ШАХОВСКОЙ
СЕМЕН ИВАНОВИЧ
ЛЕТОПИСНАЯ
КНИГА
(продолжение)
А
пан Зборовский, предводитель поляков, с
другими польскими отрядами отошел от
города что-то верст на тридцать и, соединившись
с остальными разбежавшимися поляками,
вместе с ними двинулся к главному лагерю,
ибо не мог биться против объединенного
московского войска и силы меча их не мог
одолеть.
А
князь Шуйский, воевода московский, оставив
тверскую крепость и сидевших там в осаде
освободив, ушел к Москве. А дойдя до
Калязина монастыря, того что на реке на
Волге, и, здесь переждав некоторое время,
пошел к местечку, называемому
Александровой слободой, и тут укрепился
обозами. Гетман же, находившийся в главном
лагере, князь Руженский, приказал войску
собраться воедино и, повелев развернуть
знамена, выступил со всем войском сам
против того князя Михаила. И дошел до его
полков, и начал готовиться к бою.
Князь
же Михаила Шуйский, всего московского
войска воевода, приказал своим полкам
вступить в бой. И так началась жестокая
битва между ними. Поляки беспощадно атакуют,
москвичи же мужественно защищаются, смело и
бесстрашно бьются с ними. Так продолжалась
между ними битва весь день. Лишь когда
солнце склонилось к западу и ночь
опустилась на землю, тогда только
прекратилось сражение. Поляки ушли в свой
лагерь, а москвичи ушли в свои укрепления и
опочили: только стражи сторожат. Гетман же
польского войска князь Руженский, увидев,
что в боях не может превзойти московское
войско, возвратился обратно в главный
лагерь.
Во
время этих событий пришел польский король
Жигимонт под славный город Смоленск с
большим войском и всеми силами своими
окружил город. И начал он по крепостным
стенам из пушек палить, и рассыпались стены
крепостные, а высокие сторожевые башни
обрушились.
Был
в том городе воевода царя Василия, боярин
Михаил Борисович Шеин. Он как крепкий
защитник и прозорливый воевода нашествия
иноплеменников нисколько не испугался и
город силами своими мужественно защищал. И
так он долгое время против этого
королевского войска город в осаде держал.
Ведь до того дошло, что все жители города
умирали от великого голода, а он
недрогнувшим сердцем сражался с поляками
каждый день: ни угроз королевских, ни
огромного войска его не испугался и не
отдался в руки его вплоть до взятия города.
Когда же город поляки взяли, оказалось, что
в городе ратных людей совсем немного, а были
они в это время в царствующем граде Москве.
Но об этом поражении города закончу писать.
Король
польский еще до падения Смоленска послал
послов своих к царствующему граду в главный
лагерь к гетману всего войска. И посылает к
ним грамоту: пусть-де схватят того
мятежника, названого царя Дмитрия, и
предадут в его руки, а в царствующем граде
посадят на престол силой своею сына его,
королевича Владислава. Послы королевские
дошли до главного лагеря и поручение свое
исполнили. А тот названый царь Дмитрий,
видев в войсках волнение, убежал тайком от
них в город Калугу и нашел поддержку у
живущих там людей.
Прежденазванный
же князь Михаила Шуйский, всего московского
войска военачальник, заботясь о своем деле,
выступил против поляков, которые осадили
Сергиев монастырь, желая его разграбить, и
мужественно на них напал. А те перед силами
москвичей не устояли и обратились в бегство
к городку Дмитрову. Москвичи же
преследовали их вплоть до того городка. И
стенами крепостными овладевают, а
смольняне знамена водружают и всех, кого в
городке находят, мечу предают. Поляки же
московскому войску противостоять не смогли,
городок тот оставили и бросились бежать и
добежали до главного лагеря. И охватило
смятение все польские войска, и устрашились
они, и оставили главный лагерь, и отступили
от царствующего града. Дошло сообщение и до
королевских войск; некоторые же полковники
и ротмистры ушли к тому названому царю
Дмитрию в город Калугу.
Князь
же Михаила Шуйский с войском двинулся в
Москву торжественно, как победитель, силой
меча своего одержав верх над врагами своими.
И встретили того воеводу все жители
царствующего града и честь ему великую
оказали.
Царь
же Василий исполнился великой зависти и
невзлюбил его из-за той победы. И вот спустя
некоторое время разболелся сей храбрый и
прозорливый воевода князь Михаила
Васильевич Скопин и умер внезапно. И затем
погребен был с почестями в пречестном храме
архистратига Михаила, в его приделе, и
плакали о нем все жители царствующего града
— и мужчины и женщины от мала до велика.
