Христос
Воскресе!
Православные русские люди!
Вы
собрались в историческом храме России,
который много веков слышал молитвы и
обеты наших князей, царей и императоров
в самые знаменательные часы их жизни,
когда они вступали в неразрывный
духовный союз со своим народом, от
Господа принимали силу и от Вышняго
державу. Вы собрались в священном Кремле,
посреди величайших святынь народных, в
осенении молитв почиющих здесь
угодников. "Москва есть храм России, а
Кремль - ее алтарь", сказал один из
венценосных вождей русского народа [Александр
III - ред.]. В этом-то всероссийском
храме, в этом алтаре священном вы
собрались, - и сколько потрясающих
великих воспоминаний, радостных и
скорбных, захватывающих душу, вдруг
властно и неудержимо просятся в
сознание, обступают нас со всех сторон!
Если бы на каждом из них останавливаться,
если бы о каждом из них подробно
говорить, то, выражаясь словом апостола,
недостало бы мне, повествующему, времени.
Но каждый день имеет свою заботу, и
занятые этою заботой мысли и чувства из
множества воспоминаний и знамений
прошлого избирают обычно сродное и в
данное время особенно нужное.
На чем же остановит нам ныне нашу мысль и
внимание в сей час молитвы соборной в
этом славном, всенародном храме.
Посреди окружающих нас здесь священных
гробниц я остановлю ваш взор на самой
скромной. Еще не прославлена всенародно
святость в ней почивающего мужа, хотя
давно ждет и достойна прославления.
Гробница не изукрашена щедрыми
приношениями и драгоценностями. Она
пока не собирает около себя, подобно
другим гробницам, густые толпы
богомольцев в нарочитые дни церковных
чествований. Но она близка нашему сердцу
всегда, близка нам особенно теперь, в эти
тяжкие способные дни отродившейся,
после трехсотлетнего сна, смуты
народной.
В юго-западном углу этого собора, у шатра
Ризы Господней, у подножия Плащаницы, на
которой видим мы Божественного
Страдальца за весь род людской, почивает
вечным сном покоя великий страдалец за
землю русскую, мученик-патриот,
святейший всероссийский Патриарх
Гермоген. Его тело оказалось нетленным и
в 1652 году, когда, чрез 40 лет после смерти,
оно было перенесено сюда из Чудова
монастыря; оказалось нетленным и чрез 200
лет, в 1812 году, когда французы, отыскивая
сокровища, святотатственно выбросили
его из гробницы.
Но если смерть и тление не коснулись
самого тела нашего российского
страдальца-патриота, то дух его, его
заветы, подвиг его жизни и служения, его
заслуги, его уроки русским людям век
грядущих времен, пока волею Божьею будет
стоять святая Русь, - бессмертны,
нетленны, незабвенны в памяти русской.
Пред нами его предсмертная заповедь, его
слова, написанные в заточении мрачного
подземелья, в виду голодной смерти,
после побоев и истязаний от врагов
родины и от своих домашних Иуд-предателей,
-
пред нами его последнее послание
русскому народу, которое подняло потом
славное Нижегородское ополчение с
Мининым и Пожарским во главе:
"Пишите в Рязань к Ефрему, да и в
Вологду пишите, и к Рязанскому владыке,
везде говорите моим именем, моим словом...
Всем вам от меня благословение и
разрешение в сем веце и в будущем. Стойте
за веру неподвижно, а я за вас Бога молю".
И услышали слово великого пастыря-патриота
- митрополит Ефрем в Казани,
архиепископы и епископы: Феоктист в
Твери, Галактион и Герасим в Суздале,
Сергий в Смоленске, Геннадий во Пскове,
Исидор в Новгороде, Иосиф в Коломне,
Филарет в Ростове, игумен Иоил в Нижнем,
Матвей в Кирилло-Белозерске, игумены
Дионисий и Авраамий, протопопы
Владимирский, Зарайский и по всей России.
И слышал его, чрез этих провозвестников
слова патриаршего, весь народ русский.
Ссылали, пытали и мучили этих пастырей-патриотов
иноземные вороги, поляки и даже евреи (вроде
Тушинского вора); бранили и свои
домашние лихие люди, а Гермогену и прямо
говорили: "Почто вмешиваешься в дела
мирские, а твое де дело за Церковью
смотрети".
