ПИСАНИЕ
О ПРЕСТАВЛЕНИИ И ПОГРЕБЕНИИ КНЯЗЯ СКОПИНА-ШУЙСКОГО
ПИСАНИЕ
О ПРЕСТАВЛЕНИИ И О ПОГРЕБЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА
ВАСИЛЬЕВИЧА ШУЙСКОГО, ПО ПРОЗВИЩУ СКОПИНА
С
тех пор, как сказал бог: «Да будет свет, небо
и земля, и движение солнца, и лунное
изменение — нарастание и убыль, и когда появились
звезды, воздали мне хвалу громогласно все
ангелы мои», и с тех пор, как были созданы
все остальные творения, люди стали жить на
земле и стали вести счет времени и по индиктам
и по еврейскому счету, и по греческому, и по
латинскому, ведь по специальным таблицам
рассчитывают времена и годы.
По
счету же, принятому у русского народа, в 7118
(1610) году скончался благоверный, и
благородный, и благочестивый родственник
царя и великого князя всея Руси Василия
Ивановича Шуйского, прирожденного
благочестивого государя (происходил он от
единого корня Римского кесаря Августа,
обладавшего всей вселенной, и от основателя
единой православной христианской веры
князя Владимира, князя Киевского и всей
Русской земли, и от единой отрасли
разделившейся ветви рода великого князя
Александра Ярославича Невского), — скончался
государев боярин, воин и воевода, ближний
советник и правитель, по рождению нетий, то
есть родственник царя, князь Михаил Васильевич,
именуемый Шуйским. Происходил он из того же
рода великого князя Александра Ярославича
Невского, о котором выше говорилось и от
которого родился князь Андрей Владимирский
и Суздальский, князь Данило Московский и
прочие братья; и
от этого князя Андрея Александровича
произошли князья суздальские и шуйские, а
от князя Данила Александровича произошли
московские князья и цари. Но умолчим об этом,
вернемся к сказанному выше.
О
ПРЕСТАВЛЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА
ШУЙСКОГО
Когда
этот воин и воевода, князь Михаил
Васильевич Шуйский, послушался царя и
приехал в царствующий град Москву из
Александровской слободы (и ошибкой это было,
за грехи наши), родился у боярина Ивана
Михайловича Воротынского сын, княжич
Алексей. И не прошло двух месяцев, через
сорок дней после его рождения, как стал
князь Михаил крестным кумом, а кумой стала
жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского,
княгиня Марья, дочь Малюты Скуратова. И по
совету злых изменников и своих советчиков
замыслила она в уме своем злой умысел, изменнический:
уловить князя Михаила неожиданно, подобно
тому как в лесу птицу ловят или как рысь
нападает, и сжечь замыслила, змея лютая,
взором злым как будто зверь лютый; радость
дьявола буйствует, невеста сатане
готовится.
И
когда настал — после торжественного стола
— час пира веселого, тогда, дьяволом
омраченная злодейка та, княгиня Марья, кума
крестная, подносила чару питья куму
крестному и била ему челом, поздравляла с
крестником, Алексеем Ивановичем. А в той
чаре — питье приготовлено лютое, питье
смертное. И князь Михаил Васильевич
выпивает эту чару досуха, а не знает, что
злое питье это лютое, смертное. И скоро у
князя Михаила все в утробе возмутилось, и не
допировал он званого пира, и поехал к своей
матушке княгине Елене Петровне.
И
как входит он в свои палаты княжеские,
увидела его мать и взглянула ему в ясные очи.
А очи у него сильно помутились, а лицо у него
страшно кровью залито, а волосы у него на
голове дыбом стоят и шевелятся.
И
заплакала горько мать его родимая и в
слезах говорит ему слово жалостное: «Дитя
мое, сыночек, князь Михаил Васильевич! Почему
ты так рано и быстро со званого пира уехал?
Или твой богоданный крестный сын принял
крещение без радости? Или тебе в пиру место
было не по отчеству? Или тебе кум и кума
подарки дарили не почестные? А кто тебя на
пиру честно упоил честным питьем? С этого
питья тебе вовек теперь будет не проспаться!
Сколько раз я тебе, дитятко, в Александрову
слободу наказывала: не езди в город Москву,
опасны в Москве звери лютые, пышут ядом
змеиным, изменническим».