Услышал
король польский о том, что вождь и
предводитель московского войска умер,
приказал тотчас коронному гетману
Желковскому идти со своим войском к Москве
и повелел ему: пусть начинает жестокую
войну против москвичей. А царь Василий
войска собирает, воеводой над ними ставит
родного брата князя Дмитрия Ивановича
Шуйского и все войско ему вверяет. Князь же
Дмитрий по повелению царя на коня садится
и в путь с надеждой отправляется. И вот
сошлись они в можайском селе Клушине и тут
бой смертный начинают. Первый полк подходит
— шведский воевода Ивергар, а с ним три
тысячи воинов. Другой предводитель, воевода
вольный Велегард Яков Пунтосов, со своим
полком готовится к бою. Третий воевода,
князь Андрей Голицын, с большим войском
московским готовится к бою, и все полки
готовятся к бою. И вот с обеих сторон полки
сошлись. Поляки подняли оружие свое и
напали на полки немецкие, настойчиво нанося
им удары. Немцы же, не теряя твердости духа,
храбро их встречают, доблестно защищаются и
огнем из пищалей смертельно ранят поляков и
убивают.
Польские
войска понемногу тают, но снова свежими
силами пополняются и безбоязненно
наступают, насмерть стоят и доблестно на
полки нападают и пики железные ломают, а в
них у немцев вся надежда на спасение. Так и
кипит жестокий бой и многие гибнут: с обеих
сторон падают мертвые тела. После поляки
берут верх, шлемы рассекают, острием меча
преследуют, скачут всюду по полкам и на
главный лагерь главного воеводы князя
Дмитрия Шуйского нападают. Тут и одолевают.
А московские ратники показали спину, ибо
побежали. И разбиты были так, что одни полки
до самой Москвы не смогли выйти на бой,
другие же осаждены были в острогах и вскоре
предались им в руки, видя себя в такую беду
ввергнутыми и ниоткуда не ожидая помощи.
И
затем выступил в поход гетман Желковский,
по повелению короля дойдя до царствующего
града, укрепился обозами в двенадцати
верстах от города. В то же время с другой
стороны к Москве пришел из Калуги
преждеупомянутый названый царь Дмитрий, а с
ним большое соединение поляков и русских, и
укрепился обозами в семи верстах от города
в селе Коломенском, и каждый день нападал
на город. Московские жители пришли в
смятение, видя с обеих сторон врагов,
ополчившихся на них. И собрались разные
люди царствующего града и пришли на
государев двор и провозгласили: «Пусть-де
отобрана будет царская власть у царя
Василия, поскольку он кровопийца, все
подданные за него от меча погибли, и города
разрушены, и все Российское государство
пришло в запустение». И затем, схватив его,
из царского покоя отвели его в прежнее
жилище. А после того постригли его в монахи.
Сами же отдались во власть короля.
Смоляне
же об этом царском низложении сильно втайне
сожалели, а помочь не смогли, поскольку на
него обида была. А весь народ целовал крест
сыну короля Владиславу: пусть-де принимает
Российский скипетр и царствует над ними. И
так с главнокомандующим польского войска,
иначе говоря, с гетманом, заключили
соглашение, что-де быть миру. Услышал же
названый царь Дмитрий, что москвичи
объединились с гетманом и поляками и
обещали им, что королевича возведут на
царство, и отступил от Москвы, поспешно
двинулся в Калугу и там решил укрепиться.
А бояре московские
и весь синклит царский собрали совет с
патриархом Гермогеном: пусть-де будут
посланы послы к королю под Смоленск
просить сына его, королевича Владислава, на
Российское царство. И такое решение
принимают и послов к королю посылают:
боярина великого, князя Василия Васильевича
Голицына, человека большого ума, особо
опытного в посольских обычаях и искусного,
да преосвященного митрополита
ростовского Филарета, человека святого и
мудрого, а с ними множество дворян. И вот
послы московские от патриарха Гермогена
благословение получают. А патриарх
Гермоген, согласно заповеди божией, о
пастве своей всегда печется и послов просит
от имени всего народа взять на себя тяготы
посольства и труд далекого и опасного пути.
Послы же обязуются исполнить это
наставление и в путь с радостью
отправляются. И прошли весь путь здравы и
невредимы и прибыли в град Смоленск к
королю Жигимонту.
Приняв их с честью,
король расспросил о причинах их прихода.
Боярин же, князь Василий, начал посольство с
такой речи: «Послал к тебе, великому
государю, эти грамоты патриарх московский,
и бояре, и весь род царский, от имени всей
Российской державы через нас, послов,
просят твое великородие — окажи помощь нам,
дай сына своего на Московское царство и
отведи обагренный кровью меч, секущий и той
и другой стороной православных христиан
немилостиво. Ты ведь знаешь, великородный,
что царский Августа кесаря род в Московском
государстве пресекся, многие хищники и
грабители поднялись на нас и на
царствующий град со всех сторон: и немилостивую
войну начинают, города разрушают, людей без
числа мечом посекают, дома их и жен и детей
захватывают — и нет нам помощи ниоткуда,
только в заступничестве всещедрого бога и
покровительстве пречистой его богоматери.
