ПОСЛАНИЕ
ИОСИФА ВОЛОЦКОГО КНЯГИНЕ ГОЛЕНИНОЙ
ПОСЛАНИЕ
К НЕКОЕЙ КНЯГИНЕ-ВДОВЕ, ДАВШЕЙ НА СОРОКОУСТ
В ПАМЯТЬ ПО СВОИМ ДЕТЯМ И ВОЗРОПТАВШЕЙ
Госпоже
моей княгине Марии, супруге князя Андрея
Федоровича, я, грешный чернец... челом бью.
Писала
ты к нам: «Пока у меня были деньги, я давала
милостыню», Но ведь, госпожа, когда у тебя
не будет, то бог у тебя и не потребует, а
только если у тебя будет, а ты не дашь в
память детей их долю и наследие, то писал об
этом великий Афанасий так: «Смерть детей
верующих часто совершается ради
вразумления их родителей по божьему промыслу,
чтобы родители, увидев это, устрашились и,
опечалившись, вразумились». Ибо сказал бог
устами пророка Иеремии: «Я прежде времени
дослал смерть вашим детям, вы же этого
наставления не уразумели; как лев-всегубитель
навел на вас несчастья, вы же, и увидев это,
не покаялись, не отказались от злых своих
дел». И еще говорит тот же пророк: «Нанес ты
им раны, господи боже, а они не почувствовали
боли, истребил их, а они не захотели принять
наказание, ожесточили свои лица. словно
каменные». Итак, братья, мы узнаем, что бог
милосерден и человеколюбив, непостижимыми
и разнообразными путями своими он стремится
привести нас к себе и спасти наши души. А
смерть юных объясняется так. Если они
умирают во младенчестве, то, отойдя чистыми
и непорочными, обретают вечную жизнь. Если
же умирают совершеннолетними, но молодыми,
то потому, что бог предвидит их склонность
жить злой и лукавой жизнью и быть
созданиями дьявольскими. В этих случаях бог
призывает их к себе прежде времени, чтобы их
родители вразумились и те богатства и
имения, которые хотели приготовить для них,
раздали нищим и убогим, и божьим церквам,
которые раздадут эти богатства для их
спасения, и они вместе со своими детьми
обретут царствие небесное. Если же,
отдавшись лихоимству и корыстолюбию,
родители лишат детей, принадлежащих им,
наследия и имущества, которое должны они
были получить при жизни, то, как жестокие и
немилосердные, примут осуждение от бога, а в
страшный день пришествия Христова будут
осуждены своими детьми, ибо сказано: «Немилостивый
не будет помилован».
А
что ты писала, будто по твоим детям у нас не
было ни одной панихиды, то, госпожа, у нас
всякую неделю служат три панихиды, да по
девять заупокойных литий, да ежедневно
обедню, а поминают на обедне трижды, и на
панихиде трижды же, а на литиях по одному
разу. Да кроме того, в синодике поминают
тех же, а в больших панихидах четырежды, а
выходит всего десять раз в день, если
большая панихида, а во всякую пятницу
бывает большая панихида. А если малая
панихида, то по девять раз в день. А если в
какие-либо дни нет панихиды, то по шесть
раз в день, и над просфорами также годовое
поминание читают, и в господские праздники,
и на Пасху. А твой князь и ваши дети записаны
в том же годовом поминании. А если
помышляешь, чтобы твои панихиды служили
сверх соборных панихид, тогда уже и обедни
для тебя надо служить особые. И ты, госпожа,
пошли посмотреть службу,
которую служат митрополит и все владыки:
а ведь там писаны все великие князья и
удельные, а служат панихиду одну соборную
для всех и так же, госпожа, поминают во всех
соборных
церквах и монастырях. А служить за всякого
всегда по панихиде и по соборной обедне
невозможно.
А
что ты писала: «И в четыре раза меньше берут,
чтобы записать в синодик», — так ведь,
госпожа, у нас монастырских строителей,
которых в монастыре погребают, тех и даром
пишут в синодик и в годовое поминание на
года с нищих бог не берет, а с каждого
богатого будет взято по его средствам. А если богатый даже пострижется в чернецы, а
по средствам не дает, то его не велено
поминать в том монастыре.
А
что ты писала: «Дать двадцать рублей за семь
лет — то грабеж, а не милостыня», — так это не
грабеж, это мы с тобою заключаем
добровольное соглашение, по воле твоей и по
нашей, а если тебе угодно, то мы так и
сделаем, а неугодно — не сделаем. Так мы
заключали соглашения и прежде с теми, кто
писались в годовое поминание. А грабежом
этого никто не называл, ибо ведомо всем, и
тебе ведомо: даром священник ни одной
обедни, ни панихиды не служит. Да чтобы
служить со своими просфорами, и вином, и
тимьяном, и свечами, и кутьею, и кануном, и
притом вечно, пока монастырь Пречистой стоит,
— для
этого священникам, клирошанам и всей братии
нужно ежечасно иметь попечение, как и обо
всем, что для этого понадобится. Даже если
давать по одной деньге за обедню — на год
выйдет мало, не хватит даже на то, о чем мы
писали. А сверх того еще панихиды, да
заупокойные литии, нужен еще мед, да воск, да
просфоры, да фимиам — если их считать, то не
хватит и по полуденьге на обедню, а у нас
идет священникам за всякое богослужение по
четыре деньги каждому, а в простые дни по
две деньги.
