ЖИТИЕ
ПРОТОПОПА АВВАКУМА
(продолжение)
Рождение
же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою
рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть
священник Петр, мати - Мария, инока Марфа.
Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати
же моя постница и молитвенница бысть,
всегда учаше мя страху божию. Аз же некогда
видев у соседа скотину умершу, и той нощи,
восставше, пред образом плакався довольно о
душе своей, поминая смерть, яко и мне
умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи
молитися. Потом мати моя овдовела, а я
осиротел молод и от своих соплеменник во
изгнании быхом. Изволила мати меня женить.
Аз же пресвятей богородице молихся, да даст
ми жену помощницу ко спасению. И в том же
селе девица, сиротина ж, беспрестанно
обыкла ходить во церковь, - имя ей Анастасия.
Отец ея был кузнец, именем Марко, богат
гораздо; а егда умре, после ево вся
истощилось. Она же в скудости живяше и
моляшеся богу, да же сочетается за меня
совокуплением брачным; и бысть по воли
божии тако.
Посем мати моя отыде к богу в
подвизе велице. Аз же от изгнания
переселихся во ино место. Рукоположен во
диаконы двадесяти лет с годом, и по дву
летех в попы поставлен; живый в попех осмь
лет, и потом совершен в протопопы
православными епископы, - тому двадесеть
лет минуло; и всего тридесять лет, как имею
священство.
А егда в попах был, тогда имел у себя детей
духовных много, - по се время сот с пять или с
шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа
во церквах, и в домех, и на распутиях, по
градом и селам, еще же и в царствующем граде
и во стране сибирской проповедуя и уча
слову божию, - годов будет тому с
полтретьятцеть.
Егда еще был в попех, прииде ко мне
исповедатися девица, многими грехми
обремененна, блудному делу и малакии всякой
повинна; нача мне, плакавшеся, подробну
возвещати во церкви, пред Евангелием стоя.
Аз же, треокаянный врач, сам разболелся,
внутрь жгом огнем блудным, и горько мне
бысть в той час: зажег три свещи и прилепил к
налою, и возложил руку правую на пламя, и
держал, дондеже во мне угасло злое разжение,
и, отпустя девицу, сложа ризы, помоляся,
пошел в дом свой зело скорбен. Время же, яко
полнощи, и пришед во свою избу, плакався
пред образом господним, яко и очи опухли, и
моляся прилежно, да же отлучит мя бог от
детей духовных, понеже бремя тяжко, неудобь
носимо. И падох на землю на лицы своем,
рыдаше горце и забыхся, лежа; не вем, как
плачю; а очи сердечнии при реке Волге. Вижу:
пловут стройно два корабля златы, и весла на
них златы, и шесты златы, и все злато; по
единому кормщику на них сидельцов. И я
спросил: «чье корабли?» И они отвещали: «Лукин
и Лаврентиев». Сии быша ми духовныя дети,
меня и дом мой наставили на путь спасения и
скончалися богоугодне. А се потом вижу
третей корабль, не златом украшен, но
разными пестротами, - красно, и бело, и сине,
и черно, и пепелесо, - его же ум человечь не
вмести красоты его и доброты; юноша светел,
на корме сидя, правит; бежит ко мне из-за
Волги, яко пожрати мя хощет. И я вскричал: «чей
корабль?» И сидяй на нем отвещал: «твой
корабль! на, плавай на нем с женою и детьми,
коли докучаешь!» И я вострепетах и седше
рассуждаю: что се видимое? и что будет
плавание?
А се по мале времени, по писанному, объяша
мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя:
скорбь и болезнь обретох.
У вдовы
начальник отнял дочерь, и аз молих его, да же
сиротину возвратит к матери, и он, презрев
моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у
церкви, пришед сонмом, до смерти меня
задавили. И аз лежа мертв полчаса и больши, и
паки оживе божиим мановением. И он,
устрашася, отступился мне девицы. Потом
научил ево дьявол: пришед во церковь, бил и
волочил меня за ноги по земле в ризах, а я
молитву говорю в то время.