И
пал князь Михаил на постель свою, и начала
утроба его люто разрываться от того питья
смертного. Он метался по постели в тоске, и
бился, и стонал, и кричал так сильно, как
будто зверь под землей, и звал отца
духовного. Мать же его и жена, княгиня
Александра Васильевна, плакали, и весь дом
его наполнился плачем, горькими воплями и
причитаниями.
И
дошел слух о его страшной болезни до войска
его и до его помощника, до немецкого
воеводы, до Якова Пунтусова. И многие
доктора немецкие с разными лечебными
припасами не могли никак течение болезни
назад повернуть. И пошли со двора от князя
доктора немецкие, и слезы о нем проливали,
как о государе своем.
И
в тот же день перед всенощной — как сказано
в житии Василия Великого — «солнце к
солнцам зашло»,— случилось это на исходе
дневных часов, месяца апреля в 23 день, в ночь
со дня памяти великого воина и мученика
Георгия на день памяти воеводы Саввы
Стратилата, — ведь и князь Михаил был и воин,
и воевода, и стратилат. Но тогда сразу весть
эта не разнеслась по Московскому
государству из-за того, что тогда ночь была.
Утром же на рассвете, во вторник, когда
солнце начало всходить, слух разнесся по
всему царствующему граду Москве: «Покинул
этот свет, скончался князь Михаил
Васильевич!»
И
тогда собираются к его дому множество
войска, дружина и храбрые его помощники, и
множество народа, как пишется: «Юноши
с девами, старики с молодыми», и матери с
младенцами, и люди всякого возраста,— все
со слезами и громким рыданием. От войска же
его и храброй дружины князя Михаила
Васильевича приходят в дом его ближайшие
его помощники, воеводы и дворяне, и дети
боярские, и сотники и атаманы, и к одру его
припадают со слезами, с громким воплем и
стенанием. И жалобно, сквозь слезы, говорили
они и причитали: «О господин, не только, не
только, но и государь наш, князь Михаил Васильевич!
Покинул ты этот свет, предпочел быть воином
небесного царя, а нас на кого оставил? И кто
у нас грозно, и красиво и храбро полки
выстроит? И кому приказал нам теперь
служить? И у кого нам жалованья просить? И за
кем нам радостно и весело на врагов ехать
на бой? Ты, государь наш, не только подвигом
бранным своим врагов устрашал, но и
замыслами: только задумаешь поход на
врагов, на литовцев и на поляков, как они от
одной мысли твоей далеко бегут, страхом
охваченные. А ныне мы — как скоты
бессловесные, как овцы, не имеющие сильного
пастыря! У тебя, государя нашего, в полках
нашего войска и без наказания порядок,
страшный и грозный для врагов, а мы все —
радостны и веселы. И как ты, государь наш,
перед нашими полками поедешь, и мы, как на
солнце на небе, на тебя насмотреться не
можем!»
Пишем
все это вкратце, ибо не сумеем подробно
жалостный их плач и причитание описать. Но
вернемся к прежнему повествованию.
Так
ко двору его стекаются и власть имущие, и
всем распоряжающиеся, и управляющие
царскими делами и народными, стекаются и
нищие, и убогие, и вдовицы, и слепые, и хромые
— все со слезами и горьким воплем плачут и
причитают; собираются и богатые вельможи.
Пришел
и немецкий воевода Яков Пунтусов с
двенадцатью своими воеводами и дворянами.
Московские вельможи не хотели его — из-за
его неправославия — в дом к князю пустить,
к мертвому телу. Яков же с бранными словами
и в слезах сказал им: «Как же вы меня не
пустите своими очами видеть не только
господина моего, но и государя и кормильца!
Что такое случилось?!» И пустили его в дом.
Пришел Яков и увидел мертвое его тело и
разрыдался горько и целовал его; простился
и пошел со двора, горько плача; и, захлебываясь от слез, говорил: «Люди
московские! Уже не увидеть мне больше такого государя
не только на Руси вашей, но и в моей
Немецкой земле, даже и среди королей!»
Пришел и сам царь с братьями своими, пришли
и патриарх (тогда святительский
престол Великой России держал Гермоген), и митрополиты, и епископы, и архимандриты,
игумены и протопопы, и весь священный
собор, и иноки, монахи и монахини, и не было
места, где можно было бы поместиться, из-за
множества народа.
