БОГОМОЛЬНАЯ
ГРАМОТА ПАТРИАРХА О ПРЕКРАЩЕНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ДАРОВАНИИ ВОЙСКАМ
ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО ПОБЕДЫ НАД
ПРИСТУПАЮЩЕЙ К МОСКВЕ ПОВСТАНЧЕСКОЙ АРМИЕЙ
БОЛОТНИКОВА
Благословение великого господина
святейшего Ермогена патриарха Московского
и всеа Русии о Святем Дусе сыну и
сослужебнику нашего смирения Филарету
митрополиту Ростовскому и Ярославскому.
Божиим попущением, за безчисленные наши
всенароднаго множества грехи, над
Московским государьством и на всей Великой
Росийской земли учинилась неудобьсказаема
напасть: в прошлых годех, вражиим советом,
отступник православныя нашия крестьянские
веры и злый льстец, сын Дьяволь, еретик,
чернец-рострига Гришка Отрепьев,
бесосоставным своим умышлением назвав себя
сыном великого государя нашего царя и
великого князя Ивана Васильевича всеа
Русии, царевичем Дмитрием Ивановичем всеа
Русии, и злым своим чернокнижьем прельстя
многих литовских людей и казаков, пришел в
Сиверскую украйну и прельстил Северские
многие городы и Рязанскую украйну.
И дерзнул без страха к Московскому
государьству, и назвав себя царем, а после и
цесарем, и коснулся царьскому венцу. И
владея таким превысоким государьством мало
не год, и которых злых дьявольих дел не
делал, и коего насилия не учинил?
Святителей от престола сверг. Преподобных
архимаритов, и игуменов, и иноков не токмо
от паств, но и от монастырей отлучил.
Священнический чин от церквей, аки волк,
розгнал. Бояр, и дворян, и приказных людей, и
детей боярских многих городов, и гостей, и
всяких служивых и торговых людей многих
крови пролия и смерти предал, а у иных
имение аки разбойник разбил. И многим
всяким женам и детем злое блудное насилие
учинил.
В великую соборную апостольскую церковь
пречистыя Богородицы честнаго и славнаго
ея Успения многих вер еретиков аки в
простый храм введе. И безо всякого
пристрашия, не усумнясь нимало, великое зло
учинил: к чудотворному образу Пречистыя
Богородицы, еже евангелист Лука Духом
Святым наставляем написа, и ко всем честным
образом, и к чудотворцовым Петровым и
Иониным мощем приводя, велел
прикладыватися скверной своей люторския
веры невесте, с нею же в той же великой
церкве и венчася. Все злое свое желание
получил.
И после того все святыя церкви и монастыри
честные хотел разорити, и римские костелы в
наших церквах поделати. И истинную
православную и Богом любимую нашу
крестьянскую веру хотел разорити. Его же
самого вскоре Бог разруши. И видя такое злое
начинание, кто тогда от православных не
восплакал?.. (И по этим молитвам Бог) вскоре
услыша стояние раб своих, не даде в попрание
святых икон, и в разрушение святых церквей,
и в разорение крестьянския веры: по его
еретическим злым делом возда ему вскоре
месть, ея же сам злодей делы своими уготова
себе и с любящими его.
И злосмрадное и скверное тело его
извлеченно бедне (из) Большого града и
покинуто на торжище. И всего царьствующаго
града Москвы и всех окрестных и дальних
градов всего Московского государьства
всякими многими людьми видимо было три дни,
и после того православными крестьяны и огню
предано, и не обретеся и пепел сквернаго его
тела...
(После чего Бог) не хотя нас, создания своего,
видети конечной и расхищенной погибели,
воздвиг от прежеизбывшаго царьского корени
благоцветущую ветвь, и избра по своей ему
воли, и посла нам, его же возлюби: царя
благочестиваго, и поборателя по
православной нашей крестьянской вере, и
велегласно оного врага злокозному его
пронырству обличителя [и за сию истинную
проповедь не токмо множество бед претерпе
от того злодея, но и мученные смертные
главные сосуды пред очима своима видев, и
преславно от смерти Богом избавлен],
воистинну свята и праведна истиннаго
крестьянского царя государя и великого
князя Василья Ивановича всеа Русии
самодержца.