Но архипастыри и пастыри знали хорошо,
что скрывается и какой коварный умысел
таится под этим фарисейским и мнимо-справедливым
рассуждением. Они знали, что оно подобно
печалованию Иуды о нищих. Они знали, что
с падением Православия порушится
Русское Царство, а с порушением Русского
Царства порушится и православная вера в
русских людях. Они знали, что обещаемое
польско-литовско-еврейское владычество,
с приобщением европейским началам жизни,
зачатое в измене и предательстве;
питавшееся низкою корыстью и презрением
к своему родному, русскому; опутанное
кровавым туманом убийств, грабежей,
разбоев, заревом пожаров и ужасом
погромов; поддержанное и приветствуемое
"лихими людьми", чернью, голытьбою,
грабителями и душегубами; уничтожившее
на Руси порядок государственный и
обратившее пред сим Русского Царя в "полуцаря",-
все это ничего не принесет России, кроме
конечной гибели. Все это справедливо
называл Гермоген, "христоборством",
непостижимым "бесовским омрачением",
которое толкало русских людей от одного
заведомого обманщика к другому. "Бывшим
православным христианам, а теперь, как и
называть вас - не ведаю", - вот как
обращался Патриарх к тогдашним русским
изменникам. Он хорошо понимал, что
основной характер жизни есть характер
церковности и народности, и что поэтому
нужно пробудить религиозное
национальное чувство в русском народе, -
и он сбросит с себя "бесовское
омрачение" и водительство тех, что "промышляли
лихими делами"; он крепко верил, что
Православие есть опора и основа и
жизненная сила русского национального
самосознания, нравственный смысл и
оправдание русского государства и
государствования... И то он знал, что
измена верхних слоев народа, отказ их от
исторических преданий веры и народности
еще не есть смерть народа.
Так было везде и всегда. Поляки ведь тоже
думали, что если они взяли бояр, то взяли
и Россию. Но не то вышло на деле. Сокрытые
и таившиеся в глубине души народной
инстинкты веры, патриотизма и
самосохранения с великою силой проявили
себя по всей России, - все верное, чистое,
доброе, трезвое, оскорбленное в лучших
чувствах своих поднялось, воодушевилось,
сплотилось...
История оправдала подвиг Патриарха
Гермогена. Он погиб смертью мученика в
мрачном подземелье Чудова монастыря, а
через несколько месяцев, нежданно,
чудесно "нечаемое сбылось", как
говорили тогда русские люди: Москва и
Россия были тогда свободны, враги спешно
покидали ее пределы, домашние воры и "перелеты"
притихли и исчезли, и на место лжецаря
Димитрия, на место "полуцаря"
Шуйского, на место "царика"
Тушинского здесь, в этом самом Успенском
соборе, где мы сейчас стоим, по
предречению и указанию Гермогена,
короновался настоящий русский Царь-Самодержец
Михаил Феодорович Романов.
Спасение России пришло от святой
православной веры и Церкви; вера святая
явилась великою и несокрушимою
твердыней, устоявшею среди смуты,
нравственным оплотом посреди ужаса и
разгрома государственного, опорою и
знамением народного и государственного
бытия в тяжелую годину крушения и
ослабления всех духовных начал, сил и
основ нашей русской жизни; вера святая
возбудила, осмыслила, освятила русский
патриотизм и дала ему огонь
воодушевления, силу подвига, готовность
мученичества, знамение победы.
Ныне отродилась русская смута, и вновь
заволокла русское небо. Опять видим
какое-то повальное безумие, опять чары
обмана, опять "бесовское омрачение",
опять "христоборство". Нынешние
революционные прокламации разве не те
же облыжные грамоты Болотникова: "побивайте
бояр, отнимайте их достояние, убивайте
богатых, делите их имение..."?
Нынешние рассуждения о силе и объеме
Верховной власти разве не ищут
исполнения слов слабого Шуйского: "я
никого не неволю: кто хочет, мне служи, а
кто не хочет, уходи"? Нынешняя чернь
разве не вошла во вкус безначалия и
бунта? Нынешние верхи народа разве не
увлеклись чужебесием и изменой всему
церковному и русскому? Ныне разве не
видим непонятной доверчивости ко
всякому обману, явному, наглому и
бесстыдному? Нынешние взгляды на
Верховную власть разве не ведут к тому,
чтобы мы вместо Царя имели полуцаря?
Хочется повторить образное слово
летописца смутного времени: "Аки
волны морския, едина погибает, а другая
возставает, тако и беды наши и напасти, -
та беда полегаше, а другая возставаше".