Затем
посылают искать — на всех торгах
Московского государства — дубовую колоду,
то есть гроб, чтобы положить в него тело его.
И, сняв мерку, по всем торжищам ходили, и
выбрали самую большую колоду изо всех, но
никак не могли вместить его тело. И тогда
еще выдолбили с концов эту колоду и так с
трудом положили в колоду тело, чтобы нести
его в церковь. А затем привезли огромный
каменный гроб, но и в тот нельзя было
вместить тело его, ибо был он телом очень
велик, по речению пророка Давида, «больше сыновей
человеческих». И тогда, уложив его в деревянный гроб, понесли и хотели
положить в Чудовом монастыре архангела
Михаила до того времени, пока тело его не
положат в граде Суздале, вместе с гробами
прародительскими и родительскими, и пока
не приготовят упомянутый выше каменный
гроб. Но в городе Суздале в это время были
великие беспорядки, так как взяли там верх
изменники и литовские люди, паны с войском
своим; и решили, что когда те уйдут оттуда, тогда отвезут его в город Суздаль.
И услышал
народ, что хотят тело его в Чудовом
монастыре положить, и возопил весь народ в
один голос: «Подобает, чтобы такой муж — воин, и воевода, и врагов
победитель, был положен в соборной церкви
архангела Михаила, вместе с гробами царскими
и великих князей, ради его великой
храбрости и побед над врагами, а также и
потому, что происходит он из их же рода и
колена», — как мы уже ранее сказали.
И
тогда царь громогласно народу объявил: «Достойно
и справедливо так поступить». И тогда на головах
понесли его в соборную церковь архангела
Михаила; шли за ним патриарх, и митрополиты,
и весь священный собор, шел за ним царь и
царские советники, и множество народа шло впереди и
сзади, и священный собор пел надгробное
пение.
От
крика же народного и громких причитаний
надгробное пение заглушалось и не слышны
были из-за них голоса поющих. И удивительно
было видеть такое стечение народа, идущего
впереди и позади гроба, и было людей
бесчисленное множество, как звезд небесных,
или, по Писанию, как песка морского. И нельзя
было увидеть ни одного человека, который бы
не плакал, но все были в слезах, крик, и плач,
и рыдание громкое раздавались отовсюду:
плакали и богатые, и убогие, и нищие, хромые
и слепые, а безногие ползали, бились
головами о землю, плакали и жалобно
причитали. И сам царь и патриарх плакали
горько — со стенаниями, воплем и рыданием
на глазах у всего народа; если
у кого-нибудь и было каменное сердце, то и
тот слезами заливался от жалости, видя
весь народ плачущим.
И
так с великим трудом — из-за тесноты —
несли его тело в гробу к церкви,— народ
теснился так же, как некогда при погребении
Алексея, человека божьего, и донесли, и
поставили посередине церкви архангела
Михаила; и, отпев подобающее надгробное
пение, разошлись до тех пор, пока упомянутый
выше каменный гроб не приготовят и могилу
для гроба не выкопают. Но убогие и нищие,
вдовы и иноки сидели у гроба в этот день,
оплакивая его и скорбя, и псалмы Давида над
гробом непрестанно читали, попеременно,
день и ночь.
Утром,
на рассвете, закончилось утреннее
славословие; когда же солнце ярче засияло и
настал второй час дня, опять собрался народ
со всего Московского царства, так как вчера
еще не все узнали о смерти и не было
известно, где будут погребать. Теперь и то и
другое узнали, и стекается поэтому
бесчисленное множество людей отовсюду:
мужчины и женщины, и, как выше говорилось,
старики с молодыми, нищие, слепые и хромые, и
такие, которые и не видели его, пока он был
жив, но слышали о его храбрости и победах
над врагами и теперь захотели быть среди погребающих.
Тогда и торжища обезлюдели и все лавки
пустыми остались, а холопы бросили службу у
господ своих, и все дома опустели, остались
без жителей: люди всех возрастов стекаются
на погребение его.