Поскольку ты мудр, о король, молим тебя и
уведомляем: пусть прекратится жестокая
война и не будет места соблазнам, которые и
во время мирной жизни могут быть. Да подай
руку помощи и возведи сына своего на
престол с миром, а сам, о великий король,
отойди от Смоленска града и прекрати
военные действия».
Король, услышав
такие слова, что-де повелевают ему послы
отступить от Смоленска града, вдруг
разгневался и, не сдержав порыва ярости
своей, высокомерными речами оскорбил послов,
—
не оценив смысла предлагаемого ими, и
бесчестит их оскорбительными угрозами.
Услышав такое, послы от короля немедленно
выходят и в лагере своем пребывают. И не
имело успеха их посольство из-за
королевской несправедливости и вероломства.
И ни в чем они не преуспели, но еще больше
смута усилилась. А затем и в заточение их
заключили. И в таком горестном положении
послы московские были долгое время, вплоть
до великого избранного государя царя и
великого князя всея Руси Михаила
Федоровича, который после разорения московского
возведен был на царский престол. Но о том
после напишем.
В
то самое время, когда послы несут бремя
своего посольства, москвичи, не уразумев
коварства, поослабели умами и совершили
пагубное и злое, ибо пелена покрыла очи их и
не увидели они обмана: приняли гетмана со
всем его войском в город и покорились ему,
от него и погибли. Тот гетман вошел в город и
войско свое расселил по домам знатных во
внутреннем городе, превысоком Кремле. И
наказ им дал, как им охранять себя от
московских людей. А во главе их поставил
воеводу и представителя королевского сейма
именем Александра Гасевского. А сам гетман
Желковский ушел к своему королевичу под
Смоленск. И стояли поляки в граде Москве
долгое время и начали жителей притеснять, а
всю власть в городе захватили в свои руки.
Словно чудовищный змей, огнем дышащий на
царствующий град и великий пожар
разжигающий, изменники Российского
государства в угоду этим проклятым
богопротивным католикам без конца на
московский люд клевещут, против
царствующего града всеми способами их
настраивая.
В
то самое время, когда поляки насаждали свой
образ жизни в граде Москве, некий князь рода
татарского, по имени Петр, служивший в
Калуге тому вышеназванному нареченному
царю, мятежнику Дмитрию, задумался: как бы
убить того крамольника, а самому убежать в
свое отечество.
И
вот однажды случилось так, что тот
нареченный царь отправился на охоту за
крепостные стены для забавы своей. А князь
Петр, о своем деле заботясь постоянно и
страстно, такого удобного момента ждал, а
увидев, что время то подходящее, поднял руку
свою, как безумный на него нападает и
обнаженным мечом наносит ему удар, раз и
еще раз. И так разрубает его тело на две
части. И, упав, умер тот проклятый мятежник.
Горожане же, подняв труп его, погребли в
городе с честью.
Когда
же услыхали об этом в царствующем граде, то
предводители и воеводы польского войска
ликовали великой радостью, поскольку
сильно боялись его в сердце своем. После
этого начали поляки без страха злобность
свою в царствующем граде проявлять. А люд
московский, видя себя в такую беду
ввергнутым, стал жаловаться и жестоко печалиться,
что-де смерть приходит и разящий меч уже готов.
Великий патриарх, новый исповедник,
почувствовав сполна нынешнее несчастье,
сзывает народ и повелевает мужественно
против поляков за христианскую веру встать
и бороться. И отправляет послания во все
города Российской державы в поддержку
людям, а сверх того посылает в Рязанскую
землю, в город Переяславль, к воеводе и управителю
рязанских земель, к Прокофью Ляпунову, и
молит его, чтобы он не допустил разорения и
окончательного падения царствующего
града Москвы. А полковники и воеводы
литовские и московские предатели
неоднократно из-за этого патриарху смертью
угрожали и осыпали его проклятиями. Он же
этих угроз не устрашился, а еще больше стал
ободрять народ.
Поляки
же решили довести до конца задуманное. А
время подошло последней недели Великого
поста, в которой воспоминаются страсти
Христа бога, нашего спасителя. И вот
посредине той последней недели, то есть во
вторник, ранним утром, когда всходило
солнце и когда повсюду воссиял свет, жители
городские, согласно своему обычаю, вышли из
домов своих — одни на моление, другие для
торговых дел. Поляки же, словно безумные,
стремясь пролить кровь и разграбить
несметные сокровища, тотчас вооружаются и
садятся на коней, и нападают на великий
царствующий град, и, разбрасывая огонь,
пожар сильный зажигают. А каких людей
находят, тех всех посекают, богатство
немалое грабят, храмы разоряют, юных
прекрасных отроковиц из домов уводят и
берут себе в жены не по взаимному согласию,
как при законном браке, а обрекая их на
вечный стыд и позор.
