РАССКАЗ
О БОЛЕЗНИ ЦАРСКОЙ 1553 ГОДА В ПРИПИСКЕ К
ЛИЦЕВОМУ ЛЕТОПИСНОМУ СВОДУ
...После
этого, по крещении царя Симеона Казанского,
в среду третьей недели поста, 1 марта,
разболелся царь и великий князь Иван
Васильевич всея Руси. И была болезнь его
весьма тяжкой — едва людей узнавал. И так он
был болен, что многим казалось:
приближается к кончине. Дьяк же великого
князя Иван Михайлов напомнил царю о
завещании; государь же повелел составить
завещание, которое всегда у него было
наготове.
Когда
же завещание было составлено, государю
напомнили о крестном целовании, чтобы князя
Владимира Андреевича и бояр привести к
присяге на имя царевича князя Дмитрия.
Государь в тот же вечер привел к присяге
своих бояр — князя Ивана Федоровича
Мстиславского, князя Владимира Ивановича
Воротынского, Ивана Васильевича Шереметева,
Михаила Яковлевича Морозова, князя
Дмитрия Федоровича Палецкого, дьяка Ивана
Михайлова, а также бояр Данила Романовича и
Василия Михайловича Юрьевых. А боярин князь
Дмитрий Иванович Курлятев — тот не целовал
крест, разболелся, а целовал уже только на
третий день, когда мятеж утих. А казначей
Никита Фуников — тот утром разболелся, а
встал, когда государь совсем выздоровел, и
тогда целовал, после всех людей.
А
про князя Дмитрия Курлятева да про Никиту
Фуникова говорили, что они сносились с
княгиней Ефросиньей и с ее сыном князем
Владимиром и не хотели, чтобы князь Дмитрий
в его младенческом возрасте стал государем.
А
боярин князь Дмитрий Федорович Палецкий,
тот после крестного целования посылал ко
княгине Ефросинии и к сыну ее князю
Владимиру зятя своего Василия Петровича
Борисова-Бороздина, женатого на сестре
князя Дмитрия Палецкого; а родная сестра
Василия была замужем за Хованским, а
дочерью Хованского и племянницей Василия
была княгиня Ефросиния, мать князя
Владимира. А посылал князь Дмитрий Василия
потому, что по Божьему суду и по воле царя и
великого князя брат царя и великого князя
князь Юрий Васильевич взял замуж дочь князя
Дмитрия Палецкого, и князь Дмитрий Палецкий
посылал Василия ко княгине Ефросинии и сыну
ее князю Владимиру с тем, чтобы княгиня и ее
сын пожаловали князю Юрию Васильевичу и
своей дочери, жене князя Юрия, удел согласно
завещанию великого князя Василия; они же не
будут против того, чтобы княгиня Ефросиния
и князь Владимир получили престол
государства, и готовы им служить.
А
тех дворян, которые были у государя в думе,
— Алексея Федоровича Адашева и Игнатия
Вешнякова — государь привел ко крестному
целованию в тот же вечер.
В
то же время князь Владимир Андреевич и его
мать собрали своих детей боярских и стали
им раздавать денежное жалованье, а бояре
стали говорить князю Владимиру, что он и его
мать поступают неподобающим образом:
государь недомогает, а они людям жалованье
раздают. И князь Владимир и его мать стали
сердиться; бояре же начали их остерегаться
и не стали часто пускать князя Владимира
Андреевича к государю.
В
то же время был в церкви Благовещения, что в
палатах у царского дворца, некий священник
по имени Сильвестр, родом новгородец. Был же
тот священник Сильвестр в великой милости у
государя, был духовным и думным советником
и был как бы всемогущ. И все его слушались и
никто не смел ни в чем противиться из-за
царской к нему милости, ибо он давал
указания и митрополиту, и епископам, и
архимандритам, и игуменам, и монахам, и
попам, и боярам, и дьякам, и приказным людям,
и воеводам, и детям боярским, и всяким людям;
говоря попросту, он повелевал во всех делах
и святительских, и царских, как царь и
церковный иерарх, хотя и не имел царского и
святительского имени, образа и престола, но
лишь священническое, однако высоко
почитался всеми и владел всем со своими
советниками. Был же тот Сильвестр в совете и
великой милости у князя Владимира
Андреевича и его матери княгини Ефросинии;
его попечением они и из заключения были
освобождены. И потому он стал тогда боярам
препятствовать, говоря: «Зачем вы к
государю князя Владимира не пускаете? Он
больше хочет добра государю, чем вы, бояре».