Через
некоторое время царь и патриарх, и прочие
власти, и священный собор собрались все в
церковь эту, и начался обряд погребения
пением по уставу, и голоса поющих громко
неслись ввысь, пели два хора попеременно. И
были здесь бояре и служилые люди, которые с
ним вместе несли тяжелую воинскую службу,
были вместе в победах и поражениях, а более
всего было людей из простого народа, по
сказанному выше, как звезд небесных или
песка морского: вдов, оставшихся без мужей,
монахинь, нищих, сирот, причитающих с плачем
и воплями. И не стало слышно голосов поющих,
и казалось, что все как будто в исступлении
ума, как будто и воздух загудел, и сама земля
застонала, и камни зашевелились — не только
в церковных стенах, но и в городских; по
словам пророка, «крыша храма поднялась от
голосов вопиющих». И не слышно было
голосов поющих, а священники осветили все
в церкви множеством свечей, и пол церковный был залит слезами народными.
И не сказать
и не описать этого, а по апостольскому
речению и «сердце человека не постигнет» то,
как люди оплакивали его и как жалобно
причитали! Одни называли его столпом,
опорой Русской земли, другие именовали
укрепленной и сильной крепостью, иные
называли новым Иисусом Навином, иные — Гедеоном
и Бараком, или Самсоном, победителем
иноплеменников: уехал с малыми силами, и
увеличил их, и вернулся со многими. Одни
называли его Давидом, отомстившим врагам,
другие — Иудой Маккиавейским, бесстрашно
воевавшим в такое трудное время. И, как
апостол сказал, «возмужали в немощи, и стали
сильны в сражениях, обратили в бегство
полки иноплеменников». Кто-то из народа
громогласно возопил со слезами в храме
архангела Михаила: «Взял у нас, господи,
такого воеводу князя Михаила Васильевича
— теперь сам защищай нас, как при Езекии от
Сеннахирима, царя Ниневийского!» А кто-то
из слуг князя сказал: «Не суждено такому
телу в земле истлеть: мне известна его
телесная и духовная чистота».
Да
что много говорить: уши не вместят жалобных
причитаний их плача! И казалось всем, что
сон видят или не в полном разуме они, как
было это с Петром апостолом, когда ангел
вывел его из темницы.
Не
только люди Русской земли плакали и все
государство, но и иноземцы, немецкие люди, и сам шведский
воевода Яков Пунтусов плакал и русскому
народу, в слезах от жалости, говорил: «Уже
не стало нашего кормильца и вашего
покровителя, Русской земли опоры и защиты,
крепкого воеводы!» Другие же люди из народа
и с ними весь русский народ — умолчим далее
о слезных и жалостных причитаниях
немецкого воеводы — возопили: «Воистину
так оно и есть!» Ведь плач их, как в
Евангелии сказано, «не поместится в писаных
книгах».
И
так, отпев надгробную службу, кладут его в
каменный гроб, о котором речь была выше, и
относят его в придел за алтарем соборной
церкви, на южной стороне,— в церковь
Обретения честныя главы пророка Иоанна
Крестителя. И там опускают его в только что
выкопанную могилу, в которой никто, по
Евангелию, прежде него не был положен, в той
же соборной церкви, как прежде сказали, за
алтарем придела святой живоначальной
Троицы, где были погребены благочестивые,
блаженной памяти цари и великие князья:
царь и великий князь всея Руси Иван
Васильевич, в иночестве Иона, и сын его,
благодатный и благородный и благочестивый
царевич Иван, и второй сын его, царь и
великий князь всея Руси Федор Иванович.
Еще
немного об этом поговорим, напомним о
ветхозаветных историях, о том, как плакал о
патриархе Иакове Иосиф и другие его братья,
и с ним египтяне, или о том, как плакал весь
народ Израиля при пророке Моисее во время
исхода израильтян из Египта в пустыни горы
Синайской, или о том, как великим плачем
плакал о пророке Самуиле весь народ Израиля;
не меньше был плач и о царе Иосии, плакал
униженный и побежденный народ Израиля об
Иуде Маккавее и о братьях его. Здесь же не
меньший был плач всенародный, нового
Израиля, христианского народа государства
Московского.
