Перемена ему пришла, и мне грамота:
велено ехать на Русь. Он поехал, а меня не
взял; умышлял во уме своем: «хотя, де, один
и поедет, и ево, де, убьют иноземцы». Он в
дощенниках со оружием и с людьми плыл, а
слышал я, едучи, от иноземцев: дрожали и
боялись. А я, месяц спустя после ево,
набрав старых и больных и раненых, кои
там негодны, человек с десяток, да я с
женою и с детьми - семнадцеть нас человек,
в лодку седше, уповая на Христа и крест
поставя на носу, поехали, амо же бог
наставит, ничево не бояся. Книгу Кормчию
дал прикащику, и он мне мужика кормщика
дал. Да друга моего выкупил, Василия,
которой там при Пашкове на людей
ябедничал и крови проливал и моея головы
искал; в ыную пору, бивше меня, на кол
было посадил, да еще бог сохранил! А
после Пашкова хотели ево казаки до
смерти убить. И я, выпрося у них Христа
рада, а прикащику выкуп дав, на Русь ево
вывез, от смерти к животу, - пускай ево,
беднова! - либо покается о гресех своих.
Да и другова такова же увез замотая. Сего
не хотели мне выдать; а он ушел в лес от
смерта и, дождався меня на пути, плачючи,
кинулся мне в карбас. Ано за ним погоня!
Деть стало негде. Я, су, - простите! -
своровал: яко Раав блудная во Ерихоне
Исуса Наввина людей, спрятал ево, положа
на дно в судне, и постелею накинул, и
велел протопопице и дочери лечи на нево.
Везде искали, а жены моей с места не
тронули, - лишо говорят: «Матушка,
опочивай ты, и так ты, государыня, горя
натерпелась!» А я, - простите бога ради, -
лгал в те поры и сказывал: «Нет ево у
меня!» - не хотя ево на смерть выдать.
Поискав, да и поехали ни с чем; а я ево на
Русь вывез.
Старец да и раб Христов,
простите же меня, что я лгал тогда.
Каково вам кажется? Не велико ли мое
согрешение? При Рааве-блуднице, она,
кажется, так же сделала, да писание ея
похваляет за то. И вы, бога ради,
порассудите: буде грехотворно я учинил,
и вы меня простите; а буде церковному
преданию не противно, ино и так ладно.
Вот вам и место оставил: припишите своею
рукою мне, и жене моей, и дочери или
прощение или епитимию, понеже мы за одно
воровали - от смерти человека ухоронили,
ища ево покаяния к богу. Судите же так,
чтоб нас Христос не стал судить на
страшном суде сего дела. Припиши же что-нибудь,
старец.
Бог да простит тя и благословит в сем
веце и в будущем, и подружию твою
Анастасию, и дщерь вашу, и весь дом ваш.
Добро сотворили есте и праведно. Аминь.
Добро, старец, спаси бог на милостыни!
Полно тово.
Прикащик же мучки гривенок с тридцеть
дал, да коровку, да овечок пять-шесть,
мясцо иссуша; и тем лето питалися,
пловучи.
Доброй прикащик человек, дочь у
меня Ксенью крестил. Еще при Пашкове
родилась, да Пашков не дал мне мира и
масла, так не крещена долго была, - после
ево крестил. Я сам жене своей и молитву
говорил и детей крестил с кумом с
прикащиком, да дочь моя большая кума, а я
у них поп. Тем же образцом и Афонасья
сына крестил и, обедню служа на Мезени,
причастил. И детей своих исповедывал и
причащал сам же, кроме жены своея; есть о
том в правилех, - велено так делать. А что
запрещение то отступническое, и то я о
Христе под ноги кладу, а клятвою тою, -
дурно молыть! - гузно тру. Меня
благословляют московские святители
Петр, и Алексей, и Иона, и Филипп, - я по их
книгам верую богу моему чистою совестию
и служу; а отступников отрицаюся и клену,
- враги они божии, не боюсь я их, со
Христом живучи! Хотя на меня каменья
накладут, я со отеческим преданием и под
каменьем лежу, не токмо под шпынскою
воровскою никониянскою клятвою их. А што
много говорить? Плюнуть на действо то и
службу ту их, да и на книги те их
новоизданныя, - так и ладно будет! Станем
говорить, како угодити Христу и
пречистой богородице, а про воровство их
полно говорить.
Простите, барте,
никонияне, что избранил вас! живите, как
хочете! Стану опять про свое горе
говорить, как вы меня жалуете-потчиваете:
20 лет тому уж прошло. Еще бы хотя столько
же бог пособил помучитца от вас, ино бы и
было с меня, о господе бозе и спасе нашем
Исусе Христе! А затем - сколько Христос
даст, только и жить.
Полно тово, - и так
далеко забрел. На первое возвратимся.