А
потом тех, кого грабили, со всех сторон
подожгли — оттого и вся великая Москва
дымится, оттого и высокие дворцы рушатся.
Страшные крики убиваемых не перестают
раздаваться повсюду. И содрогнулся весь
город, видя свою погибель от врагов и
никакой надежды не имея на спасение жизни.
Скрываются люди в храмах и оплакивают свои
грехи. Поляки же в сопровождении изменников
Михаила Салтыкова и Федьки Андронова, явных
предателей своего отечества, жестоко на
великую Москву нападают и никакого
сопротивления от москвичей не встречают.
Оттого-то всех убивают и снисхождения к
возрасту не имеют. И такой разбой длился два
дня непрерывно.
О
великая погибель и истребление! А также
великое унижение: сыновья, перед отцами
убиваемые, умирают, отроковицы, от матерей
силой отнимаемые, на растление отдаются. О
преславная, больше того, превеликая Москва,
немилосердно до основания разграблена и
тяжкими опустошена нападениями, башни твои
высокие рухнули! О бедные матери, от тяжкой
боли сердца ваши разрываются, когда детей
ваших кровных видите вы растерзанными и
рассеченными на части. Сколько слез вы еще
прольете о гибели детей ваших, которых
губят беспощадные обагренные кровью мечи!
О
народ слепой и не догадавшийся о жестокой
гибели! Отчего до сих пор не распознали руки
насильников и обмана неправедного короля
заранее не предугадали? Не слишком ли
быстро их острый меч от вашей крови
задымился? Или думали, что нашествие
иноплеменных без суровой кары и
беспощадного возмездия может обойтись!
Отчего же, бедные горожане, вы не отогнали
ненавистного горя от домов своих? Из-за того-то
ныне видите свое неминуемое разорение и
роду своему окончательную погибель!
И
разрушена была превеликая Москва и
разграблены все ее сокровища. А поляки
засели во внутреннем городе, превысоком
Кремле. Здесь и награбленное разделили
между всеми воинами и радовались, как
бедняки, получившие большие богатства.
Москвичи же, оставшиеся в живых, эти
несчастные, бегут по дорогам и тропам, не
зная, куда бежать, не имея, где главу
преклонить.
Услышали
об этой беде во всех городах московских: «Превеликая
Москва разрушена и разграблена». И
оплакивали это поражение все люди. А
воевода и управитель Рязанской земли Прокофий
Ляпунов из города своего отправляется в
путь, большое войско собирает — распалился
гневом великим и разъярился сильно, узнав о
разорении московском, обильные слезы
втайне пролил, мечтая отомстить за
нанесенные тяжкие обиды. И выступил против
неправедных римлян, жестоко и немилосердно
собираясь им отомстить. Другое войско
выступило из града Калуги под
предводительством князя Дмитрия Тимофеевича
Трубецкого. А затем и еще воины собрались
под предводительством Ивана Заруцкого,
человека не без великой храбрости. А вслед
за этими и другие воеводы и управители всех
городов спешно поднимаются — пришли все
под царствующий град, чтобы отомстить
врагам своим.
И
сошлись войска все вместе под крепостные
стены побежденной Москвы. А поляки, увидев
огромное войско москвичей, отличное
ополчение, охваченные страхом, начали
размышлять, смогут ли выступить против
столь многочисленного воинства. Но потом
сомнения свои оставляют, на коней садятся,
вооружаются, и ворота крепостные отворяют,
и вступают в битву. И тут бой смертный
начинают.
Московские
же воины мужественно их встречают и
удивления достойный бой с врагами своими
начинают: то стремительной конницей смело
на поляков нападают, то всеми силами своими
крепко их теснят; шлемы рассекают и тела их
пополам разрубают. А мужественный и мудрый
воевода, всего московского войска
предводитель, скачет от полка к полку,
словно лев рыкая, воодушевляя воинство и
вооружая их твердо на победу над врагами
своими. Также и другие воеводы и предводители
московского войска, постоянно заботясь о
своем деле, на полки литовские нападают и
одерживают победу, острием меча преследуют.
Поляки же показывают спину, смертоносных
ударов вынести не могут, и так от крепкого
московского меча гибнут, по своей воле
поля покидают и в город отступают и ворота
крепостные затворяют.
А
воевода и предводитель московского войска
Прокофий Ляпунов громко крикнул своим:
пусть-де не прекращают сражения. И приказал
с коней сходить и на город с мужеством
наступать. И вот воины приказ исполняют и
крепостные стены занимают. И так взят был
великий Царьгород. Поляки же в Кремль бегут
и ворота закрывают на крепкие запоры. После
этого в тот день прекратилось сражение.
Воевода же московского войска, объехав и
оглядев удобные места, приказал войску
шатры ставить и шалаши и коновязи. И так
расположилось все войско под крепостной
стеной и опочило после ратного труда.