И мы, царьские богомольцы, митрополиты, и
архиепископы, и епископы, и архимариты, и
игумены, и весь освященный собор, тако ж и
царьский синклит, бояря, и окольничие, и
дворяня, и приказные люди, и дети боярские, и
гости, торговые и всякие служивые люди
всего Московского государьства, всех
городов православные крестьяня... (радостно
молили небесные силы) о его царьском
многолетном здравии и о душевном спасении.
Тако ж его царьская держава, бояре, и
окольничие, и дворяне, и приказные люди, и
дети боярские, и гости, и всех городов
всякие служилые и торговые люди, и все
православные крестьяня, любящий Христа, и в
тех Сиверских городех всякие служивые и
торговые люди ему, государю, крест целовали.
И те люди, которые в Московском
государьстве и иных многих вер: немцы, и
литва, и татаровя, и черемиса, и нагаи, и
чуваша, и остяки, и многие неверные языцы и
дальние государьства, которые в его
царьской державе, — кийждо по своей вере
все утвердися твердо, что ему,
православному государю царю и великому
князю Василью Ивановичу всеа Русии, во всем
добра хотети и лиха никоторого ни в чем не
мыслити.
А ныне, по своим грехом, забыв страх Божий,
воста плевел, хощет поглотити
пшениценосные класы. Окопясь разбойники, и
тати, и бояр и детей боярских беглые холопи
в той же прежепогибшей и оскверненой
Северской украйне, и сговорясь с воры с
казаки, которые отступили от Бога и от
православные веры и повинулись Сатане и
дьявольским четам, и оскверня всякими злыми
делы Северские городы, и пришли в Рязанскую
землю и в прочая городы, и тамо тако ж святыя
иконы обесчестиша, церкви святыя конечно
обругаша, и жены и девы безстудно блудом
осрамиша, и домы их разграбиша, и многих
смерти предаша.
Московский же Богом соблюдаемый народ,
государевы бояре, и князи, и христолюбивое
воинство, и вси православные крестьяня от
мала до велика, слышавше таковую Богом
ненавистную прелесть, еже мертваго живым
нарицаху, и святым Божиим иконам и святым
церквам таковое злое безчестие творяху, и
братию свою православных крестьян не токмо
конечному студу, но и смерти предаяху, о
всем умилишася.
И вси единодушно укрепишася целованием
животворящаго креста Господня, еже от
таковых крепко стояти, даже и до смерти, и
быта во всех любви и в мире с одного, на
врагов Божиих и на всех супостатов стояти, и
не попускати таковым злодеем таковых
скаредных и богоненавистных дел содевати.
Еже окаянный, забыв страх Божий, и час
смертный, и судный страшный день, не
престаша сами собя воевати. Пришли к
царьствующему граду Москве, в Коломенское,
и стоят, и разсылают воровские листы по
городом. И велят вмещати в шпыни, и в боярские, и в детей
боярских люди, и во всяких воров всякие злые
дела на убиение и грабеж. И велят целовати
крест мертвому злодею и прелестнику
ростриге, а сказывают его проклятаго жива.
И которые городы, забыв Бога и крестное
целование, убоявся их грабежев, и насилия
всякого, и осквернения жен и дев, целовали
крест — и те городы
того ж часу пограблены, и жены и девы
осквернены, и всякое зло над ними содеялось.
А которых городов люди их, воров и хищников,
не устрашилися, — и те милостию Божиею от
тех воров целы сохранены.
Приходили те богоотступники, и разбойники,
и злые душегубцы, и сквернители к
государевой вотчине ко граду Твери и во
Тверском уезде служивых и всяких людей
привели ко кресту сильно. А во Твери
государев богомолец, а наш сын и богомолец
Феоктист архиепископ Тверский и Кашинский,
положа упование на Бога, и на пречистую
Богородицу, и на всех святых, призвав к себе
весь священный собор, и приказных
государевых людей, и своего архиепископля
двора детей боярских, и града Твери всех
православных крестьян — и укрепяся все
единомышленно... тех злых врагов, и
грабителей, и разорителей под градом Тверью
многозлой их проклятой скоп побили, и живых
многих злых разбойников и еретиков поймав к
Москве прислали — и они восприяли месть по
своим делом.
