ТРОИЦКАЯ
ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ
СКАЗАНИЕ
О ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ БОЖЬЕЙ.
КАКУЮ
ВСЕМИЛОСТИВЫЙ БОГ ОКАЗАЛ РАБУ СВОЕМУ
БЛАГОЧЕСТИВОМУ
ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ
ИВАНУ
ВАСИЛЬЕВИЧУ ЗА ПОБЕДУ ЕГО
НАД
САРАЦИНАМИ И ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
Придите,
отцы и братия, и услышьте духовную повесть
о том, что сотворил всемилостивый Бог и как
помиловал он раба своего — благочестивого
и благородного царя и государя и великого
князя Ивана Васильевича, самодержца всей
Русской земли. Но прежде всех вас молю,
духовные отцы и братия, молите
всемилостивого Бога, дабы вразумил он уста
мои, и вот молитвами пречистой Богородицы
и всех святых, и всех русских чудотворцев и
великого нашего чудотворца, заступника и
помощника преподобного игумена Сергия и
ученика его преподобного Никона
Чудотворца, да и вашими, духовные отцы и
братия, молитвами уже начинаем писать.
Написано
ведь в Божественном Писании, что тайну
цареву подобает хранить, а дела Божии
преславно проповедовать: если кто тайну
царскую не хранит, земным царем на смерть
осуждается, если же дела Божии и великие
его милости не проповедуем, то не только
вред душе своей наносим, но и вечным мукам
себя предаем, ибо душевная беда — вечно
мучиться. Я же, окаянный, этой душевной
беды устрашился и написал о той милости
Божьей, какую оказал Бог православному
государю нашему и всем православным
христианам, поскольку я, грешный, о таковых
чудесах Божиих удостоился кое-что слышать
от самого самодержца и благочестивого
царя нашего, а кое-что и своими глазами
видел.
НАЧАЛО
СВИЯЖСКОГО ДЕЛА
В
лето 7059 (1551). Великий в благочестии и
великий среди державных, Богом почтенный
царь и государь и великий князь Божиею
милостию Иван Васильевич всей Руси
самодержец видел, что христианство
пленено и много крови христианской
проливается, и многие церкви святые
пребывают в запустении. От кого же такие
нестерпимые беды? Говорю, что все это зло
от беззаконных казанских сарацин.
Не
стерпела тогда благочестивая и Богом
возлюбленная благочестивого нашего
государя душа таких для христианства бед,
и говорит он себе так: «Всемилостивый Бог
молитвами пречистой его матери и всех
святых, и наших русских чудотворцев
молитвами сделал меня земли этой
православной и всех подданных своих царем,
и пастырем, и наставником, и покровителем
для того. чтобы содержать мне народ его
непоколебимым в православии и оберегать
тех, кого пасу, ото всех бед, случающихся с
ними, и удовлетворять всякие их нужды: они
же — поскольку я им от Бога царь, должны
меня бояться и во всем послушными быть, и
страх и трепет иметь в душе, ибо Богом дана
мне власть над ними и от него принял я
царство, а не от людей».
Вот
что говорит наш государь царь и великий
князь. Воистину он пастырь добрый, душу
свою отдает за овец! Вопрос: «У кого
научился ты всему этому, благочестивый
царь государь и великий князь Иван? Хотим
ведь мы, смиренные твои, уразуметь смысл
царских твоих речей, чего и сам ты желаешь».
Ответ: «Уразумейте слов моих силу, ибо вижу
я плененных и мечом посеченных христиан. И
если я со своим воинством за них не решусь
пострадать, как же назовусь пастырем
добрым, который душу свою полагает за овец?
Какой ответ дам первому из пастырей —
Иисусу Христу, Богу моему, который сам
положил душу свою за словесных овец? Так
узнайте же все, что возлагаю я надежду мою
на вседержителя Бога, Отца и Сына и Святого
Духа и на пречистую Богородицу, и на рать
всех святых, собирая войско, и на
нечестивых выступаю в поход».
Посылает
тогда благочестивый царь и государь и
великий князь Иван Васильевич, всей Руси
самодержец, царя Шигалея Шиговлеяровича и
воевод к Казани: боярина и воеводу князя
Юрия Михайловича Булгакова, да боярина и
воеводу Семена Ивановича Микулинского, да
боярина и дворецкого московского Данила
Романовича и прочих многих воевод и с ними
многих людей. И повелел царь и государь так
распределиться по полкам воеводам: в
большом полку находился князь Юрий
Михайлович Булгаков и Данило Романович; в
передовом полку — князь Петр Андреевич
Булгаков и Иван Федорович Карпов; в полку
правой руки — Иван Петрович и князь Давыд
Палицкий; левой руки — Григорий Морозов и
князь Андрей Васильевич Ногаев; в
сторожевом полку — Иван Иванович Хабаров
и Долмат Федорович Карпов. И повелел он им
на реке Свияге поставить город.
Те
же, придя к Казани, по Волге до Камы и на
Каме на много верст перекрыли все пути
казанцам и с Божьей помощью город на
Свияге поставили и в нем церковь пречистой
Богородицы в честь славного ее Рождества,
а также церковь великого чудотворца
Сергия. И когда увидели нечестивые такое
притеснение, никогда раньше над ними не
чинимое, то начали многие из них приезжать
к воеводам и челом бить, чтобы царь и
государь князь великий их пожаловал — дал
бы им царя Шигалея и велел бы им служить
себе; воеводы же послали их в Москву
государю бить челом. Царь же государь и
великий князь Иван Васильевич, услышав это
от нечестивых, дал им в цари Шигалея и
многими царскими подарками щедро наградил.
Когда
же крымские князья — Кучак с товарищами —
услышали в Казани о том, что казанцы
сдаются царю и государю великому князю,
тотчас побежали они из Казани в Крым. На
реке же Каме немногие люди московские их
побили и, схватив Кучака с товарищами,
привели их к Москве. Воеводы же по
государеву слову посадили царя Шигалея в
Казани, а казанского царя Аташа с матерью
его — царицей Суюнбек, схватив, из Казани
изгнали и отправили к государю в Москву.
И
спустя немного времени захотели казанцы
царя Шигалея убить. Он же, разгадав замысел
их, многих казанских князей побил, а сам
выехал из Казани с царицею на Свиягу в
новый городок. Казанцы же пришли в ужас от
того, что царь Шигалей много людей у них
погубил, а иных многих с собой увел. И
послали они об этом бить челом к
благочестивому царю и государю нашему,
чтобы государь их пожаловал: дал им в
Казань своих бояр и правителей, которые
смогли бы над ними властвовать и управлять
ими. Благочестивый же государь наш царь и
великий князь всей Руси Иван Васильевич,
презирая их многие измены и обманы,
склонился к милости и отправил к ним в
Казань для управления Казанской землей
бояр своих и воевод: князя Семена Ивановича
Микулинского, да Ивана Васильевича
Шереметева, да с ними Алексея Федоровича
Адашева. Они же пришли в Казань.
Казанцы
же встретили их, затаив в душе злой умысел,
и договорились с государевыми воеводами о
том, чтобы те сначала послали в город свои
обозы, а сами после бы въехали в город.
Когда же обозы и многих детей боярских, и
людей боярских пустили в город, тогда
затворили они ворота и бояр в город не
пустили; тех
же, кого заперли в городе, всех побили, а
обозы все разграбили. Воеводы же государя
нашего возвратились из-под Казани в новый
городок на Свиягу, обманутые и
обесчещенные. И вскоре послали к государю
царю и великому князю сообщить о злом
обмане и хитром лицемерии зловерных
казанцев.
Казанцы
же взяли себе в Казань царя Едигера из
Ногайской орды и посадили на царство в
Казани.
Царь
же и великий князь, услышав о такой измене
нечестивых агарян, сильно опечалился, но
возложил всю надежду свою на Бога и на
пречистую его Богоматерь, и на великих
чудотворцев и, посоветовавшись со своими
братьями — с князем Юрием Васильевичем и с
князем Владимиром Андреевичем, с боярами
и воеводами, начал думать о том, чтобы
послать впереди себя воевод своих и многих
людей к Казани, а самому идти за ними к
Казани, желая отомстить за кровь
христианскую. И, задумав это, начал
совершать.