Только стражи сторожат.
С
утра, когда наступил рассвет и разлился
повсюду дневной свет, воевода и
предводитель всего московского ополчения
Прокофий Ляпунов, заботясь о своем деле,
приказал осадные укрепления засыпать
землей и пушки поставить, и велел по
крепости из пушек непрестанно бить. И так
войском своим храбро град осадил.
С
этого времени поляки в страхе пребывали, а
находясь в заключении, то есть в осаде, к
тому же на конях бой вести не могли. И потому
поляки выходят из крепости пешими, мечтая
московское войско от крепостной стены
отбить, и так на них нападают и смертный бой
начинают. Московские же люди с веселым
лицом их встречают и так мощно наступают на
них, что поляки ударов их смертоносных
перенести не могут и показывают спину,
вспять обращаются и в граде укрепляются, а
многие из них убиты. И так заканчивается бой.
В
тот же день предводители московского
ополчения еще больший перевес в силе
получают и оружие свое против врагов мощно
направляют и так бесчисленные бои ведут
каждый день. Поляки же скорбят и оплакивают
свои поражения и уповают только на стены
этого града, поскольку крепко вооружен тот
град, превысокий Кремль, и никакими
ухищрениями невозможно его взять.
Прошло
немного времени, один или три месяца, перед
летней порой, позавидовал дьявол нынешнему
делу, удачной рати, подстрекнул людей, и
преисполнились они гневом и яростью на того
славного предводителя и воеводу Прокофья
Ляпунова, забыв про справедливое и
доблестное сражение, решили убить его. И
собралось все войско в условленном месте, а
к тому воеводе и предводителю посылают
посланцев своих, чтобы ехал в условленное
место в круг собрания их. А он, о злом их
замысле не зная и о смерти не думая,
поднялся с места своего и в круг нынешнего
собрания приходит, как обычно, и
допрашивает их о цели вызова. Они же,
разгоряченные намерением своим,
несправедливо обвиняют его в нарушении
долга и измене, а после того с яростью
нападают и, не медля, горькой смерти предают.
И упал замертво на землю этот прославленный
и могучий воевода Прокофий. Люди же
задуманное дело совершили и разошлись по
домам.
Когда
услышали в городе поляки, что предводитель
московского воинства, знаменитый
полководец, убит своими же, то возликовали
от великой радости. И, приказав врата
крепостные отворить, выходят на битву.
Московские же предводители и воеводы, князь
Дмитрий Трубецкой и Иван Заруцкий и иные
воеводы и полководцы, с полками своими
выходят на бой и начинают жестокую битву.
Москвичи же получают перевес в силе и
устремляются мужественно на поляков, смело
сражаются с ними, и так разгорается бой
жесточайший. Поляки силу теряют и натиска
москвичей вынести не могут, снова в городе
затворяются, отложив надежду на спасение
свое.
И
вот вскоре начался голод у поляков,
снаряжают они отряд и посылают в город
Суздаль к пану Сапеге и в иные города
московские для собирания съестных припасов.
И вот отряд отпущен и двинулся в путь. И
собирают они съестные припасы и к
осажденным отсылают и тем сильный голод в
осаде утоляют. А после того людей свежих
набирают, а сидевших в осаде воинов из града
уводят. И как только войска переменились, то
начались жестокие и бесчисленные бои, и в
таком положении они находились долгое
время.
А
после появился из своей земли литовский
гетман пан Хоткевич с огромным войском и
укрепился обозами в некоем селе под
названием Рогачево, что-то верстах в
семидесяти от царствующего града. И здесь
начал тот гетман съестные припасы для
осажденных заготовлять и так пополнился
большими запасами и дошел до града Москвы.
И таким способом снова голод среди людей
утоляют, на долгое время осажденные
съестными припасами обеспечиваются, а сам
гетман уходит восвояси. Поляки же во граде
надежду получают выстоять против москвичей,
поскольку пополнились запасами.
В
то самое время некий человек в Нижнем
Новгороде по имени Кузьма, скудной
торговлей питавшийся, иначе говоря, был
торговцем мяса и рыбы на потребу и на снедь
людям. И вот тот Кузьма закрыл свое дело и
проникся многомудрыми мыслями, и над всеми
гражданами земли той могущество и власть
получает, налоги большие собирает, находит
в городе служилых людей, которые избежали
смерти от иноплеменных, и тех расспрашивает
и страдающие их сердца успокаивает и от
бедности спасает — и таким образом
собирает немалое войско.
В
то же самое время случилось так, что князь
Дмитрий Пожарский оказался в имении своем,
убежав от московского разорения,
поскольку ранен был, а из-за той раны
замешкался в своем имении. А Кузьма,
услышав о нем, посылает послов своих, да
уговаривает его, чтобы ехал в Великий
Нижний Новгород, и поручает ему все
собранное войско. Князь Дмитрий их предложение
с радостью принимает и делу столь важному
посвящает себя охотно. Пришел в город и
принят был там с честью. А после этого
войско огромное собирает, и идет с ним к Ярославлю,
и здесь стоит немалое время. И увеличилось
войско его очень сильно.
