ТРЕТЬЕ
ПОСЛАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
ПОСЛАНИЕ ТОГО ЖЕ ВЕЛИКОГО СТАРЦА НИЛА К
БРАТУ, ПОПРОСИВШЕМУ НАПИСАТЬ ЕМУ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ
ДУШИ
Ты просишь у
меня ответа на твое писание и думаешь, что
скорблю на тебя ради тех речей, которые
говорил тебе, когда ты был еще здесь; прости
меня в том, ибо это были только советы и
напоминание, равно себе и тебе, как присному
и любимому мною, по слову Священного
Писания: “Тайны мои сыновьям дома моего
открываю”. Не просто и не случайно подобает
нам действовать, но по Божественному
Писанию и по преданию святых отцов.
Исшествие мое из монастыря Кириллова не
было ли ради душевной пользы? Ей, ради нее,
потому что я не видел в нем сохранения
образа жизни, по закону Божию и преданию
отеческому, но по своей воле и
человеческому помыслу; много же обреталось
и таких, которые, действуя столь превратно,
мечтали еще будто проходят добродетельное
житие. Мы впадаем в такое забвение от того,
что не ведаем Божественного Писания и не
стараемся изучать его со страхом Божиим и
смирением, но пренебрегая Божественное,
упражняемся в человеческом. Беседуя с тобою
так искренно, потому что и ты не притворно
хочешь слышать слово Божие и творить оное; а
я, не лаская тебя и не скрывая жестокости
тесного и прискорбного пути, предлагаю
беседу мою тебе и другим, каждому против его
меры. Как присный мне и духовно любимый, ты
от самого начала знаешь мою худость; потому
и я откровенно пишу тебе о себе, понуждаемый
твоею любовию, которая делает меня
безрассудным.
Когда мы жили вместе в монастыре,
ты знаешь, как удалялся я мирских сплетен и
старался подвизаться по Божественному
Писанию, хотя и не успел, ради лености моей и
небрежения. После моего отшествия в
Палестину и странничества, возвратился я
опять в свой монастырь, но вне его устроил
себе келлию и жил там, сколько было по моей
силе, и потом переселился далее от
монастыря; и вот, по благодати Божией, обрел
я себе место, угодное моему сердцу, так как
оно мало входно для мирских людей. Живя
уединенно, испытую Божественные Писания, по
заповеди Господней, и их толкование, также и
Апостольские предания, жития и учение
святых отцов и внимаю им; и что согласно
моему разумению к угождению Божию и пользе
душевной, то переписываю себе и изучаю: - в
этом жизнь моя и дыхание; немощь же мою и
нерадение возложил на Бога и Пречистую
Богородицу. Если мне приключится
недоумение и не обретаю в Священном Писании
разрешения, отлагаю до времени, доколе
обрету оное, ибо ничего не смею творить
своею волею и своим разумом; если кто
прилепляется ко мне духовную любовию, и
тому советую поступать так же, наипаче же
тебе это заповедую, поелику издавна ты
связан со мною узами духовной любви, и я
подаю совет сей ко благу твоей души,
предлагая то, что для самого себя считаю
полезным.
Хотя мы ныне и разделены телом, но
сопряжены духом, и я с тобою беседовал тогда,
ради сей Божественной любви; ныне же пишу,
поучая во спасение души, а ты, избрав
угодное тебе из того, что слышал устно или
видел очами, подражай тому, чтобы тебе быть
сыном и наследником святых отцов; исполняй
их предания и заповеди Божии и то же внушай
братии, сущей с тобою. Живешь ли ты отдельно,
или в общежитии, внимай Священному Писанию
и следуй по стопам святых отцов, или
повинуйся такому человеку, который будет
свидетельствован, как муж духовный, в слове
и деле и разумении, по слову Великого
Василия. Если же такой не обрящется, то
повинуйся Богу и Божественному Писанию, а
не действуй безрассудно, как некоторые,
мечтающие быть в повиновении, когда они, по
своему самоволию, бессловесно пасутся в
монастыре вместе с братиею, или удаляются
из него столь неразумно, руководясь
плотскою своею волею и не ведая, что сами
творят и на чем утверждаются.
Ныне я огорчился тем, что ты
скорбел, и потому понудил себя писать тебе,
чтобы ты не огорчался; Бог же всякой радости
да утешит сердце твое, и известит о нашей к
тебе любви. Если и грубо написал к тебе, то
не к кому иному, как к моему присному и
возлюбленному, дабы не презреть твоего
прошения, надеясь, что и ты с любовию
примешь мое писание и не зазришь моему
неразумию. Что касается до вещей наших, о
которых просил твою святыню, чтобы ты их
устроил, опять о том же бью тебе челом, и Бог
да воздаст тебе награду, по мере твоего
труда.
Еще однажды умоляю, не принимай с
огорчением слов, сказанных тогда, ибо хотя
по внешнему и кажутся они жестокими, но по
внутреннему исполнены пользою, так как не
от себя говорил, а от Священного Писания;
поистине, жестоко оно лишь для того, кто не
хочет смириться в страхе Божием и отступить
от земных мудрований, а напротив того,
думать жить не по своей страстной воле. Иные
не только не хотят со смирением испытывать
Священное Писание, но даже и слышать, как
следует по оному жить, как будто не для нас
оно писано и не должно соблюдать его в
нынешнем роде.
Но истинным подвижникам, и в
древние времена, и в нынешние, и вовеки,
словеса Господни всегда будут, по выражению
псаломскому, словесами чистыми, как серебро
разжженное, искушенное и очищенное
седмерицею, и заповеди Господни для них
светлы и вожделенны, паче злата и камений
драгих, и услаждают их паче меда и сота, и
хранящие их восприимут многое воздаяние.
Здравствуй о Господе, отче, и моли о нас
грешных, а мы Твоей святыни весьма челом
бьем.
Перевод
данного сочинения взят на сайте "Преподобный
Нил Сорский" (http://stnil.narod.ru) |
|
|