ПОСЛАНИЕ
О ФОРТУНЕ
МАКСИМА
ГРЕКА
ИНОКА
МАКСИМА ГРЕКА ПОСЛАНИЕ К НЕКОЕМУ ИНОКУ В
САНЕ ИГУМЕНА О НЕМЕЦКОЙ ЛЖИ, ИМЕНУЕМОЙ
ФОРТУНОЙ, И О КОЛЕСЕ ЕЕ
Многие
называет божественный апостол свойства и
проявления истинной и совершенной любви в
боге — из них не радоваться неправде, а
вместе радоваться истине я считаю наиболее
показательным признаком. Тот воистину
верный и истиннейший друг, кто от всей души
радуется исправлению и преуспеянию друга
своего, как своему собственному; и, напротив,
скорбит, когда увидит, что он или уклоняется
от спасительных апостольских догматов
благочестия и отеческих преданий, или впал
в какие-нибудь житейские беды; кто, соболезнуя
другу своему, старается всяким способом
помочь ему и к первоначальному пониманию
истины вернуть его. Такою любовью и я,
будучи привязан к твоему преподобию, возлюбленный
мой брат, оказался бы воистину преступающим
законы святой любви, если бы умолчал, слыша,
что ты следуешь эллинскому, и халдейскому,
и латинскому, бесами изобретенному учению.
Я
говорю о том, о чем ты мудрствуешь сам и в
чем убеждаешь других, — будто бы колесом
счастья называемой по-латински фортуны
Христос-бог и спаситель наш управляет
человеческими делами и одних этим колесом
на высоту власти возводит, других же
оттуда низлагает в крайнее бесчестие и
бесславие. Удивляюсь я, как ты, такой
человек, в знании боговдохновенных писаний
более искушенный, чем другие сверстники
твои, так скоро увлекся таким богомерзким
учением обманщика Николая Германца, ни в
одном божественном Писании до сих пор не
услышав об этом учении и не увидев его.
Если хочешь последовать истине, то скорее
найдешь противное — не только вполне
отвержено это учение всеми
боговдохновенными отцами и учителями, но и
анафеме предано как самое это учение, так и
последующие ему и проповедующие его. Мы
знаем, что это ложное учение от Зороастра и
Остана — древних волхвов, бывших в Персии,
получило начало, которые учили, что
движением неба и звезд определяются все
человеческие дела — будут ли то добродетели
или беды житейские; эту прелесть приняли
всей душой египтяне, а от них — эллины,
которые придумали и другое многое нечестивое
про самого создателя всех и хулящие его. Об
этом они, трижды окаянные, мудрствуют и учат
этому, считая, что он насильственным
влиянием звезд и приближением планет к знакам
зодиака делает злыми и добрыми, славными и
неславными людей, рождающихся под той или
другой планетой и звездой. Они же выдумали,
возвещая об этом от земли и чрева своего,
баснословное название счастья или фортуны,
которую некий мудрец эллинский, по имени
Кебес, называет слепой. И сидящей на
круглом камне, и слепой он назвал ее в своем
заблуждении, так как она беспорядочно, и
бессмысленно, и неравномерно распределяет
между людьми богатства и власть; на круглом
же камне сидящей он ее изображает, потому
что дары ее не устойчивы, но легко исчезают
и к другим переходят.
Забавляясь такими
баснями, сами служа забавой для бесов,
эллины и египтяне писали и утверждали свое
учение, будучи чуждыми божественному
просвещению неложного богом преданного
разума пророческих боговдохновенных
писаний. Злоначальный же и злокозненный
дьявол, видя, что ими просвещаются
благоверные и потому не следуют такому его
богомерзкому учению, но, напротив,
ненавидят и чуждаются его, иным способом
постарался, наисквернейший,
удобоприемлемым сделать то учение для
благочестивых: он убедил латинян и
германцев, погруженных уже в это учение и
поглотивших эту душепагубную ложь,
изобразить немного выше богомерзкого
подобия ложного разума, то есть
баснословной фортуны, пречистый и
достойный поклонения образ господа и
спасителя нашего Иисуса Христа, который
цепочкой тонкой, от руки святой его
спускающейся, управляет фортуной и
изображенным перед ней колесом, — чтобы
благочестивые склонились к богомерзкой лжи
звездочетской, видя, что фортуна
управляется пречистой рукой Спасителя.
Допускает нечестивый дьявол приписать
малую долю показного благочестия к своему
лукавому умышлению нечестия, чтобы таким
образом утвердить в мыслях благочестивых
обман лживых астрологов. И что в этом
удивительного! Ведь многократно случалось,
что нечестивый не только ангела светлого
или священника, святыню носящего, принимал
вид, чтобы пустынника святого прельстить,
но случалось, что он, наисквернейший, в
великом обличии самого Спасителя
действовал.
А
чтобы убедиться, что такое мудрствование
есть лукавое изобретение эллинов — слушай
внимательно и вникни прилежно, что говорит
о фортуне баснословной премудрый некий христианский
философ: «Счастье у эллинов, — говорит он, —
это
есть и называется чуждое промыслу
управление миром или передвижение от
неизвестного к неизвестному и случайному;
мы же, благоверные христиане, исповедуем,
что Христос-бог устраивает и управляет всем».