А
Кузьма, о своем деле постоянно заботясь, по
всем городам Российского царства посылает,
много серебра собирает и отдает его для
нужд войска. А затем двинулось войско к
царствующему граду Москве и укрепилось
обозами с другой стороны города, за
Арбатскими воротами.
В
то же время приходит прежденазванный
гетман Хоткевич с большим войском из своей
земли. И, сильно разъярившись, надеялся
отбросить московское войско от стен града
своими силами и попытаться освободить
своих из осады. Скачет всюду по полкам,
рыкая на своих словно лев, повелевает
крепко в бою стоять. А московского воинства
воевода и предводитель Дмитрий Михайлович
Пожарский со всеми своими полками выходит
на бой. И начался смертный бой. А где великое
сражение, там и много убитых! С обеих сторон
был беспощадный бой. Друг на друга
направив своих коней, смертоносные удары
наносят. Свищут стрелы, разлетаются на
куски мечи и копья, падают всюду убитые.
Понемногу поляки берут верх и острием меча
преследуют, москвичи же поле боя оставляют
и вынуждены отступать.
В
то самое время главный воевода и правитель
князь Дмитрий Трубецкой со своей стороны с
полками казаков выходит на бой. И тогда
возобновляется битва. Страшный гром гремел
от стрельбы из пищалей, и молнии, словно с
небес, сверкали. И так бой кипит жесточайший.
Москвичи вновь пришедшими на битву
обновились и словно исполнились бодрости, и
мощно защиту усиливают, и смертельно врагов
своих разят, и верх берут, и острием меча
преследуют. Поляки же показывают спину:
обратились в бегство. А москвичи вслед за
ними гнались долго, вплоть до самых шатров.
Когда наступила ночь, прекратился бой.
Утром
же гетман и первый воевода войска польского
пан Хоткевич, увидев московского люда
многочисленное ополчение и отличное их
вооружение, размышлял долго и отступил,
граду помощи оказать не сумев.
В
городе оплакивают поляки свое поражение,
никакой надежды не имея на помощь. Вновь
начался голод и до такой степени дошел, что
всякую нечисть и запрещенное ели, и друг
друга воровски убивали и съедали. И, потеряв
силы от голода, многие умерли.
А
бывших в плену московских людей, бояр
знатных и весь царский двор, и всех горожан,
которые уцелели — мужчин и женщин и
отроковиц прекрасных, из-за последних своих
невзгод от насилия избавили, ворота
крепостные перед ними открыли. И вот они,
как из силков, военного лагеря москвичей
достигают, и тут каждый своих близких
находит и в домах их насыщается.
Воеводы
же и предводители московского ополчения,
видя врагов своих обессилевшими,
приказывают в рог трубить, и на город тот
смело нападают, и водружают знамена над
крепостными стенами, и по лестницам в
бойницы проникают. И так взят был Китай-город.
А сколько в нем людей отыскивают, стольких
убивают и имущество их грабят. Поляки же
натиска москвичей сдержать не могут, бегут
во внутренний город, первопрестольный
Кремль, и в нем запираются на крепкие запоры.
Московские же воины, словно львы рыкая,
стремятся к крепостным воротам
первопрестольного Кремля, надеясь
отомстить своим врагам немедленно.
И
дрогнули поляки и не смогли своего оружия
поднять, крепостные стены оставляют и бегут
кто куда и не знают, как им от разящего меча
скрыться. А после сошлись все в условленном
месте, все воины. А посреди них стоит
главный их воевода и предводитель пан Струс,
человек великой храбрости и большого ума.
Этот Струс сделал знак рукой и приказал
полякам замолчать и произнес речь, сказав: «Польские
воины, полковники и ротмистры славного
рыцарства в кругу нынешнего нашего
собрания! Знаете вы и сами о главной беде
нашей, что против московского ополчения не
выстоять нам из-за их храбрости. Многие
полковники и ротмистры со множеством
воинов и сам великий гетман пан Хоткевич
помощь нам оказывали. Они же от этого не
дрогнули, мужественно против нас бои вели и
силой непобедимого оружия своего всегда
наше войско побеждали. Ныне же видим
смертельную напасть и оплакиваем свою
гибель, ибо враги наши у крепостных ворот
стоят и надеются отомстить нам вскоре за
принесенные им тяжкие обиды. А мы, силы
потерявшие от голода, ниоткуда помощи не
надеемся получить. Вот и наша смерть
приходит и разящий меч уже готов! Подайте
мне добрый совет, как уйти нам от этого
безжалостного кровопролитного меча врагов
наших, пока он не задымился от крови нашей?»
