ПЕРВОЕ
ПОСЛАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОГО СТАРЦА ПУСТЫННИКА К
БРАТУ, ВОПРОСИВШЕМУ ЕГО О ПОМЫСЛАХ
Похвальное желание проявил ты, о
возлюбленный,- хочешь слышать слово Божие
на утверждение себе, на сохранение от зла и
поучение ко благу. Но надобно бы было тебе
поучаться этому от верно разумеющих. Ты же
требуешь сие от меня, неразумного грешника.
Ибо я и среди поучающихся непотребен. Из-за
этого долго не хотел браться за это писание
и отлагал его, не потому, что не хотел
послужить твоему благому произволению, но
ради неразумия и грехов моих. Ибо что я могу
сказать, не сотворив сам ничего благого? И
что за разум у грешника - одни грехи. Но
поскольку много раз понуждал ты меня на это,
дабы писать мне тебе слово для созидания
добродетелей, и я дерзнул написать тебе то,
что выше меры моей, ибо не мог презреть
прошение твое, чтобы не оскорбить тебя
более.
Вопрошание же твое - о находящих
помыслах тяжкого мирского жития. И сам ты,
имея опыт искушения, разумеешь, сколько
скорби и развращения имеется в мире сем
мимоходящем, и сколько злодеяний сотворяет
он любящим его, и как смеется он над
посмертной судьбой работавших на него;
кажется сладок, когда ласкает вещами, но
впоследствии оказывается горьким. Ибо чем
более люди стремятся стяжать мирские блага,
тем более попадают под власть мира сего и
тем более возрастают скорби, порождаемые им.
И думают они, что мир благ, но он благ лишь по
своей видимости, а внутри же исполнен
многого зла: но тем, кто имеет разум истинно
благой, мир сей явно раскрывает свою
сущность, да не возлюбят они мир.
По скончании же жизни сей что
происходит? Утверди свою мысль в сказанном.
Если кто славу, и честь, и богатство имел, не
все ли они обратились в ничто? Как тень мимо
прошли, и как дым исчезли? И многие из тех,
кто обращался к вещам мира сего и любящих
его во время юности и благоденства своего,
были скошены смертью своей как цветы
полевые и не по своей воле отведены были
отсюда. А когда пребывали в мире сем, не
разумели злосмрадия его, но тщетно
стремились стяжать украшения и покой
телесный, пытаясь найти способы стяжания
прибытков мiра сего. Они совершенствовались
в учениях, которые приносят венцы славы в
веке сем преходящем. И хотя все это они
получили, но будущим и нескончаемым
блаженством пренебрегли. Что можно сказать
о людях сих? "В целом свете нет безумнее
их", - как говорил некий премудрый святой
старец?
Бывают люди и более
благоговейные, которые чрез хранение ума
своего в помышлениях желания спасения души,
чрез борение со страстями; они подражают
примерам добродетели, желая отделить себя
от мира сего, но не могут вырваться от сетей
его.
Тебя же возлюбил Бог и изъял из мира
сего, и поставил тебя на служение Себе, по
милости и благоустроению Своему. Того ради
должен ты премного благодарить милость Его,
и творить все, что по силам, ко
благоугождению Его, и ко спасению души
своей, старое забывая, как непотребное,
устремляясь же к новым добродетелям, ибо
благоприятны они для стяжания жизни вечной;
с радостью стремись к почестям вышнего
звания, которые достигаются подвизающимися
во имя небесного отечества. А то, что ты
говорил мне о помыслах нечистых, которые
насылает враг душ наших, о том не сильно
скорби и не ужасайся. Ибо не только нам,
немощным и страстным, от них постыжение
бывает, как говорят отцы, но и пребывающим в
преуспеянии и в житии достохвальном, и
благодати духовной отчасти сподобившимся.
У них же бывают борения многие с таковыми
помыслами, и подвиги великие они совершают,
и с помощью благодати Божией едва отгоняют
помыслы сии, стремясь всегда отсекать их.
И ты утешайся этим, но тщательно
отсекай лукавые помыслы, всегда побеждай их
молитвой: Господа Иисуса призывай. Этим
призыванием отгонишь их, и скоро отойдут,
как говорил Иоанн Лествичник: "... Бей
супостатов именем Иисусовым; ибо нет
сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле".
Если же сильно укрепились ратующие против
тебя, то, возведя очи на небо и воздев руки,
усердно произноси с умилением молитву: "Помилуй
мя, Господи, яко немощен есмь; Ты, Господи
силен еси и Твой есть подвиг, Ты ратуй за нас
и победи, Господи". И если молитву сию
будешь творить неленостно, всему научишься
и будешь знать, как силою Всевышнего все
искусы побеждаются. Твори же какое-нибудь
рукоделие: ибо этим лукавые помыслы
отгоняются, таково было откровение
ангельское, переданное некоему из великих
святых. Учи также из писания наизусть,
прилагая к сему свой разум полагая, ибо это
сохраняет нас от нашествия бесовского. Это
было открыто святым отцам. Ограждай себя от
слышания и лицезрения бесед неподобающих,
порождающих страсти и укрепляющих нечистые
помыслы, и Бог поможет тебе.