Та же ин начальник, во ино время, на мя
рассвирепел, - прибежал ко мне в дом, бив
меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами.
И егда наполнилась гортань ево крови, тогда
руку мою испустил из зубов своих и, покиня
меня, пошел в дом свой. Аз же, поблагодаря
бога, завертев руку платом, пошел к вечерне.
И егда шел путем, наскочил на меня он же паки
со двемя малыми пищальми и, близ меня быв,
запалил из пистоли, и божиею волею иа полке
порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Он же
бросил ея на землю и из другия паки запалил
так же, - и та пищаль не стрелила. Аз же
прилежно, идучи, молюсь богу, единою рукою
осенил ево и поклонился ему. Он меня лает, а
ему рекл: «благодать во устнех твоих, Иван
Родионович, да будет!» Посем двор у меня
отнял, а меня выбил, всего ограбя, и на
дорогу хлеба не дал.
В то же время родился сын мой Прокопей,
которой сидит с матерью в земле закопан. Аз
же, взяв клюшку, а мати - некрещенова
младенца, побрели, амо же бог наставит, и на
пути крестили, яко же Филипп каженика
древле. Егда ж аз прибрел к Москве, к
духовнику протопопу Стефану и к Неронову
протопопу Ивану, они же обо мне царю
известиша, и государь меня почал с тех мест
знати. Отцы же с грамотою паки послали меня
на старое место, и я притащился – ано и
стены разорены моих храмин. И я паки
позавелся, а дьявол и паки воздвиг на меня
бурю. Придоша в село мое плясовые медведи с
бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе
ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на
поле един у многих и медведей двух великих
отнял, - одново ушиб, и паки ожил, а другова
отпустил в поле. И за сие меня Василей
Петровичь Шереметев, пловучи Волгою в
Казань на воеводство, взяв на судно и браня
много, велел благословить сына своего
Матфея бритобрадца. Аз же не благословил, но
от писания ево и порицал, видя блудолюбный
образ. Боярин же, гораздо осердясь, велел
меня бросить в Волгу и, много томя,
протолкали. А опосле учинились добры до
меня: у царя на сенях со мною прощались; а
брату моему меньшому бояроня Васильева и
дочь духовная была.
Так-то бог строит своя
люди.
На первое возвратимся. Та же ин начальник на
мя рассвирепел: приехав с людьми ко двору
моему, стрелял из луков и из пищалей с
приступом. А аз в то время, запершися,
молился с воплем ко владыке: «господи,
укроти ево и примири, ими же веси судьбами!»
И побежал от двора, гоним святым духом. Та же
в нощь ту прибежали от него и зовут меня со
многими слезами: «батюшко-государь! Евфимей
Стефановичь при кончине и кричит неудобно,
бьет себя и охает, а сам говорит: дайте мне
батька Аввакума! за него бог меня наказует!»
И я чаял, меня обманывают; ужасеся дух мой во
мне. А се помолил бога сице: «ты, господи,
изведый мя из чрева матере моея, и от
небытия в бытие мя устроил! Аще меня задушат,
и ты причти мя с Филиппом, митрополитом
московским; аще зарежут, и ты причти мя с
Захариею пророком; а буде в воду посадят, и
ты, яко Стефана пермскаго, освободишь мя!» И
моляся, поехал в дом к нему, Евфимию.
Егда ж
привезоша мя на двор, выбежала жена ево
Неонила и ухватала меня под руку, а сама
говорит: «поди-тко, государь наш батюшко,
поди-тко, свет наш кормилец!» И я сопротив
того: «Чюдно! Давеча был блядин сын, а
топерва - батюшко! Большо у Христа тово
остра шелепуга та: скоро повинился муж твой!»
Ввела меня в горницу. Вскочил с перины
Евфимей, пал пред ногама моима, вопит
неизреченно: «Прости, государь, согрешил
пред богом и пред тобою!» А сам дрожит весь.
И я ему сопротиво: «Хощеши ли впредь цел
быти?» Он же, лежа, отвеща: «Ей, честный отче!»
