Слово десятое,
против ереси новгородских еретиков,
хулящих творения святого Ефрема и
говорящих, что творения его ложны. Здесь же
приводятся из Священного Писания
доказательства того, что творения святого
Ефрема истинны и соответствуют писаниям
пророческим, евангельским и апостольским
Ранее мы уже
говорили о творениях святых и божественных
апостолов: все, что они написали или сказали,
– истинно, полезно и спасительно для душ
наших. Теперь скажем то же самое и о
сочинениях святых отцов, и прежде всего
преподобного и богоносного отца нашего
Ефрема: все, что он написал, – истинно,
полезно и спасительно для душ наших.
Но еретики, в особенности
явившиеся ныне, а именно: Алексей протопоп,
Денис поп, Федор Курицын и единомышленники
их – отрицая это, хулят сочинения святого
преподобного и богоносного отца нашего
Ефрема. Они говорят: Ефрем написал, что
пророчества и писания уже исполнились и не
осталось впереди ничего, кроме второго
пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но
вот уже прошло тысяча сто лет, с тех пор как
Ефрем написал это, а второго пришествия нет,
– следовательно, писания его ложны.
Говоря так, еретики хотят
навязать людям лукавое мнение, чтобы они
сочли сочинения преподобного и богоносного
отца нашего Ефрема ложными, и таким образом
все сочинения святых отцов показались бы им
ложными.
Но это не так, и не будет так.
Как святой Ефрем, так и
прочие святые преподобные и богоносные
отцы наши писали согласно и подобно
пророческим, евангельским и апостольским
словам.
Святые пророки жили за
много поколений до Христова Рождества по
плоти: за четыре тысячи и более лет, как
праведный Енох, или за тысячу пятьсот лет,
как великий Моисей, или за тысячу лет, как
святой Давид, да и все прочие святые пророки
жили за много лет до Христа, – но все
сказали и написали о Господе нашем Иисусе
Христе, о суде и о воздаянии; и о том, что
будет, они говорили как о уже происходящем.
Также и евангельские, и
апостольские, и святого Ефрема, и прочих
святых отцов наших писания – все подобны
древним и согласуются с ними.
Каждый говорил в свое время,
подвигнутый Святым Духом. Поэтому сначала
мы напишем о словах пророческих, затем о
евангельских, потом об апостольских, а
после этого о сочинениях святого Ефрема. И
если захочешь, узнаешь, что его слова ничем
не отличаются от слов пророческих,
евангельских и апостольских.
Прежде всех так говорил об
этом древний пророк, праведный Енох: “Се,
идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих
– сотворить суд над всеми и обличить всех
между ними нечестивых во всех делах,
которые произвело их нечестие”(Иуд. 1, 14 –
15.).
Моисей: “Ибо огонь
возгорелся во гневе Моем, жжет до ада
преисподнего, и поядает землю и
произведения ее, и попаляет основания гор”(Втор.
32, 22.).
Давид: “Является Бог,
грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним
огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
Он призывает свыше небо и землю, судить
народ Свой”(Пс. 49, 2 – 4.). И в другом месте
пророк говорит: “Ты воссел на престоле,
Судия праведный”(Пс. 9, 5.). И еще: “Он
приготовил для суда престол Свой, и Он будет
судить вселенную по правде”(Пс. 9, 8 – 9.). И
еще сказал Давид: “Наклонил Он небеса и
сошел, – и мрак под ногами Его. Поднялся дым
от гнева Его и из уст Его огонь поядающий”(Пс.
17, 10, 9.).
Исаия: “Ибо вот, придет
Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь...
Ибо Господь с огнем и мечом Своим
произведет суд над всякою плотью”(Ис. 66, 15,
16.). И еще он сказал: “И вот, приду собрать
все народы и языки; Я знаю деяния их и мысли
их и воздам им”(Ср.: Ис. 66, 18).
“Вот, приходит день Господа лютый, с гневом
и пылающею яростью, чтобы сделать землю
пустынею и истребить с нее грешников ее.