Бояре же говорили ему, что они дали присягу
государю и сыну его, царевичу Дмитрию, по
той присяге и делают так, чтобы государству
было крепче. И с того времени началась
вражда между боярами и Сильвестром с его
советниками.
И
после того как назавтра привел государь к
крестоцелованию бояр своих ближних,
призвал государь поутру всех своих бояр и
начал им говорить, чтобы они целовали крест
его сыну царевичу князю Дмитрию, а целовали
б в передней избе, так как государю сильно
немоглось, и приводить их при себе к
целованию было ему тяжко. И велел он быть
при том боярам своим ближним — князю Ивану
Федоровичу Мстиславскому да князю
Владимиру Ивановичу Воротынскому с
товарищами. И боярин князь Иван Михайлович
Шуйский стал в ответ на государевы речи
говорить, что им в отсутствии государя <крест>
целовать невозможно: перед кем целовать им
<крест>,
если государя тут нет? А окольничий Федор
Григорьевич Адашев начал говорить: «Знает
бог и ты, государь: тебе, государю, и сыну
твоему царевичу князю Дмитрию крест целуем,
а Захарьиным, Даниле с братьями, нам не
служивать; сын твой, государь наш, еще в
пеленках, и станут нами владеть Захарьины,
Данила с братьями. А мы уж видели от бояр, до
того как ты вырос, бед много».
И
была великая ссора и волнение и многие
споры среди всех бояр — не хотят служить
младенцу в пеленках. А бояре, которые
государю и сыну его царевичу Дмитрию крест
целовали, стали тем боярам возражать и
говорить им, чтобы они государю и его сыну
царевичу князю Дмитрию крест целовали.
Бояре же, которые не хотели присягать
государю и сыну его царевичу князю Дмитрию,
стали жестоко браниться с боярами, которые
государю и его сыну крест целовали, говоря,
что те хотят сами владеть, а они не хотят
служить и подчиняться их власти. И были
между бояр споры великие, и крик, и шум
великий, и слова многие бранные.
И
царь и великий князь, увидев боярское
упорство, начал говорить им так: «Если вы
сыну моему Дмитрию креста не целуете, то,
значит, у вас иной государь есть; а вы
целовали крест мне и не однажды, чтобы кроме
нас других государей не искать. А я вас
привожу к крестному целованию и велю вам
служить сыну моему Дмитрию, а не Захарьиным.
Я с вами не могу говорить много; а вы души
свои забыли, нам и детям нашим служить не
хотите, в чем нам присягали, того не помните.
А кто не хочет служить государю в пеленках,
тот и большому не захочет служить. А если мы
вам не надобны, то это ляжет на ваши души».
А боярам, которые
целовали крест до того, государь стал
говорить: «Государи бояре, вы поклялись
своей душой мне и сыну моему Дмитрию, что
будете нам служить. А ныне бояре сына моего
на государстве видеть не хотят. А если
совершится надо мною воля божья и меня не
станет, то вы пожалуйте, вспомните, на чем
мне и сыну моему крест целовали; не дайте
боярам как-нибудь сына моего извести, но
бегите с ним в чужую землю, куда бог вам
укажет».
А
Даниилу Романовичу и Василию Михайловичу
государь сказал: «А вы, Захарьины, чего
испугались? Или думаете, что бояре вас
пощадят? Вы от бояр первые мертвецы будете!
Так вы бы за сына моего и за мать его умерли,
а жены моей на поругание боярам не дали!»