НАЧАЛО
КАЗАНСКОМУ И КРЫМСКОМУ ДЕЛУ
В
год 7060-й (1552) благочестивый царь и великий
князь Владимирский и Московский и
Новгородский и Божьей милостию всей Руси
самодержец Иван Васильевич послал своих
воевод к Казани: боярина своего князя
Александра Борисовича Горбатого, и
боярина своего Петра Ивановича Шуйского, и
московского дворецкого боярина Даниила
Романовича, и других многих воевод, а после
сам начал собираться в поход к Казани.
Той
же весной пришла весть из поля о том, что
царь крымский идет на Русскую землю с
большим войском и с ним много воинов
турецкого султана и наряд турецкий с ним —
пушки и пищали, и янычары. И начал
благочестивый царь и великий князь
многими печалями уязвляться и скорбеть о
том, что многих воевод и многих воинов
отпустил под Казань. И начал он совещаться
с братом своим, с князем Владимиром
Андреевичем, с боярами и воеводами и
открыл им свой замысел: «Я ведь собирался
идти на казанского царя за великую измену
казанцев и пролитую христианскую кровь и
хотел сам пострадать до крови, а ныне идет
на нас наш недруг — крымский царь и хочет,
безбожный, погубить православную веру. И
хочу я идти к Коломне против недруга
своего, и сам хочу пострадать за
православную веру и за святые церкви».
И
услышав от благочестивого царя и великого
князя Ивана Васильевича такие его царские
речи, и узнав о таком его желании и рвении
пострадать за православие, все прославили
Бога и пречистую его мать, и великих
чудотворцев русских за то, что даровал Бог
дерзновение и ум благочестивому царю и
великому князю, так же как и кроткому
Давиду для борьбы с безбожным Голиафом. И
говорят ему князь Владимир Андреевич и все
бояре и воеводы: «Мы все должны и готовы за
православную веру и за святые церкви, и за
тебя, государя, кровь свою пролить и головы
свои сложить».
И,
посовещавшись, поехал потом благочестивый
царь и великий князь в обитель великую
живоначальной Троицы и великого
чудотворца Сергия. И приехав в обитель и
войдя в святую церковь, припадает он к
образу святому живоначальной Троицы,
который сам он, благочестивый царь,
украсил золотом и жемчугом, и
драгоценными камнями, и, слезы многие
проливая, так говорит.
Молитва:
«О премилостивый Создатель наш, услышь
молитву и моление грешного раба своего и
не помяни грехов моих, совершенных пред
тобою в юности моей и в зрелые годы. К тебе
прибегаю, Творцу и Господу моему. Увидь,
Владыка, стенания и слезы раба твоего и
прости грехи мои, и прими покаяние мое, как
и Давида, Иезекеиля, и Манасии, и
разбойника, и ниневитян. Помилуй меня по
великой милости твоей и дай мне, Господи,
победу над врагами нашими, дабы не
говорили язычники: „Где есть Бог их?", и
уразумели бы, что ты один Бог наш и Господь
Иисус Христос, во славу Богу и Отцу и
Святому Духу. Аминь. И кроме тебя иного не
знаем и твоею милостию побеждаем врагов
наших».
Приходит
он и к чудотворным мощам великого и
дивного чудотворца Сергия и преклоняет
голову свою к святым мощам преподобного
отца. И едва смог он от многих слез
говорить. И приносит он моление к дивному
отцу, так говоря.
Молитва:
«О преподобный угодник Христов великий
Сергий! Кого из святых в Русской земле так
еще Бог прославил, как тебя! Ты видел пренепорочную
владычицу Богородицу, с апостолами к тебе
пришедшую, и слышал от нее такие
несказанные радостные речи! Нарекла она
тебя своим избранником и пришла
навестить тебя, услышав просьбы твои об
учениках и об обители, с которыми ты взывал
к ней. И дала владычица Богородица тебе
обещание, что неотступно будет пребывать в
обители твоей до скончания века, в
изобилии подавая все необходимое, и за
учеников твоих будет просить и молиться
перед сыном своим Христом, Богом нашим. Ты
вооружил молитвою своею прадеда нашего —
великого князя Дмитрия на безбожного
Мамая и без всякого сомнения дерзать ему
повелел. И получив от Бога пророческий дар,
предсказал ему: „Врагов своих победишь и
возвратишься домой с великой победой и
славой". Как его, так и нас вооружи на
врагов наших и огради молитвами своими!
Услышал
ведь Бог благодаря твоим молитвам мольбы
отца моего о том, чтобы послал он ему
наследника царству его, и даровал ему меня,
унаследовавшего царство его. И принесли
меня отец мой и мать в эту святую церковь и
породили меня вторым нетленным рождением
— водою и духом во имя Отца и Сына и
Святого Духа. И после святого крещения
принесли меня отец с матерью к святой раке
твоей и на святые мощи твои положили меня,
говоря так: „Отдаем обещанное Богу и
пречистой владычице Богородице и тебе,
святитель Божий и угодник Христов. Будь же
отныне, угодник Христов великий Сергий,
Нашему чаду помощник и молись за него
Господу Богу и пречистой Богородице!"
Вот
почему ныне я, отданный тебе родителями
моими, никак не могу отказаться от твоей
помощи: будь же моим помощником, молись за
меня Христу, Богу моему и пречистой
Богородице, матери его. И так же, как
прадеды наши и отцы надеялись на милость
Божию и на пречистую Богородицу, и ваши
молитвы и побеждали врагов своих, так же и
я, надеясь на всесильного и всемилостивого
Бога и на родившую его пречистую
Богородицу, и на ваши молитвы, русские
чудотворцы, дерзаю <выступить> против
врагов своих. О угодник Христов
преподобный великий Сергий, помоги мне и
всему христианскому воинству моему
против врагов наших!»
И
по совершении этих молений получает он
благословение у настоятеля обители и у
всего священнического и иноческого собора
для себя и всего своего христолюбивого
воинства. И угостив братию, и дав им
большую милостыню, покидает он обитель и
приходит в свой царствующий город Москву.
И
по прошествии немногих дней благочестивый
царь и великий князь Иван Васильевич всей
Руси самодержец выступает против того
зловерного крымского царя. И приходит он
со своими братьями и боярами, и воеводами,
и с многочисленным своим христолюбивым
воинством в святую великую соборную
церковь пречистой Богородицы славного ее
Успения и, преклонив колени и голову
склонив до земли перед образом Господа
нашего Иисуса Христа, так говорит,
проливая слезы и сокрушаясь сердцем.
Молитва:
«О премилостивый владыка Господь Иисус
Христос! Услышь молитву и слезы раба
твоего и пошли милость свою свыше, и дай
помощь и стойкость против врагов наших
православному воинству и меня, раба своего,
огради свыше своею милостью. И как <некогда>
послал ты любимого своего архистратига
Михаила, воеводу небесных сил, на помощь
верному своему Аврааму против царя
содомского Ходологомора, с которым было
триста тысяч воинов, и твоею, Господи,
силою и с помощью великого архистратига
Михаила победил их Авраам, хотя было с ним
всего триста восемьдесят домочадцев; и так
же, как послал ты того же помощника
архистратига Михаила Иисусу Навину, когда
обступил он град Иерихон, в котором было
семь царей хананейских, и по твоему,
вседержителя Бога, повелению архистратиг
Михаил сделал так, что городские стены
сами разрушились до основания и Иисус
Навин перебил царей и всех людей в городе
Иерихоне; и как был тот же архистратиг
Михаил помощник Гедеону против
бесчисленного количества мадианитян,
которых он победил с тремястами своих
воинов, имевших при себе ночью фонари со
свечами, тогда как мадианитяне,
приведенные в смятение архангелом, сами
друг друга поубивали; и так же как при
благочестивом царе Езекии, когда окружил
город Иерусалим ассирийский царь
Сеннахирим со своими воинами и оскорблял
Бога Израилева, по молитве Езекия тот же
архистратиг Михаил Божьим повелением за
одну ночь перебил сто восемьдесят пять
тысяч человек из ассирийского войска, —
так и теперь, всемилостивый Господь Иисус
Христос, сын Божий, прославь имя свое
через меня, раба твоего, и пошли на помощь
нам любимого своего архистратига Михаила,
дабы уразумели все враги наши, что и мы,
верные рабы твои, надеющиеся на тебя,
побеждаем врагов наших».