Звезды небесные и светила не дадут света;
солнце помрачится, не воссияв, и луна не
даст света своего; ибо небо поколеблется и
земля сдвинется с места своего от ярости
Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его...
Идут Господь и орудия гнева Его, чтобы
сокрушить всю землю и истребить грешников
на ней. Рыдайте, ибо день Господа близок, и
придет разрушение от Бога”(См. Ис. 13, 9 – 10, 13,
5 – 6.). “И будут выходить и увидят трупы
людей, отступивших от Меня: ибо червь их не
умрет, и огонь их не угаснет, и будут они
видимы для всякой плоти”(См. Ис. 66, 24.).
Даниил: “Видел я в ночных
видениях, вот, с облаками небесными шел как
бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями...
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все
народы, племена и языки служили Ему;
владычество Его – владычество вечное... и
царство Его не будет отдано другим”(См. Дан.
7, 13, 14).
Иезекииль: “Вот день
Господень! вот пришел конец! вот знамение
гнева Господня!.. Вне дома меч, а в доме мор и
голод... Серебро их выбросят на улицы, и
золото их будет презренно; души их не
насытятся и утробы их не наполнятся, – и
серебро их и золото их не сможет спасти их
от гнева Господня”(См. Иез. 7, 10, 15, 19.).
Михей: “Вот, Господь
исходит от места Своего, низойдет и
наступит на высоты земли, – и горы
поколеблются под Ним, и долины растают, как
воск от огня”(См. Мих. 1, 3 – 4.).
Амос: “Так говорит Господь
Бог... Вседержитель: на всех улицах будет
плач, и на всех дорогах будут восклицать: “увы,
увы!”(Ам. 5, 16.) “И поколеблются воды от моря
до моря и от севера к востоку”(См. Ам. 8, 12.).
Иоиль: “Ибо день Господень
близок”(Иоил. 1, 15.), – и: “Потрясется земля,
поколеблется небо; солнце и луна помрачатся,
и звезды потеряют свой свет. И Господь даст
глас свой... ибо велик день Господень и
весьма страшен, и кто выдержит его? ...Перед
ним земля как сад Едемский, а позади него
будет опустошенная степь, и никому не будет
спасения от него”(Иоил. 2, 10 – 11; 2, 3.).
Наум: “Господь есть Бог
ревнитель и мститель... Господь... страшен в
гневе... и не пощадит противников Своих...
Запретит он морю, и оно высыхает... Горы
трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля
колеблется пред лицем Его... Гнев Его
разливается как огонь; скалы распадаются
пред Ним”(Наум 1, 2, 4, 5, 6.).
Малахия: “Придет Господь
Вседержитель, и кто выдержит день
пришествия Его? Ибо Он – как огонь
расплавляющий и как щелок очищающий, и
сядет переплавлять и очищать, как серебро и
золото”(См. Мал. 3, 1 – 3.). “Тогда все...
поступающие нечестиво будут как солома, и
попалит их грядущий день... так что не
оставит им ни корня, ни ветвей... Они будут
прахом под стопами ног...”(Мал. 4, 1, 3.)
Захария: “И явится Господь
Бог Вседержитель, и как молния вылетит
стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою,
и придет в шуме угрозы Своей”(См. Зах. 9, 14.).
“И придет Господь Бог мой и все святые с Ним”(Зах.
14, 5.).
Софония: Да благоговеют все
пред Господом, ибо “близок великий день
Господа, близок, и очень поспешает. Глас дня
Господня горек и жесток; день гнева – день
сей, день скорби и беды... день тьмы и мрака,
день облака и мглы, день трубы и бранного
крика... И скорбь охватит людей, и они будут
ходить, как слепые, потому что они согрешили
против Господа... И огнем ярости Его пожрана
будет вся земля, ибо истребление, и притом
внезапное, совершит Он над всеми жителями
земли”(См. Соф. 1, 14 – 16, 17, 18.).