Поехали из Даур, стало пищи скудать и с
братиею бога помолили, и Христос нам дал
изубря, большова зверя, - тем и до
Байкалова моря доплыли. У моря русских
людей наехала станица соболиная, рыбу
промышляет; рады, миленькие, нам, и с
карбасом нас, с моря ухватя, далеко на
гору несли. Терентьюшко с товарыщи. Плачють, миленькие, глядя на нас, а мы на
них. Надавали пищи сколько нам надобно:
осетров с сорок свежих перед меня
привезли, а сами говорят: «Вот, батюшко,
на твою часть бог в запоре нам дал, -
возьми себе всю»! Я, поклонясь им и рыбу
благословя, опять им велел взять: «На што
мне столько?» Погостя у них, и с нужду
запасцу взяв, лодку починя и парус
скропав, чрез море пошли. Погода окинула
на море, и мы гребми перегреблись: не
больно в том месте широко, - или со сто,
или с осмьдесят верст. Егда к берегу
пристали, востала буря ветреная, и на
берегу насилу место обрели от волн.
Около ево горы высокие, утесы каменные и
зело высоки, - двадцеть тысящ верст и
больши волочился, а не видал таких нигде.
Наверху их полатки и повалуши, врата и
столпы, ограда каменная и дворы, - все
богоделанно. Лук на них ростет и чеснок, -
больши романовскаго луковицы, и слаток
зело. Там же ростут и конопли
богорасленныя, а во дворах травы
красныя и цветны и благовонны гораздо.
Птиц зело много, гусей и лебедей по морю,
яко снег, плавают. Рыба в нем - осетры, и
таймени, стерьледи, и омули, и сиги, и
прочих родов много; вода пресная. А нерпы
и зайцы великия в нем: во окиане-море
большом, живучи на Мезени, таких не видал.
А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени
жирни гораздо, - нельзя жарить: на
сковороде жир все будет.
А все то у
Христа тово, света наделано для
человеков, чтоб, успокояся, хвалу богу
воздавал. А человек, суете которой
уподобится, дние его, яко сень, преходят;
скачет, яко козел; раздувается, яко
пузырь; гневается, яко рысь; съесть хощет,
яко змия; ржет зря на чюжую красоту, яко
жребя; лукавует, яко бес; насыщаяся
довольно; без правила спит; бога не молит;
отлагает покаяние на старость и потом
исчезает. И не вем, камо отходит: или во
свет ли, или во тьму. День судный
коегождо явит. Простите мя, аз согрешил
паче всех человек.
Та же в русские грады приплыл и уразумел
о церкви, яко ничто ж успевает, но паче
молва бывает. Опечаляся, сидя, рассуждаю:
"Что сотворю? Проповедаю ли слово божие
или скроюся где?" - понеже жена и дети
связали меня. И виде меня печальна,
протопопица моя приступи ко мне со
опрятством и рече ми: «Что, господине,
опечалился еси?» Аз же ей подробну
известих: «Жена, что сотворю? Зима
еретическая на дворе; говорить ли мне
или молчать? Связали вы меня!» Она же
мне говорит: «Господи помилуй! Что ты,
Петровичь, говоришь? Слыхала я, - ты же
читал, - апостольскую речь: «Привязался
еси жене, не ищи разрешения; егда
отрешишися, тогда не ищи жены». Аз тя и с
детьми благословляю: дерзай проповедати
слово божие по-прежнему, а о нас не тужи;
дондеже бог изволит, живем вместе; а егда
разлучат, тогда нас в молитвах своих не
забывай; силен Христос и нас не покинуть!
Поди, поди в церковь, Петровичь, - обличай
блудню еретическую!» Я, су, ей за то челом
и, отрясше от себя печальную слепоту,
начах по-прежнему слово божие
проповедати и учити по градом и везде,
еще же и ересь никониянскую со
дерзновением обличал.
В Енисейске зимовал и паки, лето плывше,
в Тобольске зимовал. И до Москвы едучи,
по всем городам и селам, во церквах и на
торгах кричал, проповедая слово божие, и
уча, и обличая безбожную лесть.
Та же
приехал к Москве.
Три годы ехал из Даур, а
туды волокся пять лет против воды; на
восток все везли, промежду иноземских
орд и жилищ. Много про то говорить! Бывал
и в ыноземских руках. На Оби великой реке
предо мною 20 человек погубили християн,
а надо мною думав, да и отпустили совсем.
Паки на Иртыше реке собрание их стоит:
ждут березовских наших с дощенником и
побить. А я, не ведаючи, и приехал к ним и,
приехав, к берегу пристал: оне с луками и
обскочили нас. Я, су, вышед, обниматца с
ними, што с чернцами, а сам говорю: «Христос
со мною, а с вами той же!» И оне до меня и
добры стали и жены своя к жене моей
привели. Жена моя также с ними
лицемеритца, как в мире лесть
совершается; и бабы удобрилися. И мы то
уже знаем: как бабы бывают добры, так и
все о Христе бывает добро. Спрятали
мужики луки и стрелы своя, торговать со
мною стали, - медведен я у них накупил, -
да и отпустили меня.
Приехав в Тобольск,
сказываю; ино люди дивятся тому, понеже
всю Сибирь башкирцы с татарами воевали
тогда. А я, не разбираючи, уповая на
Христа, ехал посреде их.
Приехал на
Верхотурье, - Иван Богданович Камынин,
друг мой, дивится же мне: «как ты,
протопоп, проехал?» А я говорю: «Христос
меня пронес, и пречистая богородица
провела; я не боюсь никово, одново боюсь
Христа!».