Так
же приходит он и к образу пречистой
Богородицы, который написал евангелист
Лука, и припадает к земле, обливаясь
слезами.
Молитва
пресвятой Богородице: «О владычица
пречистая Богородица, мать возлюбленного
моего Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, подвигнись на молитву к рожденному
тобой небесному царю вместе с небесными
силами и с пророками , и с апостолами, и с
мучениками, и со святителями, и с
преподобными, и с нашими помощниками и
заступниками — русскими святителями и
новыми чудотворцами: с великими
святителями Петром и Алексеем, и Ионою, и
Леонтием, и с угодником твоим великим
чудотворцем преподобным Сергием, и с
Никоном, и с Кириллом, и с Димитрием, и со
всеми русскими чудотворцами, и со всеми
святыми! И умоли, Владычица, Господа нашего
Иисуса Христа, чтобы послал нам победу и
помощь (в борьбе) с врагами нашими и победу
над ними, дабы уразумели все враги наши,
что мы не нашими храбростью и силами
побеждаем врагов своих, но с помощью
всесильного Бога — Отца и Сына и Святого
Духа и твоими к Господу молитвами и
заступничеством: ведь храбрость и победа
христиан в том и состоит, чтобы уповать на
всесильного Бога и на тебя, Владычица,
твердую помощницу христианскому роду».
Вот что проговорил он со многими слезами.
И
приходит он к великому и дивному
заступнику русских людей — чудотворцу
Петру и, припадая к честной его раке,
говорит так.
Молитва:
«О святой Божий и угодник Христов! Не
промолчи о нас, взывая к Господу, да твоими
молитвами смирит Господь безбожного этого
варвара, похваляющегося, что разорит
достояние твое. Вспомни, святитель Христов
Петр, как ты оградил и укрепил молитвами
своими прадеда нашего в борьбе с
противником его безбожным Мамаем, — то же
и нам ныне пошли молитвами твоими к
Господу». Вот что изрек он в скорби
душевной, обливаясь слезами.
После
этого приходит он к святейшему и
смиренному отцу своему Макарию,
митрополиту всей Руси, и к священному его
собору — архиепископам и епископам, и ко
всему церковному причту и просит
благословения и молитвы для себя и всего
своего христолюбивого воинства. Святейший
же вселенский отец преосвященный
митрополит всей Руси Макарий с архиепископами
и епископами и со всем священным собором
прилежно молятся и благословляют его, и
так со слезами взывают к благочестивому
царю: «О пресветлый и великий царь! О
пречестная и благоразумная глава! О
предобрый пастырь! Полагай душу свою за
словесных овец, которых даровал тебе всемилостивый
Бог. Имеешь ты, о благочестивый царь,
горячее устремление к Богу и готов
пострадать за благочестие, да пошлет тебе
и всему твоему христолюбивому воинству
всемогущий Бог по молитвам пречистой
своей матери и великих чудотворцев помощь
и победу над супостатами».
И благословляет
его <митрополит> животворящим крестом,
говоря так: «Да пребудет с тобой, нашим
государем, милость Бога и пречистой его
матери, и великих чудотворцев Петра,
Алексея, Ионы и Леонтия и преподобных
отцов наших Сергия и Варлама, Кирилла и
Никона и всех святых, и нашего смирения, и
всего священного собора молитва и
благословение, чтобы даровал тебе,
государю нашему, Бог добиться желаемого и
с победою радостно и в здравии
возвратиться на престол свой — царя всей
Русской земли и много лет царствовать со
своею царицею великой княгиней Анастасией,
и с братьями своими, и с боярами, и со всем
твоим христолюбивым воинством, и со всеми
православными христианами. Мы же,
смиренные твои богомольцы, должны все
вместе и каждый отдельно по своим кельям
молиться Богу и пречистой его Богоматери и
всем святым. Аминь».
И
так, получив от всех благословение,
выходит он с этим благословением и
молитвою из соборной церкви и приходит в
свои царские палаты к супруге своей
благочестивой царице и великой княгине
Анастасии и так говорит ей: «Я, жена,
надеясь на Вседержителя, премилостивого,
щедрейшего и человеколюбивого Бога,
осмеливаюсь и хочу идти на нечестивых
варваров и пострадать за православную
веру и за святые церкви не только до крови,
но и до последнего вздоха: сладко ведь
умереть за православие, ибо не смерть это
— пострадать за Христа, но жизнь вечная.
Такое страдание приняли мученики и
апостолы, и прежние благочестивые цари и
наши сродники и получили за это от Бога не
только земное царство и славу, но и
храбрость перед противниками, и были они
страшны врагам своим, и много лет славно на
земле пожили. Но зачем много говорю я о
тленном этом и быстро проходящем царстве и
земной славе, ведь даровал им Бог за их
благочестие и страдание, которое приняли
они за православие, по отшествии от этого
обольстительного мира вместо земных (благ)
— небесные, вместо тленных — нетленные и
бесконечную радость и веселие пребывать
у Господа своего и вместе с ангелами
предстоять перед ним и веселиться со всеми
праведниками, как говорит Божественное
Писание: «Ни глазу не увидеть, ни уху не
услышать, ни сердцем человеку не
почувствовать того, что уготовил Бог
любящим его и соблюдающим святые его
заповеди».
Тебе
же, жена, повелеваю нисколько не скорбеть о
моем уходе, а пребывать в посте и подвигах
духовных, и часто ходить по святым церквам,
и усердно молиться за меня и за себя, и
щедрую милостыню подавать убогим; многих
же несчастных от нашей царской опалы
прикажи освободить и в темницах
заключенных выпустить на волю, дабы
получили мы от Господа двойную награду: я
— за храбрость, а ты — за эти благие дела».
И
когда услышала благочестивая царица от
государя своего благочестивого царя о
его отшествии, охватила ее нестерпимая
скорбь, и от этой сильной печали не могла
она стоять, и если бы не удержал
благочестивый царь супругу свою своими
руками, упала бы она на землю. И долгое
время оставалась она безгласна и горько
плакала, и едва смогла удержаться от
сильных слез и проговорить государю
благочестивому царю и великому князю
Ивану: «Ты ведь, благочестивый царь и
государь мой, хранишь заповеди Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и хочешь
душу свою положить за православную веру и
за православных христиан, я же как вынесу
разлуку со своим государем, и кто утолит
горькую мою печаль и принесет мне весть о
великой Божьей милости к благочестивому
моему государю — о том, что благочестивый
царь и всей Руси самодержец, получив
помощь от Вседержителя и всемилостивого
Бога, со всем своим христолюбивым
воинством сражался с нечестивыми, и одолел
их, и в свое царство здрав возвратился?»
Молитва:
«О всемилостивый Боже! Услышь слезы и
рыдание рабы своей, даруй мне услышать, что
государь мой здрав и по милости твоей
прославлен, и по милости же <твоей>, радуясь,
увидеть <его>. Не помяни, Владыка, многих
грехов наших, но пошли нам милость свою по
великому своему милосердию и щедрости.
И
ты, милосерднейшая, щедрейшая и верная
помощница роду христианскому, царица и
владычица, мать небесного царя и Господа,
пречистая Богородица, услышь молитву рабы
своей и подвигнись на молитву к рожденному
тобою Христу, Богу нашему, чтобы послал он
победу над супостатами государю моему и
невредимым возвратил его и сподобил меня,
Госпожа, увидеть его по милости твоей
прославленным, ибо твоим, Владычица,
заступничеством и молитвами одолеет он
врагов своих!»