Итак, это пророческие слова,
лишь малая часть из многих.
Послушай же и евангельские
слова – подобные пророческим.
От Матфея: “Ибо, как молния
исходит от востока и видна бывает даже до
запада, так будет пришествие Сына
Человеческого... И вдруг, после скорби дней
тех, солнце померкнет, и луна не даст света
своего, и звезды спадут с неба, и силы
небесные поколеблются; тогда явится
знамение... Сына Человеческого, грядущего на
облаках небесных с силою и славою великою; и
пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною,
и соберут избранных Его от четырех ветров,
от края небес до края их”(Мф. 24, 27, 29 – 31.). И в
другом месте он говорит: “Посему как
собирают плевелы и огнем сжигают, так будет
при кончине века сего: пошлет Сын
Человеческий Ангелов Своих, и соберут из
Царства Его все соблазны и делающих
беззаконие, и ввергнут их в печь огненную;
там будет плач и скрежет зубов; тогда
праведники воссияют, как солнце, в Царстве
Отца их”(Мф. 13, 40 – 43.). И еще он сказал: “Когда
же приидет Сын Человеческий во славе Своей
и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на
престоле славы Своей, и соберутся пред Ним
все народы”(Мф. 25, 31 – 32.). “О дне же том и
часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а
только Отец Мой один... Итак бодрствуйте,
потому что не знаете, в который час Господь
ваш приидет”(Мф. 24, 36, 42.). И еще: “Потому и вы
будьте готовы, ибо в который час не думаете,
приидет Сын Человеческий” (Мф. 24, 44.).
От Марка: “Когда же
услышите о войнах и о военных слухах, не
ужасайтесь: ибо надлежит сему быть... Ибо в
те дни будет такая скорбь, какой не было от
начала творения, которое сотворил Бог, даже
доныне, и не будет. И если бы Господь не
сократил тех дней, то не спаслась бы никакая
плоть” (Мк. 13, 7, 19 – 20.).
От Луки: “И будут знамения
в солнце и луне и звездах, а на земле уныние
народов и недоумение; и море восшумит и
возмутится; люди будут издыхать от страха и
ожидания бедствий, грядущих на вселенную,
ибо силы небесные поколеблются, и тогда
увидят Сына Человеческого, грядущего на
облаке с силою и славою великою. Смотрите же
за собою, чтобы сердца ваши не отягчались
объядением и пьянством и заботами
житейскими, и чтобы день тот не постиг вас
внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех
живущих по всему лицу земному; итак
бодрствуйте на всякое время и молитесь, да
сподобитесь избежать всех сих будущих
бедствий и предстать пред Сына
Человеческого”(Лк. 21, 25 – 27, 34 – 36.).
Итак, мы выписали лишь
немногое из святых Евангелий.
Уразумей же и слова святых
апостолов, подобные пророческим и
евангельским писаниям.
Иаков, брат Божий: “Долготерпите
и вы, укрепите сердца ваши, потому что
пришествие Господне приближается. Не
сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть
осужденными: вот, Судия стоит у дверей” (Иак.
5, 8 – 9.).
Петр: “Придет же день
Господень, как тать ночью, и тогда небеса с
шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на ней сгорят”(2
Пет. 3, 10.). И в другом месте он говорит: “Впрочем
близок всему конец. Итак будьте
благоразумны и бодрствуйте в молитвах”(1
Пет. 4, 7.).
Павел: “День Господень так
придет, как тать ночью. Ибо, когда будут
говорить: “мир и безопасность”, тогда
внезапно постигнет их пагуба, подобно как
мука родами постигает имеющую во чреве, и не
избегнут” (1 Фес. 5, 2 – 3.). В другом месте он
говорит: “...В явление Господа Иисуса с неба,
с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне
совершающего отмщение не познавшим Бога и
не покоряющимся благовествованию Господа
нашего Иисуса Христа”(2 Фес. 1, 7 – 8.). И еще он
говорит: “...Соблюсти заповедь чисто и
неукоризненно, даже до явления Господа
нашего Иисуса Христа, Которое в свое время
откроет блаженный и единый сильный Царь
царствующих и Господь господствующих,
единый имеющий бессмертие, Который обитает
в неприступном свете”(1 Тим. 6, 14 – 16.). “Итак
заклинаю тебя пред... Господом нашим Иисусом
Христом, Который будет судить живых и
мертвых в явление Его и Царствие Его”(2 Тим.