Страхи же, о которых ты пишешь,- это
младенческое обыкновение немужественных
душ; тебе же это не свойственно. И когда
находят эти страхования на тебя, борись с
ними, чтобы не возобладали они над тобой,
утверди сердце свое в уповании на Бога, и
говори себе так: “Имею Бога, Который хранит
меня, без воли Его не может никто ни в чем
повредить мне. Если же попустит Он мне
пострадать, то я безропотно принимаю это и
не хочу препятствовать исполнению воли Его,
ибо Господь знает более меня и желает мне
добра. За все это благодарю я благость Его”.
И так, по благодати Божией, будешь иметь
благое дерзновение. На страхования же
всегда вооружайся молитвою; и если в каком-либо
месте найдут они на тебя, то еще более
приложи старание, и, сложив руки
крестообразно, Господа Иисуса призывай. С
помощью Всевышнего, "не убоишися от
страха нощнаго и от стрелы, летящия во дни".
Вот то, что имеет отношение к страхованиям.
И о всем прочем похвальном,
честном и добродетельном помышляй и
таковые дела твори; будь мудр на благое;
всякую же злобу ненавидя, пребывай в
послушании духовному наставнику и прочим
отцам в Господе во всяком деле благом.
Службу же, которую ты ныне несешь, или иную -
в будущем, исполняй охотно, тщательно и
благообразно, как служение Самому Христу;
ибо ты совешаешь служение для святой братии.
Если придется тебе произносить слово,
задавать вопрос или отвечать кому-либо,
делай это благочестиво и доброжелательно, с
любовью духовной и с истинным смирением,
без лености и не обижая брата. Имей общение
с благоговейными отцами, но лишь в
надлежащее время и в меру. Творящих же иное
избегай.
Храни же себя и старайся не
укорять и не осуждать никого ни в чем, даже
если и увидишь что-либо не благоугодное. Но
вини во всем самого себя, грешного и
непотребного.
Если будет нужна тебе что-либо от
настоятеля или прочих назначенных и
имеющих к этому отношение отцов, то прежде
помолясь, подумай, полезно ли это тебе, и
лишь затем спрашивай. Если же прошение твое
не будет удовлетворено, даже если и
казалось тебе оно благим, не скорби и не
ожесточайся, но прояви долготерпение,
соблюдая внутреннюю тишину и смиренно
ожидая. И если будешь стремиться ко
благоугождению Божию и ко спасению души
своей, то в надлежащее время подаст тебе Бог
руку помощи и откроет ближним Свою волю,
дабы подать потребное тебе.
Будь же усерден к слушанию
Божественных писаний, и этими словами как
водой живой напояя свою душу, стремись к
посильному исполнению их. Старайся также
повиноваться тем, кто разумеет
Божественные писания, кто обладает
мудростью духовной и славится
добродетельным житием, и подражай им в
жизни своей.
Терпение имей в скорбях и за
оскорбивших тебя молись, как за своих
благодетелей.
И еще раз говорю: разумей
Божественные писания, повествующие о
благодеяниях Божиих, о том, как с древних
времен святые, творившие правду, получали
обетования, ходя по путям добродетелей; не
только беды и скорби претерпели, но крестом
и смертью сопровождалась стезя их. Это
знамение любви Божией, когда скорби
приходят человеку от делания правды, и это
дар Божий, свидетельствует апостол, сие от
Бога, потому что вам дано ради Христа не
только веровать в Него, но и страдать за
Него. Ибо через это человек становится как
бы соучастником страстей Христовых и
подобен святым, претерпевшим скорби за Имя
Его, и именно так благословит Бог любящих
Его, посылая им искушения скорбей. И тем
отличаются возлюбленные Божии от прочих -
они пребывают во скорбях; любящие же мир - в
обжорстве и покое веселятся. Это путь
правый, претерпевать искушения скорбей за
благочестие и, наставляя на этот путь, Бог
приводит страдальцев Своих в жизнь вечную.
Сего ради подобает нам с радостью
шествовать непорочно этим путем, исполняя
заповеди Господни и благодаря Его всем
сердцем за то, что ниспослал нам благодать
сию, возлюбив нас. Будем беспрестанно
молиться о благодати Его и хранить память о
скончании жизни своей скорбной и о
бесконечном блаженстве будущего века. И Бог
всякой радости и утешения подаст покой
сердцу твоему и сохранит тебя в страхе
Своем, по молитвам Пречистой Богородицы и
всех святых.
Не забывай меня, грешного, в
молитвах своих, ибо я лишь свидетельствую о
добром, но отнюдь не исполняю сего, да
избавит меня Господь от нечистоты грехов.
Перевод
данного сочинения взят на сайте "Преподобный
Нил Сорский" (http://stnil.narod.ru) |
|
|