Благочестивый
же царь, утешив свою царицу словами и
наставлениями и дав прощальный поцелуй,
выходит от нее и отправляется к Коломне с
братом своим князем Владимиром
Андреевичем, и боярами, и воеводами, и
многими воинами. Придя же в Коломну, входит
он в церковь пречистой Богородицы
славного ее Успения и повелевает владыке
Феодосию и всему собору петь молебны. Сам
же благочестивый царь и великий князь
подходит к образу пречистой Богородицы,
тому, который был на Дону с православным
великим князем Дмитрием Ивановичем, и,
припав к нему, молит со многими слезами и
сердечными воздыханиями милосердного
Господа нашего Иисуса Христа и родившую
его Богоматерь о помощи и победе над
врагами агарянами. И вдоволь помолившись и
получив благословение от епископа
Феодосия и священного собора, выходит он
из церкви.
Когда
же начал он выстраивать свои полки, пришла
к нему весть из поля о том, что идет на него
безбожный царь крымский со многими силами
и уже приближается к пограничным землям. И
пошел благочестивый царь и великий князь
из Коломны к великой реке Оке, желая
переправиться через Оку и там встретиться
и биться с безбожными агарянами. И послал
он в городок Касимов за царем Шигалеем и
повелел ему вскоре приехать к нему,
сообщив, что царь крымский идет со многими
людьми. И Шигалей тотчас же пришел к царю
государю великому князю.
Царь
же и великий князь начал ему рассказывать
о своем и всего православного
христианства несчастье — о том, что недруг
его крымский царь идет со многими воинами
и сильным нарядом: «Я же многих своих
воевод и воинов послал к Казани, отчего и
пребываю я в великой печали, но уповаю на
всемогущего Бога и хочу выступить против
недруга своего. Ты же, брат наш, пойди с
нами и пострадай за православное
христианство». Царь же Шигалей начал
утешать государя нашего царя и великого
князя многими речами. И посмотрел он на
христолюбивое воинство благочестивого
царя и, видя бесчисленное множество людей,
удивился.
И
говорит он царю и великому князю: «Я ведь
воспитан у отца твоего, а моего государя
благочестивого великого князя Василия и
во многих походах бывал с отца твоего
силами и людьми, но никогда не видел такого
множества людей, как вижу сейчас в твоем
царском войске. Дерзай же, государь, с
Божьей помощью, а мы, твои холопы, готовы за
тебя, государь, и головы свои сложить!»
И
пришла к царю государю великому князю
весть: «Царь крымский, узнав о твоем,
государя царя и великого князя, пребывании
в Коломне со многими людьми, сильно
испугался, напал на него страх и трепет, и
вознамерился он было вскоре возвратиться
в Орду. Но сказали ему князья и уланы: «Если
хочешь ты скрыть свой позор и не с пустыми
руками в Орду свою вернуться, <то знай>, что
есть у границы с полем город великого
князя Тула, к которому ты сейчас
приблизился, вот мы и советуем тебе пойти
на тот город, а если узнает <об этом>
великий князь, то ты сможешь уйти от него
со всеми твоими людьми, поскольку Тула от
Коломны находится на большом расстоянии и
места <эти> лесисты и непроходимы, так что
большое войско не сможет там быстро
передвигаться».
И
понравился безбожному совет их, и посылает
он к Туле вперед себя большое войско и
наряд в год 7063-й (1555) в 21 день июня. И пришло
на тульскую землю множество безбожных
агарян во вторник, и окружили они город,
многие же другие зловерные отправились в
разведку. А на следующий день — 22 июня, в
среду, и царь крымский подошел к Туле и
приказал многим воинам идти на штурм
города. И начали они бить из
многочисленных пушек и пищалей многими
огненными стрелами и пушечными ядрами. И
когда начали обстреливать город янычары
турецкого султана, во многих местах
загорелся городской посад.
В
городе же тогда был лишь один великого
князя воевода князь Григорий Иванович
Темкин с немногими воинами, поскольку
неожиданно подошли безбожные сарацины. И
начали в городе православные христиане с
громкими стенаниями и со слезами молить
всемилостивого Бога и пречистую
Богородицу, заступницу христиан, и великих
чудотворцев о помощи против поганых и о
спасении города. И с помощью всесильного
Бога потушили в городе пожар, и так
горожане бились с нечестивыми, что
прогнали их с городских стен, и не смогли
нечестивые причинить городу никакого
вреда.
Когда
же благочестивый царь и великий князь
услышал о том, что нечестивый царь
испугался и не выступил против него, а
пошел к Туле, тотчас послал благочестивый
царь и великий князь к Туле боярина своего
и воеводу князя Петра Михайловича
Щенятева и многих других воевод, повелев
им как можно быстрее идти к Туле, сам же
пошел к городу Кашире, где намеревался
переправиться через реку и идти к Туле.
Воеводы
же великого князя поспешили к Туле. И когда
они еще не дошли до города, сообщили им, что
возвращаются из набега многочисленные
крымские воины и ведут с собой много
пленных. Они же вскоре догнали их и с
Божьей помощью и благодаря молитвам
пречистой Богородицы, заступницы христиан,
и великих русских чудотворцев побили
много безбожных агарян, и захватили многих
языков, и отбили всех пленных православных
христиан.
И
дошла вскоре до безбожного царя весть о
том, что пришло много московских воевод и с
ними много воинов. Из города же
православные увидели вдали поднимающуюся
по всей степи небывалую густую пыль, и
увидели они с городских стен
многочисленных людей и поняли, что это
идут воеводы православного нашего царя с
многочисленными воинами.
И
громко возопили в городе: «Боже милостивый,
помоги нам, ведь наши православные
приближаются!» И устремились из города не
только воеводы с многочисленными воинами,
но и женщины с малыми детьми, и поубивали
они у городских стен многих врагов и
захватили большое количество орудий,
пороха и пушек, привезенных для захвата
города.
Нечестивый
же царь тотчас с позором побежал в поле,
ибо стоял он недалеко от поля, и так быстро
побежал, что царя и великого князя воеводы
не могли его настигнуть. И побросали
поганые те сарацины многочисленные свои
телеги и верблюдов, а безбожный царь
побежал от города июня в 23 день.
Воеводы
же благочестивого царя и великого князя в
тот же день, 23 июня, подошли к Туле, а царь
ушел за три часа до их прихода. И все
православные христиане прославили
всемилостивого Бога за то, что даровал он
такую победу над погаными. И тотчас
послали к государю гонца и многих языков.
Гонец же, придя к царю и великому князю,
сообщил ему, что много поганых побили, и
привели много языков, и освободили много
пленников, а нечестивый царь быстро
побежал назад тою же дорогою.
Благочестивый
же царь и великий князь, услышав все это и
увидев приведенных тех многочисленных
сарацин, прославил всесильного Бога за то,
что даровал ему Бог такую победу по
молитвам пречистой Богородицы и великих
русских чудотворцев. И приказал он
допрашивать языков. И рассказали языки,
что царь их потому пошел на русскую землю,
что сказали ему в Крыму, будто царь и
великий князь со всем своим воинством
находится в Казани.
И
пошел благочестивый царь к Коломне, и
пришел в соборную церковь пречистой
Богородицы, и многие молитвы с
благодарностью воздал Богу и пречистой
Богородице за победу над погаными. И
вскоре, посовещавшись с братом своим
князем Владимиром Андреевичем и с царем
Шигалеем, и с боярами, пошел к Казани. И
пришел в Муром в месяце июле.
И
собрав все свое воинство, посылает он царя
Шигалея водою в судах, а с ним отпускает
воеводу своего князя Петра Андреевича
Булгакова со многими воинами. Сам же
благочестивый царь и великий князь Иван
Васильевич пошел из Мурома полем, взяв с
собой князя Владимира Андреевича. И шел он
полем до нового города Свияжска. И
встретили его на подходе к новому городу
Свияжску воеводы — князь Александр
Борисович Горбатый, князь Петр Иванович
Шуйский и Данила Романович и многие иные
воеводы с многочисленными воинами. И
многие из горных черемисов встретили
государя и били ему челом, каясь в своей
измене, государь же простил их.