4, 1.). И еще он сказал: “Еще немного... и
Грядущий приидет и не умедлит. Праведный
верою жив будет”(Евр. 10, 37 – 38.). “И тем более
молитесь, чем более усматриваете
приближение дня Господня”(См. Евр. 10, 25). “...Некое страшное ожидание суда
и ярость огня, готового пожрать противников”(Евр.
10, 27.). И: “Господь будет судить народ Свой”(Евр.
10, 30.). И: “Страшно впасть в руки Бога живаго!”(Евр.
10, 31.) “Ибо слово Божие живо и действенно и
острее всякого меча обоюдоострого: оно
проникает до разделения души и духа,
составов и мозгов, и судит помышления и
намерения сердечные. И нет твари,
сокровенной от Него, но все обнажено и
открыто перед очами Его: Ему дадим отчет”(Евр.
4, 12 – 13.). И еще говорит апостол: “Да не
обольстит вас никто никак: ибо день тот не
придет, доколе не придет прежде отступление
и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего,
называемого Богом или святынею, так что в
храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя
за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у
вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чт`о
не допускает открыться ему в свое время...
которого Господь Иисус убьет духом уст
Своих и истребит явлением пришествия
Своего... Итак, братия, стойте и держите
предания, которым вы научены или словом или
посланием нашим”(2 Фес. 2, 3 – 6, 8, 15.).
Итак, это апостольское
учение.
Послушай же и написанное
святым Ефремом, подобное пророческим,
евангельским и апостольским писаниям.
Ефрем: Вот, Господь стоит
при дверях, чтобы сотворить кончину веку
суетному, и труба небесная, созывающая по
повелению Божьему, готова, и силы небесные
стоят наготове, чтобы прийти по повелению
Грядущего на облаках, с устрашающими
явлениями, судить живых и мертвых. И вот,
Господь, Спаситель наш, придет как молния,
блистающая с неба в облаках, пред славою Его
движутся в славе неизмеримой чины
ангельские и архангельские, все как пламень
огненный, и река огненная исходит от
востока с яростью, словно свирепое море,
сжигая и сравнивая горы, пожигая землю и все,
что на ней. Тогда, братия мои, от огня того
источники иссякнут, море иссохнет, воздух
потрясется, звезды спадут с неба, солнце
исчезнет, луна превратится в кровь, небеса
совьются в свиток. Тогда вспыхнут молнии, и
за ними двинется полк ангельский, тьмы тем
ангелов и архангелов, тысячи тысяч
бесчисленного воинства небесного, и
херувимов, и серафимов, и многоочитые
громким гласом вопиют: “Свят, свят, свят
Господь Саваоф, святой Господь
Вседержитель”. И труба возглашает грозно, и
клич великий с неба раздается: “Вот, Судия
приближается, великий Царь является, Бог
всех веков грядет судить вселенную и
воздать каждому по делам его”. Тогда всякая
тварь на небе и на земле и под землей громко
возопит: “Благословен Царь, грядущий во имя
Господне!” Тогда расступятся небеса, и
явится Царь царствующих и Господь
господствующих, как молния страшная, с
силою великою и бесчисленною славою.
И в другом месте святой
Ефрем говорит: как вспышка молнии, будет
пришествие Христово, и никто не возвестит,
когда это будет – в этот день или в тот. И
тогда каждый, плача, скажет: “О, горе мне! О,
горе мне, грешному, погубившему дни свои!”
Ибо вся земля тогда вострепещет, как вода
морская, от лица славы Его.