Поляки
же все единодушно вскричали: «Пусть будут
посланы послы к воеводам и предводителям
московского войска просить у них милости,
да не предадут нас горькой смерти. И это
засвидетельствуем грамотой». И отправляют
послов за стены Кремля к воеводам
московским просить их милости.
А
воеводы и предводители московского войска
послов из Кремля принимают и о причине их
прихода расспрашивают. Они же суть своего
посольства объясняют и к ногам повелителей
припадают, молят, чтобы гнев свой сменили
на милость и не дали бы их душам,
запятнанным кровью, сойти в ад. Воеводы и
предводители московского ополчения
проявляют милосердие и обещают, что ради
жизни вечной для себя сохранят всех их от
разящего меча. И о том подписали договор. А
поляки радостно в Кремль возвращаются и
рассказывают обо всем, что с ними было.
Остальные, ликуя от радости великой,
крепостные ворота открывают.
Предводители
и воеводы московского войска в Кремль
вступают и в соборную апостольскую церковь
пречистой Богородицы входят, к чудотворной
иконе Владимирской припадают и от радости
обильные слезы проливают. Затем приходят в
царские палаты и призывают к себе
предводителя польского войска и московских
предателей и спрашивают их о царских
старинных сокровищах. Те им все оставшиеся
сокровища показывают, а похищенное
собирают.
И
затем предводители московские приказывают
воеводу и предводителя польского войска
пана Струса посадить под крепкую охрану. И
других предводителей и воевод польского
войска вместе со всеми воинами приказали
содержать под стражей, а иных по окрестным
городам под охрану отослали. Смерти же, как
обещали, никого не предали. Закончив это
дело, воеводы и правители и весь народ
московский воздали хвалу богу и пречистой
его матери и перед чудотворной иконой
молебен отслужили и учредили праздник
торжественный праздновать в честь столь
замечательной победы. Вплоть до сегодняшнего
дня празднуют его люди: да незабвенна будет
милость божия в будущих поколениях!
После
этого приказывают предводители и
начальники во все города Московского
царства посылать грамоты, чтобы народ
собирался в царствующий град Москву для
избрания царя. Вскоре собрались люди от
всех городов в царствующий град Москву и
предлагают: «Пусть будет избран царь на
царство». И вот собрание это продолжалось
много дней, решения же по столь великому
делу принять никак не могут. И вот однажды
сошлись все люди воедино, как всегда, и
начали совещаться. И заключают договор, что
не уйдут с этого места до тех пор, пока не
изберут царя на московский престол.
Размышляли люди эти не один час, и наконец
все единодушно воскликнули: «Пусть
возведут на престол царя Михаила, сына
бывшего прежде боярином Федора Никитича
Романова». Тот великий боярин Федор кровным
родством был связан с бывшим государем
царем и великим князем Федором Ивановичем
всея Руси, а после его смерти сильно
пострадал от царя Бориса, заточен был и там
пострижен в монахи. После смерти царя
Бориса возведен был на святительский
престол в граде Ростове. От этого Федора и
родился богоизбранный царь Михаил. Очень
молод был он еще в те дни, когда избран был
на царский престол, направляемый богом, он
принимает царский скипетр и венец
державства возлагает на голову свою. И
помазуют его миром на царство в царствующем
граде Москве в пречестном храме пречистой
богородицы честного и славного ее Успения.
И ликовали люди великой радостью и от бед
своих надеялись избавиться, хваля
всещедрого в Троице славимого бога, сидящего
на херувимах, к покорным милостивого и на
боящихся его великие щедроты свои
изливающего.
Эту
повесть мы завершаем,
Но
событий великих вовеки не забываем,
А
подлинное разыскиваем
И
в пространную летопись записываем.
Слова
в повести имеют конец,
А
память человеческую невозможно
пересказать.
КРАТКАЯ
ПРИПИСКА О ЦАРЯХ МОСКОВСКИХ:
ОБ
ИХ ВНЕШНОСТИ, ВОЗРАСТЕ И ХАРАКТЕРАХ
Царь
Иван лицом был некрасив, очи имел серые,
длинный крючковатый нос; ростом высок был,
сухопар, плечи поднятые, имел грудь широкую,
руки крепкие. Был мужем великого разума, в
премудростях книжных искусен, весьма
красноречив, в бою смел и своему отечеству
заступник. С подданными своими, порученными
ему от бога, был он очень жесток, в
кровопролитии и казни решителен и неумолим.
Множество людей от мала и до велика в
царствование свое истребил, многие города
свои разграбил, многих священноначальников
заточил и смерти жестокой предал, и разное
другое сотворял с подданными своими, и
многих женщин и девиц блудом осквернил. Тот
же царь Иван и много хорошего сделал. К
воинам своим был весьма благосклонен и все
что требовалось для них из казны своей
щедро раздавал. Таков был царь Иван.