Пришел
же благочестивый царь и государь и великий
князь в новый город на Свиягу с братом
своим князем Владимиром Андреевичем и со
всем воинством в августе месяце. И вошел он
в церковь пречистой Богородицы, и молился,
и благодарил Бога и пречистую его
Богоматерь, заступницу за христиан в
борьбе с погаными. Также прилежно
помолился он и в церкви преподобного
чудотворца Сергия и вышел.
ПОВЕСТЬ
О ТОМ, КАК БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ЦАРЬ
И
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
ВСЕЙ
РУСИ САМОДЕРЖЕЦ БЛАГОДАРЯ МИЛОСТИ
ВСЕСИЛЬНОГО
БОГА И ПОМОЩИ И МОЛИТВАМ
ПРЕЧИСТОЙ
БОГОРОДИЦЫ, ПРЕДВОДИТЕЛЬНИЦЫ
И
ЗАСТУПНИЦЫ ХРИСТИАН. И ВЕЛИКИХ
ЧУДОТВОРЦЕВ
ОДОЛЕЛ
ВРАГОВ СВОИХ И ВЗЯЛ ГОРОД КАЗАНЬ
Благочестивый
же царь и великий князь Иван Васильевич
всей Руси самодержец вышел из нового
города Свияжска и пошел к Казани со всем
своим христолюбивым воинством. И начал он
переправляться через великую реку Волгу,
расположился на Царевом луге и приказал
выгружать из судов наряд и строить мосты, и
плести туры. В то же время приехал на
службу к государю из Казани Комай-мурза и с
ним семь человек. Государь же приказал
катить к городу туры и орудия.
И
отправилось к городу множество воинов.
Казанцы же вышли им навстречу из города, и
была большая битва, и много людей погибло с
обеих сторон. Но благодаря Божьей милости
и помощи одержали верх православные,
побили они многих татар, иных же живыми
захватили в плен. И, расставив вокруг стен
туры и пушки, окружило город
многочисленное христолюбивое воинство,
так что невозможно было поганым ни войти в
город, ни выйти из него.
Царь
же и государь встал вблизи Отучевой мечети
на Ногайской дороге и повелел поставить у
себя в стане три полотняные церкви —
всегда ведь за ним возили те три храма:
одна церковь во имя архистратига Михаила,
вторая — мученицы Христовой Екатерины,
третья — преподобного чудотворца Сергия.
И приказал царь и государь расставлять
свои полки возле города.
И
немного времени спустя начали нападать из
леса на полки, стоявшие под началом воевод
на Арском поле, многочисленные казанцы,
конные и пешие, и доставляли они немало бед
православным. И хотели многие воеводы, и
князья, и бояре, и дети боярские вступить с
ними в бой, но царь и государь без своего
приказа не разрешил с ними биться. Воины же
православные пребывали в немалом
огорчении из-за того, что не давал им воли
государь: не понимали ведь они, что замысел
этот сам Господь Бог подсказал
православному нашему царю — когда
приспеет надлежащее время и придет помощь
от Бога, тогда христолюбивое воинство,
сыны русские, приготовятся на брань, целые
и невредимые, и будут они словно львы,
рыщущие в звериной ярости и, обретя свою
добычу, устремляющиеся на нее, — такими же
и они будут, когда придет помощь Божия и
приспеет для этого время.
Вскоре
после этого православный царь и государь и
великий князь против тех безбожных
посылает своих воевод со многими воинами.
И пришли государевы полки на Арское поле
биться с нечестивыми. Нечестивые же те
агаряне по своему разумению держались
возле леса и не решались отходить от леса
из-за великой силы государевой.
Православные же догадались поставить с
одной стороны множество пехотинцев с
пищалями, а небольшому отряду было
приказано приблизиться к нечестивым. И
устремились к ним все нечестивые,
православные же все, призвав на помощь
всесильного Бога и оградив себя крестною
силою, устремились на них. И вскоре
потопили и побили они всех иноплеменников
и многие версты гнались за ними по лесу, и
всех перебили, а триста сорок человек
взяли живыми и послали к государю царю и
великому князю. И с большою победою
приехали воеводы и все православное
воинство к государю.
Православный
же государь, видя такое милосердие Божие к
себе и всему своему воинству, тотчас же
поспешил в церковь великого Сергия и с
огромною радостью и слезами воздал
благодарственными песнопениями Господу
и пречистой Богородице, защитнице и
помощнице христиан, и великому чудотворцу
Сергию. И устроил он светлый пир, и одарил
своих воевод и всех воинов богатыми дарами,
и утешил всех ласковыми своими царскими
речами. Из орудий же из всех — из пушек и из
огнестрельных пищалей — беспрестанно
день и ночь били по городу, так что были
слышны этот сильный грохот и сотрясение за
многие версты от города.
Но
снова благочестивая эта и богохранимая
глава — царь и великий князь склоняется к
милосердию, не вспоминая о великих изменах
ему, государю, тех зловерных и безбожных
агарян и о пролитии нечестивыми крови
православных христиан, и хочет пред ними
выказать смирение, ибо хорошо знал он
слова Божественного писания о том, что
Господь гордых наказывает, смиренным же
дарует благодать. И посылает он в город к
нечестивым свое царское милостивое слово:
«Если сдадите мне город, я всех вас жалую и
не припомню вам многих ваших измен».
И
приказал он водить перед городскими
стенами многочисленных языков, чтобы
нечестивые, увидев их, смирились и сдались
государю. Но нечестивые эти выбрали не
жизнь, а смерть и не послушали государева
слова и не приняли его милосердия, которое
хотел он им показать. И приказал
православный царь тех языков нечестивых
на виду у города всех перебить. Казанцы же,
видя из города, как убивают их
соплеменников, так и не смирились, ибо
ожесточил Бог сердца их за их неправду, как
в древности фараона, и привел их к
окончательной гибели, чтобы прославился
Господь, как <в древности> через фараона и
колесницы его, — так и теперь через этих,
не покорившихся благочестивому царю
государю нашему великому князю.
После
этого посылает государь своих воевод со
многими воинами захватить Арский городок
и многие другие места, но приказывает не
задерживаться там, ибо хотел он вскоре
начать штурм города. Поэтому и повелел им
царь поскорее возвратиться. Они же, воюя,
задержались под Арском на немалое время. И
пребывал от этого государь в сильной
печали, ведь не было от них долгое время
никаких вестей. И другое было у него горе:
из-за сильных дождей и бурь потопило на
Волге много судов с припасами; и еще одна
беда — никаких не было сведений из города.
Из-за всего этого великой скорбью уязвлено
было царево сердце. Но несмотря на все это
жил благочестивый царь подвижнической
жизнью: не снимались доспехи с царских его
плеч, ночи проводил он без сна — в молитвах,
днем же пребывал в постоянных царских
своих делах.
О
ПОСЛАНЦАХ ИЗ ОБИТЕЛИ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
- СЕРГИЕВА
МОНАСТЫРЯ
В
то же время пришел к благочестивому царю
государю и великому князю Ивану
Васильевичу из обители живоначальной
Троицы — Сергиева монастыря некий чернец,
именем Адриан Ангелов, с одним братом,
посланный игуменом Гурием и братиею, и
принес икону, на которой написаны были лики
живоначальной Троицы и пречистой
Богородицы с апостолами и преподобного
чудотворца Сергия с Никоном, а также
просфору и святую воду.
