ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ  (ум. не ранее сер. XVII в. ) — князь, автор многочисленных посланий, похвальных “слов” святым, автобиографического труда, известного в науке под названием “Домашних записок князя Семена Шаховского”, и двух повестей о Смуте.

     Жизнь Ш. была богата событиями: в период Смуты он служит Василию Шуйскому, после “отбегает” к Лжедмитрию II в Тушино, потом отправляется к осаждающему Смоленск Сигизмунду, затем оказывается в Новгороде, наконец, присоединяется к Второму ополчению. После Смуты Ш. служит стольником, участвует в переговорах с Польшей 1634—1637 гг., отправляется воеводой в различные города. Будучи воеводой в Енисейске, составил роспись прилегающих к нему земель. Неоднократно подвергался опалам и ссылкам.

     Ш. являлся авторитетом для современников в богословских вопросах. Основные сочинения Ш. собраны в двух сборниках, составленных, видимо, самим автором, но писанных не его рукой. Наибольшую ценность представляют две повести Ш. о Смуте: “Повесть известно сказуема на память великомученика благовернаго царевича Дмитрия, о убиении его и о преславном обретении телеси, и о язве людстей” и “Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия” Источником для этих сочинении явилась так называемая “Летописная книга”, фрагменты которой и вошли с небольшими изменениями в произведения Ш. Но если “Летописная книга” дает целостный обзор событий Смуты, то Ш. в своих повестях (отметим, что вторая повесть является продолжением первой и в сюжетном и в философском плане на это указывает в тексте и сам автор) компонует материал таким образом, чтобы он подтвердил православный постулат о неизбежности возмездия за грех. Иллюстрацией этой мысли является описанное Ш. как божественное наказание низложение Бориса Годунова и Лжедмитрия I. В то же время, по утверждению автора, смирение и терпение не остаются без вознаграждения, примером того у Ш. служит обретение нетленных мощей царевича Дмитрия. Текст повестей Ш. изобилует риторическими отступлениями, ссылками на Священное писание. В своих повестях Ш. преследовал и сугубо личные цели. Так, начиная рассказ о царевиче Дмитрии, автор останавливается на его “многобрачном рожестве” (Дмитрий был сыном Ивана Грозного от седьмой жены, в то время как церковь допускала лишь три брака), но, ссылаясь на Писание, Ш. утверждает законность его рождения. Этот мотив тесно связан с судьбой самого Ш., подвергшегося опале за незаконный, по мнению церкви, четвертый брак.

     Ряд исследователей приписывает перу Ш. и “Летописную книгу” (атрибутировавшуюся также князю И. Катыреву-Ростовскому), под именем Ш. ее издала в 1987 г Е. И. Дергачева-Скоп. Однако тщательное сопоставление текстов памятников — “Летописной книги” и повестей, написанных Ш.,— не дает оснований для таких выводов. Вопрос об авторстве “Летописной книги” остается открытым.

 

     Изд.: Повести князя Семена Ивановича Шаховского//РИБ — СПб 1909— Т 13— Стб. 837—876; Послание князя С. И. Шаховского князю Д. М. Пожарскому // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. — Л., 1970— С 43—55.

 

     Лит.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник—СПб. 1888— С 231—246; Семенова Е. П. Об источниках “Повести преславной” С. И. Шаховского // ТОДРЛ—М., Л., 1986—Т 39-С 335—341; Она же Русская общественная мысль первой половины XVII в (творчество С. И. Шаховского и И. А. Хворостинина) // Автореф. дисс . канд. ист. наук — Л , 1982; Серова И. Ю. К вопросу о влиянии “Летописной книги” на Повести о Смуте С. И. Шаховского // ТОДРЛ — Л , 1990—Т 43— С 338—346.

 

И. Ю. Серова