И я рек: «Востани! бог простит тя!» Он же,
наказан гораздо, не мог сам востати. И я
поднял и положил его на постелю, и исповедал,
и маслом священным помазал, и бысть здрав.
Так Христос изволил. И наутро отпустил меня
честно в дом мой, и с женою быша ми дети
духовныя, изрядныя раби Христовы. Так-то
господь гордым противится, смиренным же
дает благодать.
Помале паки инии изгнаша мя от места того
вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и божиею
волею государь меня велел в протопопы
поставить в Юрьевец-Повольской. И тут пожил
немного, - только осмь недель: дьявол научил
попов, и мужиков, и баб, - пришли к
патриархову приказу, где я дела духовныя
делал, и, вытаща меня из приказа собранием, -
человек с тысящу и с полторы их было, - среди
улицы били батожьем и топтали; и бабы были с
рычагами. Грех ради моих, замертва убили и
бросили под избной угол. Воевода с
пушкарями прибежали и, ухватя меня, на
лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей
воевода около двора поставил. Людие же ко
двору приступают, и по граду молва велика.
Наипаче же попы и бабы, которых унимал от
блудни, вопят: «Убить вора, блядина сына, да
и тело собакам в ров кинем!» Аз же, отдохня, в
третей день ночью, покиня жену и дети, по
Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому
прибежал, - ано и тут протопопа ж Даниила
изгнали. Ох, горе! везде от дьявола житья нет!
Прибрел к Москве, духовнику Стефану
показался; и он на меня учинился печален: на
што-де церковь соборную покинул? Опять мне
другое горе! Царь пришел к духовнику
благословитца ночью; меня увидел тут; опять
кручина: на што-де город покинул? - А жена, и
дети, и домочадцы, человек с двадцеть, в
Юрьевце остались: неведомо - живы, неведомо -
прибиты! Тут паки горе.
Посем Никон, друг наш, привез из Соловков
Филиппа митрополита. А прежде ево приезду
Стефан духовник, моля бога и постяся
седмицу с братьею, - и я с ними тут же, - о
патриархе, да же даст бог пастыря ко
спасению душ наших, и с митрополитом
казанским Корнилием, написав челобитную за
руками, подали царю и царице - о духовнике
Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Он же не
восхотел сам и указал на Никона митрополита.
Царь ево и послушал, и пишет к нему послание
навстречю: преосвященному митрополиту
Никону новгороцкому и великолуцкому и всея
Русии радоватися, и прочая. Егда ж приехал, с
нами яко лис: челом да здорово. Ведает, что
быть ему в патриархах, и чтобы откуля
помешка какова не учинилась. Много о тех
кознях говорить! Егда поставили патриархом,
так друзей не стал и в крестовую пускать. А
се и яд отрыгнул; в пост великой прислал
память к Казанской к Неронову Ивану. А мне
отец духовной был; я у нево все и жил в
церкве: егда куды отлучится, ино я ведаю
церковь. И к месту, говорили, на дворец к
Спасу, на Силино покойника место; да бог не
изволил. А се и у меня радение худо было.
Любо мне, у Казанские тое держался, чел
народу книги. Много людей приходило. - В
памети Никон пишет: «Год и число. По
преданию святых апостол и святых отец, не
подобает во церкви метания творити на
колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще
же и трема персты бы есте крестились». Мы же
задумалися, сошедшеся между собою; видим,
яко зима хощет быти; сердце озябло, и ноги
задрожали. Неронов мне приказал церковь, а
сам един скрылся в Чюдов, - седмицу в полатке
молился. И там ему от образа глас бысть во
время молитвы: «время приспе страдания,
подобает вам неослабно страдати!» Он же мне
плачючи сказал; таже коломенскому епископу
Павлу, его же Никон напоследок огнем сжег в
новгороцких пределех; потом - Данилу,
костромскому протопопу; таже сказал и всей
братье. Мы же с Данилом, написав из книг
выписки о сложении перст и о поклонех, и
подали государю; много писано было; он же, не
вем где, скрыл их; мнит ми ся, Никону отдал.
