ГЕННАДИЙ (ум. 1505) — выдающийся церковный и культурный деятель, вдохновитель многих литературных начинаний своего времени. С высокого поста архимандрита Кремлевского Чудова монастыря Г. в 1484 г. был назначен на архиепископский стол в Новгороде, который и занимал до 1504 г. Он был вторым в этом сане, посланным из Москвы (до того новгородцы сами избирали архиепископа), и в сложной политической обстановке после утраты новгородцами свободы как верный слуга Ивана III должен был проводить церковно-политические установки московского правительства. Чтобы заставить новгородцев забыть о недавней самостоятельности, Г. начал с розыска ересей и в 1487 г. обнаружил “ересь жидовствующих”, с которой вступил в борьбу, призывая центральное правительство к суровым санкциям (“их казнити, жечи и вешати” по примеру испанской инквизиции — известная записка Г. о ней в “Речи посла цесарева”). В 1490 г. Г. самолично пытался сжигать еретиков, поскольку московское правительство не разделяло его отношения к этой ветви богословствования. Вместе с тем и сам Г. распространял и пропагандировал переведенные теми же еретиками книги, в том числе и апокрифы. Вообще в деятельности Г. много противоречивого, что определялось условиями его времени. Будучи активным сторонником тесного союза церкви с государством (подобно Иосифу Волоцкому), он тем не менее проводил обширные конфискации слишком богатых монастырей, хотя сам же написал “Слово кратко” в защиту церковных имуществ; усердный слуга московского князя, он отличался и непослушанием — хотя в 1503 г. и были отменены поборы с духовных лиц за поставление в сан, он сам не отказался от них, за что и был смещен в 1504 г. и умер в опале в том же Чудове монастыре. Претензии Г. на исключительное положение новгородского архиепископа также подогревались местными интересами и были как бы освящены в Повести о белом клобуке, которую традиция также связывает с именем Г. Самая важная из мер Г. — попытка просветить своих современников, прежде всего интеллигенцию того времени — духовных лиц. Он учреждал училища; распространяя книги, пытался ввести некоторые “внешние науки”, т. е. нецерковное знание. “Люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити, так чтобы о вере никаких... речей не говорили!” В своих посланиях на эту тему, чтобы его могли понять самые неискушенные люди, он использовал простой разговорный язык. Близость к западноевропейским умственным движениям заставляла Г. с особым вниманием относиться к главному христианскому памятнику — к Священному писанию. Поскольку на Руси не было еще полного текста Библии, Г. с группой приближенных к нему образованных людей предпринял переводы недостающих до комплекта книг, главным образом Ветхого завета (Левит, Юдифь, Книги Маккавеев и др.). При этом, как бы забыв о чистоте православия, Г. не гнушался ни текстами католической Вульгаты (Библии на латинском языке), ни даже переводами с еврейского языка. Так была создана Геннадиевская Библия (1499 г.), которая сохранилась в нескольких списках. Эту работу невозможно переоценить, поскольку в результате в переводе на славянский язык впервые оказался полный свод библейских книг. Впоследствии именно он был положен в основу первого печатного издания славянской Библии (Острожская Библия Ивана Федорова 1582 г.), а с последующей переработкой и редактированием текста неоднократно воспроизводился под названием церковнославянской русской Библии.
Изд.: Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборному духовенству о пасхалии // РИБ.— СПб., 1908.— Т. 6.— Стб. 753—760, 801—820; Послание епископу Прохору Сарскому; Послание Нифонту Суздальскому; Послание Иосафу, бывшему архиепископу ростовскому; Послание митрополиту Зосиме; Послание собору епископов; Послание неизвестному // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— нач. XVI в.— М.; Л., 1955.— С. 309—313. 315—320, 373—382, 388—391.
Лит.: Лурье Я. С.; 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV— начала XVI в.— М.; Л, 1960.— С. 204—284 и др. по указателю; 2) Геннадий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч. I.— С. 145—146; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV— нач. XVI в. //Федоровские чтения: 1979.—М., 1982.—С. 140—152.
В. В. Колесов |