Изменились формы смуты, сущность же ее
осталась та же, а опасность едва ли не
страшнее. Но исцеления надо ждать от
того же испытанного, историею
оправданного и Патриархом Гермогеном
указанного пути. Верность Церкви,
родному народу, Царю Самодержавному;
религиозное и патриотическое
одушевление; объединение и слияние всех
честных русских людей, без различия
званий и состояний, в одном
патриотическом движении, - великий союз
взаимной любви всех классов и сословий
народа; борьба с иноземщиной, жадно
простирающей руки к русскому достоянию;
послания, грамоты, кличи и призывы по
всей Руси, разоблачающие гнусное
лицемерие и пустоту душ нынешних "освободителей"
России и нынешнего революционного
движения, ознаменовавшего себя
десятками тысяч убийств и грабежей,
обманом и христоборством, низкою
клеветою, клеветою на все родное и
русское, предательством России и ее
интересов иноземцам и инородцам;
расширение и увеличение числа
внутренней мощи наших патриотических
мирных союзов, - вот путь, орудия и
средства нашей борьбы, которая является,
может быть, еще более тяжкою, чем борьба
русских людей за веру и отчизну 300 лет
тому назад.
И ныне кругом - взаимный раздор, борьба
партий, жадная корысть, интриги,
братоненавидение. И ныне - падение веры,
падение нравственности. И ныне
лицемерие и коварство, низость и
предательство, прикрываясь красивыми
словами и мнимоблагородными
побуждениями, желают отвести и
устранить от патриотического подвига и
Церковь, и духовенство, и служилых людей,
чтобы себе захватить власть, силу и
значение в Царстве и беспрепятственно
поработить русский народ инородческому
игу.
И слышится из дали веков мощный
заповедный голос великого Гермогена -
"побороться за веру православную и
отечество русское": "Стойте за веру
неподвижно, а я за вас Бога молю".
Слышишь ли ты нас, адамант веры и
патриотизма, несокрушимый столп русской
веры и русского национального чувства?
Соболезнуешь ли горю русскому? Готов ли
в помощь страдающей земной отчизне?
Молишь ли Бога о прощении грехов народа
нашего, навлекшего на себя праведный
гнев Его?
Благослови и воодушеви нас с высот
небесных селений, вымоли прощение и
милость Господа твоему страдающему
отечеству, явись нам духовным вождем на
пути к его спасению!
Русские православные люди! Время
сотворити Господеви, яко разориша закон
Его! Господь ополчается, Господь будет
споборать нам в тяжкой борьбе с крамолой
и смутой. Время сотворити Господеви, - и
как в оные дни смуты, так и ныне под
знаменем креста, в воодушевлении
религиозной веры и преданности родной
Церкви, в подвиг всенародного покаяния,
всенародной молитвы, время нам
объединиться, сплотиться крепким союзом
любви в служении и защите веры, Церкви и
русской народности.
"Пишите в Казань, пишите в Вологду,
Рязань"...- так говорил Гермоген.
Пишите, взывайте теперь и вы, при
расширившейся державе Российской, и в
Сибирь, и на Кавказ, и на дальний север, и
на благодатный юг, и Малой, и Белой
России, - пишите, взывайте ко всей Руси
великой и зовите всех в союз
объединенного русского народа.
Он растет, он ширится, он набирается сил,
этот великий союз всероссийский, под
знаменем религиозного и
патриотического воодушевления. Да
подаст ему Господь росу небесную свыше и
от тука земного, да возложит Он руку Свою
на хребет врагов его, - да воскреснет Бог
и расточатся врази Его: яко тает воск от
лица огня, яко исчезает дым, да исчезнут!
Аминь.
От
редакции сайта "Древнерусская
литература". Один из самых
выдающихся русских общественных
деятелей и мыслителей, настоятель Храма
Василия Блаженного (Покрова на Рву)
Иоанн Иоаннович Восторгов в
соответствии с дьявольским ленинским
планом физического уничтожения русских
религиозных деятелей был убит 23 августа
1918 года революционными бандитами в
Москве. Вместе с ним были убиты
несколько министров императора Николая
II и группа архиереев РПЦ. Причислен с
лику святых. Нынешнее руководство
Москвы, наставив мыслимые и немыслимые
памятники безродной шпане, на месте
гибели тысяч русских людей на
Ходынском поле наметило сделать сеть
игорных притонов, развлекательный
городок и жилые дома для кавказских "братьев",
а также построить молельный дом для
кришнаитов. Даже большевики не решились
на застройку Ходынки. Нет ничего святого для этих деятелей,
как и нет среди них русских. Потому как
ходят в Храм, а поклоняются мамоне!