После тово вскоре схватав Никон Даниила в
монастыре за Тверскими вороты, при царе
остриг голову и, содрав однарядку, ругая,
отвел в Чюдов в хлебню и, муча много, сослал
в Астрахань. Венец тернов на главу ему там
возложили в земляной тюрьме и уморили.
После Данилова стрижения взяли другова,
темниковскаго Даниила ж протопопа, и
посадили в монастыре у Спаса на Новом. Та же
протопопа Неронова Ивана - в церкве скуфью
снял и посадил в Симанове монастыре, опосле
сослал на Вологду, в Спасов Каменной
монастырь, потом в Колской острог. А
напоследок, по многом страдании, изнемог
бедной, - принял три перста, да так и умер. Ох,
горе! всяк мняйся стоя, да блюдется, да ся не
падет. Люто время, по реченному господем,
аще возможно духу антихристову прельстити
избранныя. Зело надобно крепко молитися
богу, да спасет и помилует нас, яко благ и
человеколюбец.
Та же меня взяли от всенощнаго Борис
Нелединской со стрельцами; человек со мною
с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а
меня на патриархове дворе на чепь посадили
ночью. Егда ж россветало в день недельный,
посадили меня на телегу, и ростянули руки, и
везли от патриархова двора до Андроньева
монастыря и тут на чепи кинули в темную
полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел,
ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не
знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ко
мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и
сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в
третий день приалчен, - сиречь есть захотел,
- и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел,
не вем-человек, и по се время не знаю, токмо в
потемках молитву сотворил и, взяв меня за
плечо, с чепью к лавке привел и посадил и
ложку в руки дал и хлеба немножко и штец
похлебать, - зело прикусны, хороши! - и рекл
мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и
не стало ево. Двери не отворялись, а ево не
стало! Дивно только - человек; а что ж ангел?
ино нечему дивитца - везде ему не загорожено.
На утро архимарит с братьею пришли и вывели
меня; журят мне, что патриарху не покорился,
а я от писания ево браню да лаю. Сняли
большую чепь да малую наложили. Отдали
чернцу под начал, велели волочить в церковь.
У церкви за волосы дерут, и под бока толкают,
и за чепь торгают, и в глаза плюют. Бог их
простит в сий век и в будущий: не их то дело,
но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре
недели.
В то время после меня взяли Логгина,
протопопа муромскаго: в соборной церкви,
при царе, остриг в обедню. Во время переноса
снял патриарх со главы у архидьякона дискос
и поставил на престол с телом Христовым; а с
чашею архимарит чюдовской Ферапонт вне
олтаря, при дверех царских стоял. Увы
рассечения тела Христова, пущи жидовскаго
действа! Остригше, содрали с него однарядку
и кафтан. Логгин же разжегся ревностию
божественнаго огня, Никона порицая, и чрез
порог в олтарь в глаза Никону плевал;
распоясався, схватя с себя рубашку, в олтарь
в глаза Никону бросил; чюдно, растопоряся
рубашка и покрыла на престоле дискос, быдто
воздух. А в то время и царица в церкве была.
На Логгина возложили чепь и, таща из церкви,
били метлами и шелепами до Богоявленскова
монастыря и кинули в полатку нагова, и
стрельцов на карауле поставили накрепко
стоять. Ему ж бог в ту нощь дал шубу новую да
шапку; и на утро Никону сказали, и он,
россмеявся, говорит: «знаю, су, я пустосвятов
тех!» - и шапку у нево отнял, а шубу ему
оставил.
Посем паки меня из монастыря водили пешева
на патриархов двор, также руки ростяня, и,
стязався много со мною, паки также отвели.
Таже в Никитин день ход со кресты, а меня
паки на телеге везли против крестов. И
привезли к соборной церкве стричь и держали
в обедню на пороге долго. Государь с места
сошел и, приступя к патриарху, упросил. Не
стригше, отвели в Сибирской приказ и отдали
дьяку Третьяку Башмаку, что ныне стражет же
по Христе, старец Саватей, сидит на Новом, в
земляной же тюрьме. Спаси ево, господи! и
тогда мне делал добро.
|
|