Благочестивый
же царь с великой радостью принимает святую
икону и прочее и мысленно произносит из
глубины своего сердца моление к Богу,
которому ведомо все тайное: «Слава тебе, —
говорил он, — Создатель мой, слава тебе за
то, что в столь дальних странах посещаешь ты
меня! Ибо смотрю я на эту твою икону, словно
на самого истинного моего Бога, и прошу себе
и всему воинству моему милости и помощи,
ведь я — раб твой, как и все люди твои. Будь
же щедрым, Владыка, смилуйся милосердно над
нами и пошли нам победу над врагами! Так же
ведь было и при прадеде нашем, когда
выступил он против нечестивых: перед самым
началом сражения подоспели к нему посланцы
от преподобного Сергия, угодника твоего,
принесшие такие же дары: он же, вкусив
святого хлеба и испив святой воды, простер к
небу руки и проговорил: „Велико имя святой
Троицы! О пресвятая госпожа Богородица,
помогай нам!" Ее-то молитвами и молитвами
преподобного Сергия и победил он врагов
своих. Так и я ныне взываю: „Велико имя
святой Троицы! Пресвятая госпожа
Богородица, помогай нам!" И умоли,
Владычица, рожденного тобою Христа, Бога
нашего, с безначальным его Отцом и
пресвятым благим и животворящим его Духом,
чтобы даровали они нам победу над врагами.
И
ты, преподобный угодник Христов великий
Сергий, не промолчи с учениками твоими, но
моли о нас Господа и поспеши к нам на помощь!
И так же. как при открытии святого твоего
храма в городе Свияжске прославил тебя
всемилостивый Бог, угодника своего, многими
чудесами, происходившими от святого образа
твоего, и многим людям даровал ты исцеление
— так и ныне помогай нам молитвами твоими; и
так же, как являлся ты там нечестивым
варварам, так и нам, православным, явися и
помоги, ведь нечестивым ты являлся, чтобы
изгнать нечестивую их веру, нам же своим
явлением даруй победу над врагами во имя
Христа Иисуса, Господа нашего, ему же слава
во веки веков! Аминь».
И
с того дня стали дароваться православному
нашему царю Господом удачи и победы над
врагами: в тот же день от взрыва в подкопе
разрушился у них тайник, и много поубивало
нечестивых тех татар, а назавтра из города
прибежал татарин, а потом и пленник из
города прибежал, и передали они государю
много полезных сведений; пушками же с одной
стороны до основания разрушена была
городская стена и поубивало много людей в
городе. Был у благочестивого царя некий
человек, по имени Размысл, родом литовец,
который умел искусно рыть подкопы под
городские стены. Ему и приказано было рыть
подкопы под стены города. А потом пришли из
Арска царя и великого князя воеводы и
поведали о большой победе над нечестивыми и
о том, как освободили большое количество
русских пленников, и привели они многих
языков.
Благочестивый
же царь государь, видя радостную эту победу,
поспешил к святым храмам и повелел петь
молебные песнопения в честь победы,
воздавая славу всесильному Богу и
пречистой Богородице, и великим
чудотворцам, ибо по их молитвам даровал ему
Бог такую победу над противником. Воевод же
своих и все воинство утешил он своими
царскими речами и прославил многими
похвалами, и обещался пожаловать их многими
дарами, и веселился с ними на
многочисленных пирах.
Всех
же русских пленников повелел он собрать и
привести в свой стан. И содержали их много
дней в царских его шатрах, и всех их
накормил он вдоволь и одел, радуя их, словно
чадолюбивый отец своих детей. Они же,
страдальцы, видя такое милосердие к себе
благочестивого царя, что освободил он их от
плена и так утешил их, и приказал отвести
каждого к себе на родину в Русскую землю,
молились Господу со многими слезами и
молитвами о благочестивом государе за
такое его милосердие, говоря так.
Молитва:
«О милосердный и премилостивый владыка
человеколюбец Господь Иисус Христос, сын
Божий! Помилуй и сохрани раба своего,
государя нашего, и даруй ему победу над
врагами, увидь его милосердие, которое
проявил он к нам, нищим и горьким пленникам.
Воздай же ему, Господи, милосердием своим за
нас, нищих, и сохрани его и все его
христолюбивое воинство!» После этого пели
они канон Покрову пресвятой Богородицы.
Благочестивый
же государь приказал зажечь под городом,
под татарами, один небольшой подкоп, а
воеводам и всему воинству, окружившему
стены, повелел ни в коем случае не
предпринимать никаких штурмов города. И
зажгли в тот день во втором или в третьем
часу дня подкоп, и напал на нечестивых
сильный страх, ибо огромные бревна из
городских стен вместе с землей подняло
взрывом на большую высоту, и поубивали они
многих нечестивых. Воины же благочестивого
царя не могли сдержать боевого пыла,
который вложил в сердца их Бог, и ринулись к
городу, и согнали со стен множество
нечестивых, а многие воины проникли и
внутрь города. Воеводы же встали на
городской стене и послали государю
известие о том, что многие воины в городе
побили нечестивых.
Государь
же, услышав о такой помощи Божьей, в тот же
час пришел в церковь великого чудотворца
Сергия и повелел воссылать Господу
благодарственные молебны. Сам же начал
совещаться со своими боярами и воеводами, и
решили они, что еще не все воины
подготовлены к штурму города, поэтому
тотчас же послал он приказ, чтобы воевод и
воинов из города вывели. Те же никак не
хотели выходить оттуда, и едва с большим
трудом выслали воинов из города. Те же, кто
находился на городской стене, не слезли с
нее, а стояли тут воеводы князь Михаил
Иванович Воротынский да Алексей Данилович
Плещеев. И сидели они на стене два дня и две
ночи, ожидая, когда государь начнет
штурмовать город.
ЧУДО
ЯВЛЕНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО НИКОЛЫ В
ВОЗДУХЕ НАД ГОРОДОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИМИ
МЕСТА ЭТОГО И ГОРОДА ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
Перед
взятием же города Казани много чудес
показал всемилостивый Бог через угодников
своих — двенадцать великих апостолов,
великого чудотворца Николая и великого
чудотворца преподобного Сергия. Некий
человек из числа боярских воинов раненый
лежал у городской стены за турами,
изнемогая от раны, и едва погрузился он в
легкий сон, как увидел засиявший над
городом яркий свет и в том свете парящих в
воздухе двенадцать апостолов в
святительских одеждах, сияющих
ослепительным светом. И поклонился
апостолам <святой Николай>, говоря им: «Радуйтесь,
ученики и апостолы Господа нашего Иисуса
Христа!»
И
отвечали ему апостолы: «Радуйся и ты,
угодник Христов святитель Николай!» И начал
святой Николай умолять святых апостолов,
говоря: «Ученики Христовы, молите Бога и
благословите место это и город, чтобы
поселились здесь и начали обживаться
православные христиане». И отвечали ему
апостолы: «Еще не время для такого дела,
угодник Христов Николай». И повернулись все
на восток для молитвы. И снизошел к ним с
небес от востока глас, говоривший: «Отныне
будет благословенно место это, дабы
прославилось на этом месте имя Отца и Сына и
Святого Духа». И повернулись все апостолы и
Никола, и благословили место и город, и
стали невидимы.
Человек
же тот больной, увидев и услышав все это,
охваченный сильным страхом, очнулся от
видения и рассказал окружающим обо всем,
что видел и слышал. Сам же причастился
святых тайн Христа, Бога нашего, и
преставился.
ВТОРОЕ
ЧУДО О ЯВЛЕНИИ СВЯТОГО НИКОЛЫ НЕКОЕМУ
ЧЕЛОВЕКУ С ПОВЕЛЕНИЕМ, ДАБЫ ЦАРЬ ГОСУДАРЬ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ПРИСТУПАЛ К ШТУРМУ ГОРОДА
Другой
же воин царя и великого князя из детей
боярских увидел во сне святого Николу,
пришедшего к нему и будящего его со словами:
«Вставай, человек, и передай царю и великому
князю, чтобы начал он штурм города в день
Покрова пречистой Богородицы или на
следующее утро после него, ибо Бог отдает
ему город этот и врагов его — сарацин. А
сообщаю тебе об этом я, Николай
Мирликийский чудотворец».