А
по всем монастырям и по соборным церквам
вписывают в годовое поминание, заключив для
этого договор. В монастырях и в соборных
церквах и князья и бояре давали на это села —
потому-то
у всех монастырей земли много. И в нашем
монастыре если кто вписывается навсегда в
годовое поминание, то на тех же условиях.
Для поминовения князя Бориса, да княгини
Ульяны, да князя Ивана дали село Успенское
да село Спасское, а село Покровское дал при
жизни князь Борис Васильевич, а велел
молиться о своем здоровье и спасении, а
после смерти вписать себя в то же годовое
поминание навеки. А князь Иван Васильевич
Хованский дал грамоту, велел своим детям
давать на свое поминовение по сто четвертей
хлеба в год. А владыка новгородский Геннадий
дал монастырю сельцо Мечевское, да две
деревни, да сельцо Чемесово в Рузе, да
колокол за сто рублей. А Григорий Собакин
купил у Михаила Коровы семь деревень да у
Никиты Константинова село и две деревни и
дал двести рублей. А князь Семен Иванович
Бельский прислал двести рублей и велел
узнать, где монастырю можно купить землю, а
велел писать в годовое поминание отца, мать,
да себя третьим. Да и все, кто писались в
годовое поминание, навеки записаны в
синодике — как их поминать, и какая за них
плата, и кто что дал на свое поминовение,—
чтобы это никогда не было забыто.
А
так, как ты велела ныне, в годовое поминание
не записывают — ни в соборных церквах, ни в
монастырях. Известно и тебе, как жаловали
нас князь Борис Васильевич, да княгиня
Ульяна, да князь Иван Борисович: и милостыню
давали, и на молебен и на панихиды, давали
корм и милостыню и по родителям и по детям; и
наш монастырь, и сколько ни есть монастырей,
— все
божьи да их, но они этого не считали, когда
просили вписать себя в годовое поминание,
ибо им ведомо, что в нашем монастыре обычай:
сколько бог пошлет, столько и разойдется.
Надобно приготовлять церковные вещи,
святые иконы, и святые сосуды, и книги, и
ризы, братию кормить, и поить, и одевать, и
обувать, и удовлетворять иные всякие нужды,
опекать и кормить нищих, и странников, и
путешествующих. А расходуется каждый год по
полтораста рублей деньгами, а иногда и
больше, да хлеба по три тысячи четвертей
расходуется, потому что каждый день в
трапезной едят иногда шестьсот, а иногда
семьсот душ: сколько бог пошлет, столько и
расходуется. Потому-то государи наши и иные,
которые хотели писаться в годовое поминание
навеки, и давали по себе села. Ибо кто в
годовое поминание вписывается навеки,
тот и села дает монастырю навеки. Князь Иван
Хованский давал нам и хлеба и денег, и
владыка новгородский также давал — невозможно
и исчислить его дары. А Григорий Собакин
уже прежде дал рублей сорок, а князь Семен
Иванович Бельский рублей с тридцать дал. А
как захотели быть вписанными в годовое
поминание навеки, они этого в договор не
включили, а договаривались об этом заново.
А
что ты писала: дала за поминовение своего
князя и своих детей более семидесяти рублей,
— то
так ты оценила платье и коней, а мы за них
выручили только половину этих денег. А как
прибрал бог твоего сына, князя Ивана, прошло
уже лет пятнадцать или более того, а ты с
того времени и до сих пор сосчитала, что
давала за пятнадцать лет на обедню, или на
панихиду, или на молебен, или на корм, или на
погребение своих детей, да велишь за это
вписать своего князя и детей в годовое
поминание навеки. А за все эти пятнадцать
лет ты ни разу не писала, чтобы за эти даяния
вписать твоего князя и детей в поминание
навеки. А если бы ты писала о том, то мы бы у
тебя этого не брали.
А
что ты написала: «Если вы выпишете моего
князя и детей из годового поминания, то
судья вам бог», — то этим, госпожа, ты сама
себя обличила. Писала ты в своей грамоте
ныне: когда бог взял твоего сына, князя
Ивана, ты дала нам одиннадцать рублей и
мерина, и велела вписать в синодик князя
Афанасия, да отца своего Ивана, да сына
своего Ивана. И ты писала о синодике, а не о
годовом поминании на будущее, — вот
мы и вписали тогда их в синодик, и там они
и
поминаются вечно. Писала ты еще, что когда
бог взял сына твоего, князя Семена, ты по нем
дала шубу и двух меринов и велела вписать
его в синодик и поминать вечно,— а о том не
было ни слова, чтобы его навеки поминали в
годовом поминании; и сама ты так написала
теперь в своей грамоте, что ты не
договаривалась, не рядилась. А в то поминание
не вписывают без договора. А если кого
вписывают, в поминание, то договариваются —
или
каждый год давать пo уговору деньги, или хлеб, или село
по ком-нибудь дадут, тогда его навек и
вписывают в годовое поминание.
А
ты бы, госпожа, меня не бранила за то, что я
написал тебе по правилам о монастырском
обычае и о том, как пишутся в годовое
поминание навеки, ибо, госпожа, не всем вам
это ведомо.
А
я тебе, своей госпоже, челом бью.
|
|