И еще говорит: когда небеса
разольются огнем, стихии же истают,
опаляемы, и земля и все, что на ней,
попалится, когда звезды опадут, словно
листья, солнце и месяц померкнут – тогда
явится Сын Божий с неба, с яростью и гневом
неудержимым, и сядет Он на престоле славы
Своей, и призовет землю от востока и до
запада, и воздаст каждому по делам его. О,
тяжко мне! О, тяжко мне! Где будет тогда
злато и сребро? Где красота риз? Где цари и
князи и воеводы? Где похоть плотская,
греховная и скверная и воистину мерзкая?
Где пища и питие?
И в другом месте он говорит:
города потонули и селения опустели от гнева
Божия, а мы ничем не устрашаемся. Солнце в
полдень помрачилось над нами и раз, и два –
но и этого не боимся. Войска персидские и
варварские пришли и опустошили страну нашу,
чтобы мы убоялись Бога и пришли к покаянию,
все пророчества и все писания исполнились,
при дверях уже час каждого из нас, и все
предсказанные знамения явлены, нет больше
ничего иного, кроме врага нашего, славы
антихристовы. Тогда заплачет горько всякая
душа и воздохнет тяжко. И увидят все скорбь
безутешную, и будет страх внутри и трепет
снаружи, на дорогах плач и в домах рыдание,
на дорогах горе и в домах горе.
Итак, и пророки, и
евангелисты, и апостолы, и святой Ефрем
говорят одно и то же об одном и том же. Ты же,
пренебрегая пророческими, евангельскими и
апостольскими словами, исследуешь лишь
сочинения святого Ефрема и говоришь: “Тысяча
сто лет прошло, с тех пор как написал их
святой Ефрем, а второго пришествия нет”. Но
почему ты не принимаешь во внимание, что
прошло уже пять тысяч лет и более с тех пор,
как говорил об этом праведный Енох, и три
тысячи лет прошло с тех пор, как сказал о том
же великий Моисей, и две тысячи пятьсот лет
прошло с тех пор, как написал об этом святой
Давид, и две тысячи лет и более прошло с тех
пор, как написали об этом святые пророки, и
тысяча пятьсот лет прошло с тех пор, как
существуют евангельские и апостольские
писания! Свидетельство крайнего неразумия,
зависти и лукавства – одних хвалить, а
других, говоривших то же самое и о том же,
укорять.
Если рассматриваешь
сочинения святого Ефрема, рассмотри и слова
пророческие, евангельские и апостольские, и
все Священное Писание. Но как пророческие,
евангельские и апостольские слова истинны,
так истинно и совершенно неложно и
сказанное святым Ефремом.
Ведь для Священного
Писания обычно – говорить о будущем как о
настоящем.
Как сказал Господь наш
Иисус Христос: “Неверующий в Сына Божия уже
осужден”(Ср.: Ин. 3, 18.). Но ведь еще не было ни
суда, ни муки: как же он осужден? И еще:
верующий в Сына Божия “перешел от смерти в
жизнь”(Ин. 5, 24.). Не сказано “перейдет”, но
уже “перешел”. Как тот осужден, хотя суда
еще не было – так и этот перешел от смерти к
жизни, хотя еще не умер.
И святой пророк Давид
говорит: “Бог богов, Господь возглаголал и
призвал землю, от восхода солнца до запада”(См.
Пс. 49, 1.). Не сказал он: “призовет” землю, но
уже “призвал”.
И Даниил, великий среди
пророков, также говорит: “Видел я, наконец,
что поставлены были престолы, и воссел
Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как
снег, и волосы главы Его – как чистая волна;
престол Его – как пламя огня, колеса Его –
как пылающий огонь. Огненная река протекала
пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы
тем предстояли пред Ним; судьи сели, и
раскрылись книги”(См. Дан. 7, 9 – 10.). Видишь,
он не сказал: “я видел, как поставятся
престолы”, но “поставлены были”; и не
говорил: “Ветхий днями сядет”, но “воссел”
уже; не “река огненная пред Ним потечет”,
но уже “протекала”; не “книги раскроются”,
но уже “раскрылись”.