Человек
же тот, очнувшись от видения, охвачен был
страхом и решил, что все это он увидел во
сне, а не наяву, поэтому умолчал он об этом
видении и не поведал о нем никому. Но во
вторую ночь снова явился тому же
христолюбивому мужу святой Николай и с
угрозой сказал ему: «Не думай, человек, что
видимое тобою — сон, но истинно говорю тебе:
встань и сделай то, о чем я сообщил тебе
прежде». Тот же встал и поведал о том, что
сказал ему святой Николай.
ТРЕТЬЕ
ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА
Иное
хочу поведать вам — о том, что сотворил
преподобный отец наш Сергий: некоторые
благочестивые люди видели себя во сне в
городе Казани и там видели они старца с
очень густой, но не очень длинной бородой в
ветхих монашеских одеждах, который ходил по
городу и подметал в домах и на улицах. И
некие светлые существа, окружавшие его,
говорили ему: «Зачем, святой Сергий, сам
метешь ты дома, повели же кому-нибудь
другому вымести». Святой же отвечал им так:
«Лучше сам я вычищу, ведь будет у меня здесь
наутро много гостей». И рассказали люди об
этом видении.
После
взятия же города множество нечестивых
сарацин попало в плен, и многие из этих
нечестивых рассказали про святого Сергия —
о том, что они, варвары, в течение многих
дней и ночей перед взятием города видели
такого старца, ходящего по городу и город
очищающего. И рассказывали нечестивые:
«Много
раз устремлялись мы на него и хотели его
схватить, но он становился для нас невидим».
И
обо всем этом сообщили благочестивому царю
и великому князю. Он же распорядился никому
об этих чудесах не рассказывать до тех пор,
пока не свершится на нем милость Божия. Сам
же непрестанно мысленно молил Бога, говоря:
«Премилостивый Господи Иисусе Христе сыне
Божий, тебе ведомо все тайное, помилуй нас,
рабов твоих, по великой твоей милости,
Владыка, царь небесный».
И
повелел после этого благочестивый царь и
великий князь приготовиться всем людям в
полках, желая идти на штурм города. Отобрал
он множество своих воинов и повелел им
пешими идти на приступ к городу, а все свои
полки расставил вокруг городских стен. В
воскресный же день повелел он петь заутреню,
воевод же всех распустил по полкам и
приказал ограждать всех животворящим
крестом и кропить святою водой. И повелел им
быть готовыми и ждать своего царского
прихода. Своему же царскому полку повелел
стоять у своего стана, намереваясь сам
ехать, как только окончится пение, отдав
Божие Богу.
Когда
же отслужили заутреню, повелел он сразу же
начать литургию — священник уже стоял
наготове. Когда же началась литургия,
трепета и благоговения достойное зрелище
представлял собою благочестивый царь,
стоявший в церкви во всем вооружении, в
сияющих, ничем не прикрытых доспехах. Сам же
благочестивый царь прилежно взирал на
образ Христа, Бога нашего, и на родившую его
Богоматерь, и на угодника его великого
Сергия, ибо стоял он перед его чудотворным
образом, непрестанно в сердце своем
повторяя молитвы и изливая из глаз реки
слез. И так говорил он Господу.
Молитва:
«О Владыка премилостивый Господь! Помилуй
рабов своих! Ведь пришло уже время милости
твоей — время послать рабам твоим мужество,
чтобы одолели они врагов своих. Помилуй,
милостивый, помилуй, человеколюбец, даруй
помощь в борьбе с врагами, пошли милость
свою свыше!»
Молитва:
«И ты, о пречистая владычица Богородица,
умоли рожденного тобою Христа, Бога нашего,
чтобы не припомнил он мне грехи мои и
беззакония, которые совершил я пред
величием славы его, но помиловал бы меня
великого ради твоего милосердия. Будь же,
Владычица, помощницей мне и всему воинству
нашему, а мы, надеющиеся на тебя, не
посрамимся, но победим врагов своих твоими
молитвами и молитвами всех святых и
святителей русских, наших помощников и
молитвенников».
Когда
же на восходе солнца подошло время читать
святое Евангелие и дьякон, заканчивая
чтение, произнес последнюю строку из
Евангелия: «И будет одно стадо и один
пастырь», внезапно как будто загремел
сильный гром и сильно задрожала земля.
Благочестивый же царь и великий князь,
выйдя немного из церковных дверей, увидел
разрушенную подкопом городскую стену и
страшное зрелище: от дыма, смешанного с
землей, все покрылось тьмой, и на большую
высоту взлетали многочисленные огромные
бревна, поднимая вместе с собою на высоту
нечестивых и многих убивая.
И
тут внезапно взорвался и второй подкоп, и
все воины, призывая на помощь Бога,
устремились на нечестивых. Благочестивый
же царь и великий князь, вернувшись в
церковь на молитву, проливал обильные слезы,
да одолеем до конца врагов своих. И вот
приходит некто из царских приближенных и
говорит ему: «Уже, государь, окончательно
пришло время тебе ехать, ибо уже идет
сильный бой в городе, и многие полки ожидают
тебя, государя». Царь же отвечал ему: «Если
дождемся мы окончания молитвы, то великую
милость получим от Христа — мощное оружие
молитвенное против врагов наших».
Когда
же услышал царь и великий князь, что прибыл
за ним второй гонец, вздохнул он из глубины
души и, обливаясь слезами, проговорил: «Не
оставь меня, Господи Боже мой, и не отступи
от меня, приди мне на помощь!» И подошел он к
образу великого чудотворца Сергия, и
приложился к нему, и поцеловал его с любовью.
И сказал: «Угодник Христов, помогай нам
молитвами своими!» И причастился он святой
водой, и вкусил доры, а также и Богородицына
хлеба.
Когда
же окончилась литургия, благочестивый царь
вышел из церкви весь словно в сиянии,
вооруженный молитвою. И обратившись к своим
богомольцам, сказал он: «Благословите меня,
а сами непрестанно молите Бога, чтобы
вашими молитвами помог нам Бог одолеть
врагов наших». И сев на царского своего коня,
вооружился он животворящим крестом и
сказал так: «Боже, услышь мой зов о помощи и
подвигнись на помощь мне, Господи! Осуди,
Господи, борющихся с нами и противящихся
нам врагов наших, да уподобятся они пыли,
противостоящей ветру! О предки наши и
заступники русские Борис и Глеб, будьте нам
в этот час заступниками и помощниками
против врагов наших!»
Когда
же увидели все воины, что приближается к ним
государь, тотчас со всех сторон, словно на
крыльях, взлетели они на городские стены. И
заняли православные все стены, ибо помогал
им Бог, и нещадно секли они нечестивых.
И
столько побили они нечестивых, что кровь их
растеклась по оврагам. И с помощью
всесильного Бога и по его милосердию начали
православные одолевать нечестивых. И уже
приближались православные к царскому
дворцу, нещадно побивая нечестивых.
Нечестивые
же все собрались на царском дворе и, видя
свою окончательную гибель, говорили друг
другу: «Бежим, бежим скорее от них, ведь сам
Бог сражается вместе с ними. и много наших
уже умерло». И начали они прыгать с
городской стены, и многие бегом устремились
к лесу.
И
тотчас пришло известие к благочестивому
царю и великому князю, что многие из горожан
попрыгали с городских стен и пустились в
бегство, но воеводы царя и великого князя,
находившиеся на той стороне, многих
нечестивых побили; часть
же <казанцев> побежала на другую сторону. На
тех царь и государь вскоре послал двух бояр
со своими дворянами. И там они побили такое
количество нечестивых, что мертвые лежали
по всему огромному лугу от реки и до леса.
И
благодаря великой милости Божьей и помощи
всесильного Бога нашего Иисуса Христа и
молитвам пречистой владычицы нашей
Богородицы и молитвам и помощи великого
архистратига Михаила и всех святых, и всех
русских чудотворцев и наших заступников и
помощников молитвам, благочестивый наш
царь и государь и великий князь со своим
православным воинством одержал верх в
битве с нечестивыми. И перебили
православные всех нечестивых, и взяли в
плен царя казанского Едигера Каса-Ахануловича,
и захватили его знамена, и привели его к
благочестивому царю нашему и великому
князю, и взяли город Казань, и гнали, словно
стада, толпы пленников. Все это мы видели
своими глазами, так что не лживое это
описание, но истинное.