...Сицевая же видеша окольние тамошних
градов люди, которые забыв Бога и устрашася
их, злых мучителей, преступили крестное
целование, целовали по их веленью крест
неведомо кому — Ржева, Зубцов, Старица,
Погорелое Городище — и тех городов... (люди
по примеру Твери), аки от сна пробудяся, и
ныне на тех проклятых богоотступников
пришли к Москве вооружився.
Да к Москве же прислали государевы вотчины
Смоленского города дворяне, и дети боярские,
и всякие служилые и посадские люди, и из
уезду все православные крестьяня многих
добрых детей боярских. А с ними писали к
государю царю и великому князю Василью
Ивановичу всеа Русии и к нам, что пошли к
Москве из Смоленска, и из Вязьмы, и из
Дорогобужа, и из Серпейска дворяне, и дети
боярские, и всякие служилые люди.
И идучи, милостию Божиею и пречистыя
Богородицы и всех святых молитвами и
помощию новаго страстотерпца царевича
князя Дмитрея, идучи тех богоотступников,
воров, и еретиков, и разорителей, где они ни
были — тех всех побили, а иных поймав живых
мучению смертному и казни предали, коемуждо
же их по их злым делом.
И ополчася вся Смоленская, и Вяземская, и
Дорогобужская, и Серпейская рать, и пришла в
Можаеск ноября в 15 день. Да к Можайску ж
пришел со многою ратью государев царев и
великого князя Василья Ивановича всеа
Русии окольничей воевода Иван Федорович
Колычев, очистив от тех воров Волок, и
Иосифов монастырь, и прочие окрестные грады
и села. И в Можайске те воры государю добили
челом.
И тем всем ратным людем по государеву указу
велено быти к Москве ноября в 29 день. И те
все ратные люди тех прежереченных всех
городов Смоленския и Ржевския украйны
пришли к Москве, а иные идут, храбры, светлы
душами и веселыми сердцы вооружаясь на оных
злых разорителей и еретиков.
Да к Москве же ноября в 15 день от них, злых
еретиков, и грабителей, и осквернителей, из
Коломенского приехали к государю царю и
великому князю Василью Ивановичу всеа
Русии с винами своими рязанцы Григорей
Сумбулов да Прокопей Ляпунов, а с ними
многие рязанцы дворяня и дети боярские, да
стрельцы московские, которые были на
Коломне.
И милосердый государь царь, по своему
царьскому милосердому обычаю, приемлет их
любезно, аки отец чадолюбив, и вины их
вскоре им отдает. И после того многие всякие
люди от них, воров и еретиков, из
Коломенского и из иных мест прибегают. И
государь царь, милостивым оком на них
взирая, жалует их не по их винам своим
царьским жалованьем.
А тех воров, которые стоят в Коломенском и в
иных местех — ...(царские советники и весь
народ) государя молят беспрестани и бьют
челом, чтобы государь их пожаловал, велел им
итти в Коломенское... (Тем временем) умыслили, бесом
вооружаеми, те проклятые богоотступники и
крестьянские губители бесом собранный свой
скоп разделити надвое.
И послали половину злого своего скопу из
Коломенского через Москву реку к гонной к
Рогожской слободе. И ноября в 26 день, на
праздник великого страстотерпца Христова
Георгия, вниде слух во уши государю царю и
великому князю Василью Ивановичу всеа
Русии, что те злодеи перешли Москву реку. Он
же, милосердый государь, не на них, злодеев,
на (оборону) загородных слобод послал за
город бояр своих и ратных людей. А велел с
великим терпением оберегати слобод, а ждати
их, чтобы ся обратили ко спасению.
Те же злые и суровые, бесом подстрекаеми на
свои души, забыв Бога, пришли от слободы
гонныя яко за поприще. Московская же Богом
собранная рать, видя безстудный их приход,
положа упование на бога и призывая в помощь
великомученика Христова Георгия, и
вооружася кийждо ратным оружием, опернатев
яко непоборнии орли в шлем спасения,
ополчаяся по достоянию и устремилися на них,
проклятых злых губителей; поймав елико
надобет живых всяких многих воров прислали
к государю царю, а тех всех без остатка
побиша. И корысти их всякия поймали, по
писанному: «Ров изры и ископа и впадеся в
яму, юже содела», и «обратися болезнь их на
главы их». И государь царь и о тех побитых
всего мира супостат душею скорбит и молит
Бога о достальных, чтобы их Бог обратил ко
спасению».
Конец ноября 1606 г.
|
|