И
все бояре устрашились того жесткого
государева слова и пошли в переднюю палату
целовать крест.
А
когда бояре пошли в переднюю палату, царь и
великий князь послал за ними своего боярина
князя Владимира Ивановича Воротынского и
иных своих бояр, а с крестом прислал дьяка
своего Ивана Михайлова. И бояре пошли
целовать крест.
А когда бояре
пришли целовать, то у креста стоял боярин
князь Владимир Иванович Воротынский, а дьяк
Иван Михайлов держал крест. И как пришли
целовать, пришел боярин князь Иван Иванович
Пронский-Турунтай и стал говорить князю
Владимиру Воротынскому: «Твой отец, да и ты
сам после великого князя Василия первый
изменник, а ты приводишь ко кресту!» И князь
Владимир ему отвечал: «Я, сударь, изменник, а
тебя привожу к крестному целованию, чтобы
ты служил государю нашему и сыну его
царевичу князю Дмитрию, а ты, сударь, прямой
человек, а государю нашему и сыну его
царевичу князю Дмитрию креста не целуешь и
служить им не хочешь». И князь Иван Пронский
второпях поцеловал крест.
А
после того государю докладывал боярин Иван
Петрович Федоров, что бояре, которые не
хотели целовать крест, — князь Петр Щенятев,
князь Иван Пронский, князь Семен Ростовский
— говорили ему: «Ведь владеть нами
Захарьиным, и чем нами владеть Захарьиным и
служить нам государю малому, то лучше
станем служить старшему государю — князю
Владимиру Андреевичу». И еще докладывал
государю окольничий Лев Андреевич Салтыков,
что боярин князь Дмитрий Иванович Немово,
едучи по площади, говорил ему: «Бог знает
что! Нас бояре приводят к целованию, а сами
креста не целовали. А как служить малому
мимо старшего? А ведь владеть нами
Захарьиным».
А когда государь
привел бояр к присяге, то велел он написать
целовальную запись, по которой приводить к
присяге князя Владимира Андреевича. А как
запись написали, и князь Владимир к
государю пришел, и государь ему велел на
записи целовать крест. И князь Владимир не
захотел, и государь ему сказал: «Сам знаешь,
что станется твоей душе, если не хочешь
креста целовать; что станется, до того мне
дела нет». А боярам, которые вечером
целовали, государь сказал: «Государи бояре,
мне невмоготу, мне не до того, а на чем вы
крест целовали мне и моему сыну Дмитрию, по
тому и делайте».
И
бояре начали говорить князю Владимиру
Андреевичу, чтобы князь не упрямился, а
послушал государя и крест целовал. А
говорили первыми князь Владимир
Воротынский и дьяк Иван Михайлов. И князь
Владимир Андреевич стал сердиться и
гневаться, а Воротынскому сказал: «Ты бы со
мной не спорил, и ничего мне не указывал и
против меня не говорил». А Воротынский
ответил князю: «Я, государь, дал душу
государю своему и великому князю Ивану
Васильевичу всея Руси и сыну его князю
Дмитрию, что мне служить им во всем по
правде. И с тобою мне они же, государи мои,
велели говорить. И служу я им, государям
своим, а тебе служить не хочу, и за них,
государей своих, с тобою говорю. А как
доведется, по их, государей своих, повелению,
и драться с тобою готов». И стали иные бояре
говорить, чтобы князь целовал крест, а не
станет князь крест целовать, и ему оттуда не
выйти. И с трудом принудили князя Владимира
крест целовать, и он целовал крест поневоле.
И
после того посылал государь ко княгине
боярина своего Дмитрия Федоровича
Палецкого, да дьяка Ивана Михайлова, чтобы
она велела к той грамоте привесить
княжескую печать. И они ко княгине ходили
трижды, и она с трудом дала приказ приложить
печать, а говорила: «Что это за крестное
целование, если поневоле?» — и много
бранных речей говорила.
И
с тех пор была вражда государю с князем
Владимиром Андреевичем, а между бояр смута
и мятеж, и царству во всем оскудение.
|
|