И опять он же: «Не человеческими помыслами
и рассуждениями, но божьим промыслом и
недоступными его судьбами устраиваются все
человеческие дела, люди же неразумные
привыкли называть это случаем и судьбой, не
понимая, откуда и по какой причине с кем-либо
бывают известные случаи». Мы же,
благоверные христиане, веруем во Христа,
управляющего всем. Обрати должное
внимание на определение эллинами фортуны:
они говорят, что счастье есть чуждое
промыслу управление миром, то есть
происходящее не по премудрому и праведному
промыслу божьему. Понятно ли тебе теперь,
как латиняне и германцы весьма хулят
единого преблагого, и праведнейшего, и
премудрого творца и правителя всего,
подрисовывая к пречистому образу
Спасителя богомерзкое изображение счастья,
некоей помощницей и споспешницей Спасителя
считая его, не научившись этому из
божественных писаний,— ибо нигде не
найдешь включенным в боговдохновенные
писания такого душепагубного мудрования,—
и не услышав восхваляемым его всеми
внешними философами — ведь некоторые и из
них слепым называют его и говорят о чуждом
промыслу управлении миром, то есть
происходящем не по божьему промыслу и
учению? Другие же, осуждая Эпикура-философа
за то, что он неправильно мудрствовал и учил,
за это его не хвалят и безбожником
называют, говоря так: «Эпикурово злостное
учение и в том заключается, что вся эта
тварь счастьем каким-то, а не волей и судом
божьим управляется». Слышишь ли, чье это
учение безбожное и как самими эллинами оно
резко порицается?
Как
же ты, такой человек, так легко и
безрассудно увлекаешься такими безумными
обманами немецкими и не повинуешься
божественному тайноучителю, говорящему нам
в Послании к колоссянам: «Смотрите, чтобы
кто не увлек вас философией и пустым
обольщением, по преданию человеческому, по
стихиям мира сего, а не по Христу». И опять
он же в Послании к евреям: «Учениями
различными и чуждыми не увлекайтесь». Как
же не устрашился ты того же
богопроповедника, который о том же говорит
неразумным галатам: «Если кто
благовествует вам не то, что вы приняли, то
есть от нас, апостолов Христовых, анафема да
будет»; если и «ангелом с неба» будет он, «анафема
да будет», то есть да будет проклят.
Понимаешь ли из этого, что и немцы, и
латиняне подлежат той же апостольской
анафеме как чуждые учения вкладывающие в
мысли благочестивых. Постарайся же, бога
ради постарайся, отрекись от такого немецкого
обмана и исповедуй прямо и чисто с
боговдохновенньм Давидом и с пророчицей
Анной, которые говорят так, открыто и без
хитрости всякой: «Господь делает нищим и
обогащает, унижает и возвышает, из праха
подъемлет он нищего и из брения возвышает
убогого». Для чего, скажи нам, о священная
пророчица? «Чтобы посадить его, — говорит
она, — с сильными среди людей и престол славы
в наследие дать ему». Не фортуной
баснословной и вращением колеса, но
пророком святым прежде Саула, а потом
Давида помазал господь в цари, этого взяв от
паствы овец, «от доилиц», как написано, а
того, когда он искал пропавших ослят отца
своего. Также разумно обдумай и то, как
Иосиф блаженный прославился в Египте, так
что признавался вторым после фараона
властителем всего Египта; также о том, как
Моисей на такую высоту был вознесен — по
предначертанию и мановению божьему, а не
слепым счастьем и вращением колеса. Чуждо
это, вполне чуждо и неизвестно святым писаниям
учение о фортуне латинской, возлюбленный
мой брат и господин! По этой причине оно
далеко отгоняет от собрания православных,
придерживающихся этого богопротивного
учения. Таковые оказываются не с Христом
собирающими пшеницу чистую, то есть веру
пречистую и непорочную в небесные его
житницы, которые суть сердца и мысли православно
верующих в него, а напротив, высыпают они из
себя и слушающих их вложенное свыше в мысли
их божественное сокровище, то есть
православные догматы о праведнейшем
промысле божьем. О том, что не было написано
боговдохновенными пророками и апостолами,
не подобает нам мудрствовать, строго
заповедует великий всей вселенной
светильник Иоанн Златоуст.
Будем
же пребывать в пределах неложного
благоразумия. Будем пить незлобиво «словесное
и чистое молоко», как не знающие злобы
младенцы, чтобы точно исполнить нам повеление
Спасителя, сказавшего: «Если не обратитесь
и не будете как дети, не войдете в царство
небесное». И еще: «Кто не примет царство
божие как дитя, не может войти в него». «Царством
божиим» называет Владыка здесь евангельскую
проповедь, то есть то, что, сам услышав от
отца своего, открыл своим ученикам. Это суть:
заповеди, таинственные притчи, догматы о
неложном богопознании, то есть о вечном
бытии Отца, и Сына, и святого Духа — единого
божества, и господства, и царства, о
бессмертии души и о грядущем в конце света
общем воскресении, и о воздаянии жившим благочестиво
и богоугодно, и о бесконечном мучении не
покорившихся апостольской проповеди,
нечестиво живших. Все эти и подобные им
апостольские и пророческие догматы и
предания Спаситель наименовал одним словом
«царство божие» и желает, чтобы мы это
просто и с полной верой и благоговением
приняли и твердо себе усвоили, как незлобивые
дети без рассуждения принимают наставления
своих учителей, благодаря вере и покорности
наставникам достигая совершенного знания
священных писаний и словесных наук. Так
следует и нам прилежно держаться данных нам
самим Спасителем нашим, и святыми его
учениками, и апостолами, и вселенскими
соборами догматов и завещаний и отнюдь
ничего к ним не прибавлять и не убавлять по
правильному установлению богоносных отцов
наших, святыми молитвами которых да
сподобимся получить удел спасаемых, аминь.
|
|