянутым; есть много и других
Божественных свидетельств, есть особенные
тайны и великие и чудные дела, о которых мы
сейчас скажем подробнее, основываясь на
Священном Писании Нового Завета и на
писаниях апостолов, святителей,
преподобных и богоносных отцов наших. Как и
почему надлежит почитать святые иконы и
другие божественные и освященные вещи,
которые повелел Господь наш Иисус Христос
во славу Свою создавать, и поклоняться им, и
как подобает почитать всех, от века Ему
благоугодивших, и о том, как надлежит
почитать царей и князей, как надлежит
почитать друг друга и как надлежит
поклоняться ныне Господу Богу и Ему Одному
служить, – обо всем этом будет сказано в
следующем Слове.
|
|