А
о матери его княгине Елене Петровне и жене
его княгине Александре Васильевне что
можно сказать или написать! Самим вам
известно материнское горе и рыдание, и по
своим детям понимаете, каково
материнскому сердцу страдать по своему
дитяти, даже если смерть забирает самого
младшего ребенка, а не единственного. И как
описать то, как княгиня Елена и княгиня Александра
горько плакали, и кричали, и вопили, и бились
о гробницу белокаменную князя Михаила,
жалобно в слезах причитая.
Мать
его причитала жалобно: «О дитя мое, милый
князь Михаил! Для моих слез ты из утробы
моей на этот свет родился! И зачем ты только
в утробе моей зародился! И зачем утроба моя
тебя выносила, не извергнула тебя на землю!»
А жена его причитала:
«Государь
мой, князь Михаил Васильевич! Жена ли тебе
не по сердцу была — я, грешница, и ты того
ради смерти предался? И почему мне ничего не
поведал? А теперь возьми меня в твой
каменный гроб, и пусть в гробу я смерти
предамся! Готова за тебя в аду мучиться, чем
оставаться живой без тебя на этом свете!»
Сами представьте их жалобное причитание,
весь плач их горький не описать!
Да
будет вам известно, что и сам царь Василий,
когда возвратился с погребения, пришел в
палату свою и на престол золотой свой
царский ниц упал и плакал, захлебываясь от
горького плача, и так
престол слезами намочил, что слезы на пол с
престола капали.
Мать
же его, княгиню Елену, и жену его, княгиню
Александру, ближние их верные слуги едва
смогли, с трудом оторвав от гробницы,
отвести в дом их. Монахини же, иноки и
вдовицы со слезами утешали их: «Не плачьте,
княгиня Елена Петровна и княгиня
Александра Васильевна! Богу так было угодно,
чтобы короткий век он жил; а вам бы не
помешаться в разуме от долгого плача и
скорби великой!» И княгини, мать и жена его,
придя в дом свой и упав ниц на скамью,
плакали горько и захлебывались от плача,
стонали и скамью слезами залили, и слезные
потоки, как речные струи, на пол со скамьи
лились, и до утра они без
пищи
были, как и Давид, когда плакал он по
Ионафане, сыне Саула.
И
старицы, словно галки, а вдовы, словно
ласточки, сидели около церкви утром и весь
день, так же и матери с младенцами и многие
боярские жены, овдовевшие, сами печалуясь,
пришли вместе к соборной церкви.
И
было среди людей большое смятение и
волнение, споры об этой смертельной болезни,
и говорили все друг другу: «Откуда на такого
мужа пришла внезапная беда: смерть как
мечом посекла, ведь это был такой воин и
воевода? Если это божие попущение, то воля
господня да будет!» И все тогда в скорби
были.
Не
подобает о случившемся молчать, ведь сказал
ангел Товиту: «Дела
бога — надо проповедовать, а тайны царя —
таить». Так и здесь случилось. Один из
жителей города — раньше он был на царской
службе, служил иконописцем Дворцового
приказа — поведал нам, рассказывая
осторожно: «Прежде,— сказал,— кончины его
княжеской (того князя, о котором теперь
повесть рассказываем) за 15 дней, в ночь с
праздника Воскресения Христова на
понедельник, я видел видение. Казалось мне,
что я стою на площади государевой — между
соборной церковью Пречистой и собором
Архангельским. И посмотрел я на царские
палаты. И видится мне, что один из столпов
расселся и потекла из него вода, такая
черная, как смола или деготь. Затем одна
половина столпа отломилась и упала, а
вскоре после этого и другая половина
разрушилась, и обе рассыпались в прах. И
падение это показалось мне страшным. Я со
страхом очнулся от сна и размышлял о
видении этом. И после заутрени уже дольше
скрывать свой сон не смог и рассказал его
тут одному мужу, старому по возрасту — ему
было 90 лет от рождения — и у царей в
приказах он занимал чины большие и многое
знал, и по старости оставил царскую службу,
и жил в смирении, содержание на жизнь получая
от своих вотчин. Он же, услышав от меня этот
рассказ и подумав, сказал мне: «Кажется мне,
что какому-то великому мужу из царского
окружения грозит смерть». И я размышлял о
видении этом и о словах старца и никому не
рассказывал о них до сего дня, пока не
сбылось это в настоящее время».
О
прочем же умолчим, да не постигнут нас, по
словам апостола, беды, лишь немного
побеседуем о случившемся.
|
|