Нечестивых
же побили так много, что <горы> мертвых тел
казанских татар, лежавшие возле стен внутри
города, сравнялись с городскими стенами. И в
городских воротах, и в самом городе лежали
огромные кучи мертвых, и за городом — во
рвах, в реке Казани и за Казанью рекою —
везде было бесчисленное множество мертвых.
Благочестивый
же царь и великий князь всей Руси Иван
Васильевич, видя такое милосердие Божие к
себе и ко всему своему христолюбивому
воинству, воздев руки к Господу, приносил
благодарственные молитвы, говоря так: «Слава
тебе, всемилостивый Господи Иисусе Христе,
сыне Божий, даровавший нам победу над
врагами нашими! Десница твоя, Господи,
прославилась своей крепостью и сокрушила,
Господи, правая твоя рука врагов наших. Чем
воздадим мы тебе, Господи, за все то благое,
что сделал ты для нас? Слава тебе,
милосерднейший человеколюбец Господи, за
то, что не презрел молений раба своего?
Слава тебе, Господи, за то, что услышал ты
тихие воздыхания сердца моего и слезы и
исполнил прошения наши, и излил на нас
великое милосердие свое, и всех врагов
наших истребил до конца.
О
премилостивая владычица Богородица, слава
тебе, ибо твоими молитвами и
заступничеством побеждены были враги наши.
О всемилостивая госпожа владычица
Богородица, умолила ты со всеми святыми и
нашими заступниками — новыми русскими
чудотворцами Господа нашего Иисуса Христа
с безначальным его Отцом и животворящим
Духом, чтобы услышал Господь молитву твою и
даровал нам победу над супостатами, и
покорил нам под ноги врагов наших. И
прославляется всем этим святое имя Отца и
Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки
веков. Аминь».
И
повелел благочестивый царь и великий князь,
чтобы священный собор и весь причт
церковный с честным крестом, содержащим
кусочек животворящего древа, на котором
распят был Господь наш Иисус Христос, и со
святыми чудотворными иконами пришли к
месту, где стояло царское знамя, и приказал
в честь победы петь молебные песнопения,
воссылая благодарности всесильному Богу. И
повелел он тогда же поставить животворящий
крест и заложить церковь в честь
Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа на том месте, где
стояло его знамя, ибо на знамени его царском
был запечатлен нерукотворный образ Господа
нашего Иисуса Христа.
Внутри
же города разгорелся такой сильный огонь,
что только на третий день едва смогли его
погасить. И приказал благочестивый царь
очистить город от множества мертвых тел
нечестивых. После этого повелел он
протопопу своему, по имени Андрей, человеку
добродетельному, собрать собор игуменов и
священников и дьяконов и повелел им
освятить церковь в честь Нерукотворного
образа Господа нашего Иисуса Христа. И
освятили церковь в год 7061 месяца октября в 5
день, в среду. И была она всячески украшена,
как тому подобает, честными иконами и
божественными книгами, и святым пением.
А
потом заложил он соборную церковь в самом
городе Казани во имя пречистой Богородицы
славного ее Благовещения и освятил ее в
девятый, воскресный, день того же месяца.
Приделы же к церкви пречистой Богородицы
устроил и обеих сторон: с одной стороны <во
имя> страстотерпцев Христовых Бориса и
Глеба, с другой — в честь муромских
чудотворцев, и чудесным образом украсил их,
как и подобало.
И
город освятил благочестивый царь и
государь наш великий князь Иван Васильевич,
сам пройдя с животворящими крестами и со
всеми иконами по городским стенам вместе с
братом своим князем Владимиром Андреевичем
и со священным собором, и с боярами своими, и
со всем своим христолюбивым воинством. И
обо всем благочестивый царь и государь
хорошо и богоугодно распорядился. Повелел
он и воеводам своим строить в городе церкви.
Город
же взял благочестивый царь и государь в год
7061-й (1552) месяца октября во второй день —
день памяти священномучеников Киприана и
Устинии, в воскресенье, в пятом часу дня.
Кто
же, услышав о таком великом милосердии
Божии, не удивится и не прославит Бога, ведь
там, где были языческие капища, а точнее —
бесовские жилища, ныне воссияли
христианские церкви; там, где нечестивые
бесовскими жертвоприношениями и кровью
животных оскверняли землю и воздух, ныне о
спасении христиан Богу жертва стала
приноситься и непрестанные славословия и
молитвы стали возноситься Богу; там, где
были жилища нечестивых тех сарацин, ныне
поселились и поселяются православные
христиане. И все это свершилось по
изволению Божьему и благодаря подвигу
государя нашего благочестивого царя и
великого князя Ивана Васильевича и брата
его благоверного князя Владимира
Андреевича, и всего его христолюбивого
воинства.
Еще
хочу вам поведать о православных воинах
благочестивого государя нашего царя и
великого князя Ивана Васильевича всей Руси
самодержца: когда приближалось им,
благочестивым воинам, время идти на брань,
приготовляли они себя сначала духовно,
чтобы предстать пред вечным и строгим
небесным царем — Господом нашим Иисусом
Христом и ответ дать о прегрешениях своих,
поэтому приходили они ко святым церквам и
исповедовались с искренним покаянием
перед духовными отцами и причащались
страшным и трепетным и ужасным тайнам —
пречистому телу и крови Господа нашего
Иисуса Христа, и такую получали они
нетленную надежду и непобедимое оружие
против супостатов, и настолько презирали
смерть, что не только не боялись ее, но
радовались несказанною радостью о том, что
могут пострадать за православную веру и за
своего православного царя и государя.
И так говорили
некоторые из них, укрепляя <духом> друг
друга: Если теперь не умрем, все равно умрем
когда-нибудь, если же умрем теперь, то
получим от Господа нетленное и вечное
царство; если будем мужественно и храбро
сражаться и останемся живы, то получим от
Господа великую милость, а от нашего
земного царя — великую честь и славу, и даст
нам благочестивый государь все, чего нам
недостает, и будет слава о нас переходить из
рода в род».
О
блаженные и трижды блаженные воины
православные? Укрепившись такою надеждою
перед сражением, долго бились они с
нечестивыми и одни из них умирали в бою с
безбожными, другие при последнем вздохе
хотели облечься в иноческий образ и
получили исполнение своего желания,
украсившись ангельским образом, и с
большой надеждой и радостью отошли к
Господу; некоторые же, имея многие раны на
теле своем, возвращались к своему государю
и царю, являя собой пример мужества и
храбрости.
Мы
же закончим повесть эту и к предыдущему
возвратимся, и прославим Господа и Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа, и скажем так: «Слава
тебе, Господи, за то, что даровал нам такого
благочестивого царя и государя и великого
князя Ивана Васильевича! Слава тебе,
Господи, укрепивший раба своего, государя
нашего, против врагов! Слава тебе, Господи,
покоривший врагов под ноги государю нашему,
православному царю, теперь и в будущие годы!
О
премилостивый Господи Иисусе Христе, сыне
Божий, за молитвы пречистой твоей матери и
молитвы всех святых, и молитвы великого
чудотворца Сергия и Никона помилуй и
сохрани своею благодатию государя нашего.
православного царя и великого князя Ивана
Васильевича всей Руси самодержца с
благочестивой его царицей Анастасией и с
сыном его, царевичем Дмитрием, и с братьями
его, и со всем христолюбивым воинством! И
даруй ему, всемилостивый Господи, душевное
спасение и телесное здравие, и победу над
врагами, да будет он по твоей милости
страшен врагам своим, ибо ты есть истинный
Бог наш Иисус Христос, сын Божий, дающий
власть, кому пожелаешь. И воссылаем тебе
славу с безначальным Отцом и с пресвятым и
животворящим Духом ныне и во все будущие
века! Аминь».
Взято
Казанское царство в год 7061 (1552) октября в 5
день.
|
|