СБОРНИКИ УСТОЙЧИВОГО СОСТАВА. В древнерусской книжности особенно широкое распространение получили сборники. Это могли быть “сборники смешанного содержания”, включавшие в свой состав произведения различных жанров: жития, “слова”, поучения, апокрифы, летописные отрывки, выписки из церковно-канонических книг и др. произведения, причем их последовательность, как и сам состав, были индивидуальны и определялись интересами переписчика сборника. В отличие от таких сборников в С. У. С. должны были читаться в определенной последовательности одни и те же произведения, хотя на практике в некоторых" разновидностях С. У. С допускалась вариативность и можно говорить лишь о некоем традиционном составе, сохранявшемся в значительной мере во всех отдельных сборниках. Если последовательность произведений (в применении к сборникам их именуют иногда собирательным понятием “статья”) определялась церковным календарем, т. е. днями почитания святых или датами церковных праздников, то такие сборники именуются календарными.

     Совершенно необходимым для богослужения являлся календарный сборник Пролог, включавший на каждый день года от 1 сентября до 31 августа краткие жития и иные статьи. Помимо Пролога календарными С. У. С. являлись Златоуст и Торжественник.

     Златоуст содержал “слова” и поучения, приуроченные к дням пасхального цикла. Он встречается в трех разновидностях. В Златоуст постный входили статьи, приуроченные к воскресным и некоторым будним дням недель, предшествующих Великому посту (“недели о мытаре и фарисее”, “недели о блуднем”, недели мясопустной и недели сыропустной), затем — неделям поста (пяти безымянным, неделям Цветной и Страстной) и дню Пасхи. Златоуст пятидесятый содержал дополнительно к этому статьи, приуроченные к восьми неделям после Пасхи, и завершался “Словом на неделю всех святых” (следующее воскресенье после пятидесятницы, или Троицы). Наконец, Златоуст годовой содержал в дополнение к Златоусту пятидесятному еще “слова” на воскресные дни 36 недель, “после недели всех святых” и охватывал, таким образом, весь год. Статьи Златоуста — это в основном поучения на морально-этические темы (“о чистоте душевной”, “о богатых и немилостивых”, “о посте”, “како подобает жити Христианом”, “о молчании”, “о вере и любви” и т д.), а также “слова”, истолковывающие или прославляющие события, которым посвящен праздник: “на воскресение друга Христова Лазаря”, “о сошествии Иоанна Предтечи в ад”, “на воскресение Христово”, “на вознесение Господне” и др. Авторами этих “слов” и поучений были как византийские (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Антиохийский), так и русские авторы: известен цикл “слов” Кирилла Туровского на Пасху и послепасхальные недели. Как С. У. С. Златоуст сложился по крайней мере в XV в, хотя подборки “слов”, приуроченных к дням пасхального цикла, встречаются в древнерусской книжности и ранее

     Торжественником именовался календарный сборник, в котором статьи группировались по месяцам, на каждый месяц приходились определенные жития почитаемых в этот месяц святых, торжественные “слова” на отмечавшиеся в этот месяц празднества Рождество Богородицы, Воздвижение креста. Введение в храм, Рождество Христово и т. д., причем одному празднику могло быть посвящено по нескольку “слов” разных авторов В Торжественниках встречаются, как правило, жития Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской, Спиридона Тримифунтского, а также русских святых — Бориса и Глеба, князя Владимира Святославича, Леонтия Ростовского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Торжественники, приуроченные к праздникам солнечного календаря (т. е. сгруппированные по месяцам), назывались “минейными” (от греческого “минея”— “месяц”) Существовали и Торжественники, построенные по принципу Златоуста, т. е. включавшие статьи, приуроченные к неделям перед постом, к неделям поста, на Пасху и послепасхальные недели. Такие Торжественники именовались триодными. Существовали, наконец, и Торжественники общие, объединявшие в одной книге минейную и триодную разновидности. Особенно широкое распространение Торжественники получили в XV—XVI вв.

     Из С. У. С. некалендарных наиболее известны сборники Златоструй, Измарагд и Маргарит.

     Златоструй — переводной сборник, содержавший либо 138 (Полная редакция), либо 67 (Краткая редакция) “слов”, надписанных именем Иоанна Златоуста, византийского проповедника и богослова, константинопольского патриарха в 398— 404 гг. “Слова” Златоструя были посвящены в основном вопросам христианской морали (о необходимости соблюдать пост, благоговейно молиться в церкви, искренне каяться, быть щедрым, незлобивым, не грешить). Составлены эти статьи на основе нравоучительных бесед Иоанна Златоуста на новозаветные книги. Старшие списки Златоструя относятся к XII в.

Также переводным С. У. С. некалендарного характера был сборник Маргарит (что в переводе означает “жемчуг”, “жемчужина”). Он включал 30 “слов” Иоанна Златоуста учительного, догматического и полемического характера. После этих статей в некоторых списках добавлялись еще пять сочинений Златоуста (“О создании Адамове ”, “О Адаме”, “Чего ради древо разумно добро и зло наречется”, “Слово о покаянии ” и “Оглашение к хотящим креститися ”). Иногда далее читались поучения, жития (особенно часто — Житие Иоанна Златоуста), торжественные “слова” на церковные праздники. Старшие русские списки Маргарита относятся к XV в.

     Если Златоструй и Маргарит были переводными сборниками, то некалендарный С. У. С. — Измарагд (т.е. “изумруд”) был составлен на Руси из произведений как византийских, так и славянских авторов. Он предназначался для домашнего и монастырского чтения и содержал в основном учительные “слова”, сгруппированные по темам, о пользе чтения, о благочестии, о страшном суде, о правилах поведения в церкви, в ряде глав осуждались пороки гордость, гневливость, скупость, пьянство, соблюдение языческих обычаев. Поучения, входящие в Измарагд, нередко представляют собой небольшие рассказы, сюжет которых позволяет сделать однозначный вывод о греховности и наказуемости какого-либо деяния или, напротив, о благодати, ожидающей каждого, кто поступает в соответствии с евангельскими заповедями или наставлениями святых отцов.

 

     Изд.: Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни Великого поста//СОРЯС—1886— Т 40, №3, ВМЧ Ноябрь, дни 13—15—М, 1899 — Стб 1180—1579, Из “Измарагда” / Подг. текста, перевод и комм. О. В. Творогова//ПЛДР Середина XVI века — М., 1985 — С 54—69 578— 580.

 

     Лит.: Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования “Измарагда” — Одесса, 1893; Адрианова-Перетц В. П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // ТОДРЛ. — 1974. - Т. 27. - С. 3—29; Черторицкая Т.В. 1) К вопросу о литературной истории древнерусского минейного Торжественника // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири — Новосибирск, 1982. - С 5—27 2) (составитель) Красноречие Древней Руси (XI- XVII вв ) — М, 1987; 3) (совместно с О. В. Твороговым) Златоуст // Словарь книжников Вып 2. ч 1. С 358—363; 4) Topжественник // Там же — Вып.2, ч. 1 — С 432-435 Творогов О. В. Измарагд//Там же Вып.2, ч. 1. - С 397-401; Фомина М. С.  3лaтоструй//Там же Вып. 1 С. 187-190.

 

О. В. Творогов