А
царь Федор ростом был мал, внешность
монашескую имел, смирением был прославлен,
о духовных делах заботился, на милость был
щедр и нищим, просящим у него, подавал — обо
всем земном не заботился, только о душевном
спасении. С младенчества и до конца жизни
своей таким был. И за эти деяния, ведущие к
спасению, бог царство его миром оградил,
врагов поверг к стопам его и время
спокойное даровал. Таков был царь Федор.
А
царь Борис красотой славился, внешностью
своей превзойдя многих, роста он был
среднего, человеком он был достойным
удивления, большим умом отличался и был
весьма красноречив, благочестив и
нищелюбив. Многое делал он на благо государства
своего и большую заботу проявлял и всякие
диковинки создавал. Один только имел
недостаток, а от бога наказание: к
врачевателям сердечное расположение и к
власти неукротимое стремление и на
убийства бывших до него царей покушался,
потому и принял возмездие. Таков был царь
Борис.
Царевич
Федор, сын царя Бориса, отрок прекрасный был,
славился красотой, словно цветок
диковинный на лугу, богом украшенный, цвел,
словно лилия в саду. Очи имел большие черные,
лицо белое жемчужное, белизной сияющее,
роста он был среднего, телом очень крепок.
Отцом научен он был книжной премудрости, в
ответах обстоятелен и весьма красноречив.
Пустое и гнилое слово никогда не слетало с
уст его. К вере и к наставлениям книжников
относился ревностно.
Царевна
Ксения, дочь царя Бориса, девушка, почти
ребенок, удивительного ума, редкостной
красоты: щеки румяны, губы алы; очи у нее
были черные, большие, лучезарные, когда в
плаче слезы из очей проливала, тогда еще
большим блеском они светились; брови были у
нее сросшиеся, тело полное, молочной
белизной облитое, ростом ни высока, ни низка;
косы черные, длинные, как трубы по плечам
лежали. Была она благочестива, книжной
грамоте обучена, отличалась приятностью в
речах. Воистину во всех своих делах достойна!
Петь по гласам любила и песни духовные с
охотой слушала.
Расстрига
же ростом невысок, в груди широк, руки
крепкие. Лицо же его не отражало царского
достоинства, слишком простое имел обличье,
а тело его было очень смуглым. Но остроумен,
и более того — в книжной науке достаточно
искусен, дерзок, словоохотлив, любил конные
состязания, против врагов своих храбр, смел,
весьма мужествен и силен и к воинам весьма
благосклонен.
А
царь Василий ростом невысок, лицом некрасив,
глаза имел подслеповатые. В книжном учении
достаточно искусен и умен был. Очень скуп и
упрям. В тех только заинтересован был,
которые в уши ему ложь на людей нашептывали,
он же с радостью ее принимал и с
удовольствием слушал, к тем стремился,
которые к волхвованию склонность имели.
ДВОЕСТРОЧИЕ
Начало
в стихах
О
мятежных временах.
Если
стихи с умом прочитаем,
То
имя создателя книги этой узнаем.
Написана
была сия летописная книга
О
похождениях чудовского мниха,
О
том, как он был убогим чернецом,
Но
венчал себя царским венцом,
Как
народ великой России смутил
И
диадему царскую на плечах своих носил.
Все
что было глазам нашим дивно,
Оставим
в летописи вовеки неизбывно,
И
иные примеры в этой книге помещаем,
Никого
в забвении не оставляем.
В
ту пору смутные времена были
И
знатные люди отечеству своему изменили.
Мы
же о тех прошедших временах повесть
предлагаем
И
предков наших дела воспоминаем.
А
как нижние строки разгадаем,
Создателя
творения этого узнаем:
Есть
этой книги сочинитель —
Рода
ярославского ревнитель,
Поскольку
все сие важнейшее он лично видел,
А
остальные вещи от достойных изустно слышал,
Сколько
о чем отыскал,
Столько
о том и написал.
Все,
кто читают, понимают,
Что
великие события не забывают.
Когда
же к концу этой повести я подошел,
В
труде своем никакого утешения не нашел.
Написана
была эта книжица летописная самым грешным
среди людей Семеном Шаховским, не говорю
сего ради: «Я князь», поскольку княжеское
имя есть высочайшее. Я же, нищий духом, из-за
невежества своего не только этой чести
недостоин, но и человеком-то называться
непригоден, плотских ради наклонностей
своих и свинского нрава. Но да не буду
затягивать беседу в угоду глупости, а скажу
только о том, из-за чего я трудился, и когда,
и в какое время. Иногда мне случалось быть в
большом горе и в духовном смирении, иногда в
заточении и в ссылке, и тогда одаривали
меня боголюбцы бедности моей ради
милостыней и душеполезными беседами. И не
знал, чем вознаградить их за труды. Вот
тогда-то и брал в свои руки хартию и хвалил
всещедрого бога вовеки. Аминь и конец
повести этой.
|
|