И святой Иоанн Богослов в
своем Откровении говорит: “И увидел я
великий белый престол и Сидящего на нем, от
лица Которого бежало небо и земля... И увидел
я мертвых, малых и великих, стоящих пред
Богом, и книги раскрыты были... и судимы были
мертвые по написанному в книгах, сообразно
с делами своими. Тогда отдало море мертвых,
бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых,
которые были в них”(См. Откр. 20, 11, 12 – 13.).
Разве суд уже был? Или море и смерть и ад
отдали мертвецов? Нет. Но он говорит о
будущем суде и воздаянии так, как это обычно
говорится в Священном Писании.
Как написано и в другом
месте: и сказал Бог Адаму: “В день, в который
вы вкусите от дерева, смертью умрете”(См.
Быт. 2, 17.). И что же, умерли они в тот день? Нет,
но жили девятьсот лет и более со дня того.
Как же Бог сказал: “В день, в который вы
вкусите от дерева, смертью умрете”?
И разбойнику сказал
Господь: “Истинно говорю тебе, ныне же
будешь со Мною в раю”(Лк. 23, 43.). Здесь внимай
разумно, говорит божественный Златоуст:
если разбойник вошел в рай в тот день, когда
сказал это Христос, и таким образом добро
уже получило награду, – то зачем же нужно
воскресение? Если бы он принял награду в тот
день, он принял бы ее без тела, ведь нигде не
написано, что Христос воскресил его тело.
Если же тело его не воскресло даже до сего
дня, а разбойник принял награду без тела, то
телу уже больше не будет воскресения. Или
тело приобщается лишь к трудам, а к венцам
не приобщается?
Нет; но послушай, что
говорит Павел: “Ибо всем нам должно явиться
пред судилище Христово, чтобы каждому
получить соответственно тому, что он делал,
живя в теле, доброе или худое”(2 Кор. 5, 10.).
Ведь Господь не сказал: “Ты
уже сегодня пребываешь со Мной в раю”, – но:
“Истинно говорю тебе, ныне же будешь со
Мною в раю”, – то есть во время пришествия,
когда будет телесное воскресение.
И много такого найдешь в
Священном Писании.
Как пишет святой Иоанн
Златоуст в своем божественном толковании
на святое Евангелие от Матфея, Господь
говорит о Иерусалиме: “Берегитесь, чтобы
кто не прельстил вас, ибо многие придут под
именем Моим, и будут говорить: “я Христос”,
и многих прельстят. Также услышите о войнах
и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь,
ибо надлежит всему тому быть, но это еще не
конец: ибо восстанет народ на народ, и
царство на царство”(Мф. 24, 4 – 7.).
Закончилось сказанное о Иерусалиме – и
далее Господь начинает говорить о
пришествии антихриста: “Тогда, если кто
скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не
верьте”(Мф. 24, 23.). Хотя Господь и сказал “тогда”,
не думай, что Он, сказав выше о Иерусалиме, и
теперь говорит о Иерусалиме же: “Тогда,
если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или
там, – не верьте”. Он говорит это уже не о
Иерусалиме (“тогда, если кто скажет...”), но
о пришествии антихриста.
Разве от пленения
Иерусалима до пришествия антихриста –
непродолжительное время? Ведь всем
известно, что должно миновать неведомое
множество поколений. Однако для Писания это
обычно, и “тогда” означает не “когда
Иерусалим придет в запустение”, но когда
настанет время пришествия антихриста.
И евангелист Матфей
говорит: по рождении Христа, “в те дни
приходит Иоанн Креститель”(Мф. 3, 1.). О каких
днях он говорит? Неужели сразу по рождении
Христа? Нет. Но он говорит сознательно, ведь
всем известно, что Иоанн пришел в тридцатое
лето по рождении Христа, и тогда же принял
от него Крещение Господь наш Иисус Христос,
Которому слава во веки. Аминь.
|
|