ДАНИИЛ (2-я пол. XV в. — 1547) — митрополит всея Руси, писатель и публицист. Родом из Рязани. Поначалу был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. При жизни Иосифа Волоцкого он не играл сколько-нибудь видной роли, его имя не упоминается в числе десяти старцев, которых Иосиф считал наиболее достойными своими преемниками. Очевидно, под давлением великого князя Василия III после смерти Иосифа Д. был избран в сентябре 1515 г игуменом Волоколамского монастыря. Д. неукоснительно следовал заветам Иосифа, пытаясь ввести еще более строгие правила монастырского общежития. В частности, он не разрешал монахам держать собственные книги в кельях, что вызвало противодействие всей братии. 27 февраля 1522 г. по желанию великого князя Д. был поставлен в митрополиты на место оставившего кафедру Варлаама. Д. поддерживал Василия III во многих щекотливых политических мероприятиях, не брезгуя никакими средствами. В мае 1523 г. он помог Василию III заманить в Москву и схватить его врага — северского князя Василия Шемячича. В 1525 г. Д. помог великому князю устроить неканонический развод с бесплодной Соломонией Сабуровой. Следуя традициям Иосифа Волоцкого, Д. ревностно защищал право монастырей владеть вотчинами. Он был инициатором церковных соборов 1525 и 1531 гг., осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Политические противники очень резко оценивали деятельность Д. Едкую характеристику ему дал С. Герберштейн — посол императора Священной Римской империи. По его словам, Д. был “приблизительно 30 лет от роду, человек крепкого и тучного сложения с красным лицом” (Герберштейн С. Записки о московитских делах.—СПб., 1908—С. 41). Герберштейн рассказывает далее, что митрополит окуривался серным дымом перед торжественными богослужениями, чтобы не казаться преданным более удовольствиям, чем аскетическим подвигам. После смерти Василия III, a в особенности после смерти его вдовы — Елены Глинской — положение Д. заметно ухудшилось, и в 1539 г. он был смещен боярской группировкой Шуйских; его заставили подписать грамоту, в которой он отрекался от митрополии по неспособности. Последние годы жизни Д. провел в Волоколамском монастыре.

     Д. был весьма плодовитым писателем. Исследователи атрибутируют ему 16 “слов”, 18 посланий, поучение и окружное послание, помимо сочинений административного характера, В. Г. Дружинин обнаружил, помимо названных, еще 26 посланий и поучений Д., но о принадлежности ему этих и иных сочинений нет единого мнения.

     Слова и поучения Д. посвящены животрепещущим проблемам общественной жизни его времени. Он обличает догматические заблуждения еретиков, внушает мысль о божественном происхождении власти великого князя, призывает судей и правителей быть праведными, не брать мзды, доказывает преимущества общежительных монастырей Д. — талантливый сатирик, с тонкой наблюдательностью изобразивший дурные нравы различных сословий Московского государства; в бытовых сценках, которые рисует Д., он использует живой разговорный язык. Большая часть посланий Д. носит нравоучительный характер. Упорядочению монастырской жизни посвящены послания в Иосифо-Волоколамский, Владимирский Волосов и Владычен Введенский монастыри. Послания Д. адресованы лицам различного общественного положения: старцу Дионисию Звенигородскому, Досифею — епископу Сарскому и Подонскому, князю Юрию Ивановичу Дмитровскому и др.

     В своих произведениях Д проявил себя очень начитанным книжником. Каждую мысль он иллюстрирует огромным количеством цитат из Писания и сочинений отцов церкви. Ему были хорошо известны как переводные (патерики, “Александрия”, хроники), так и славянские (“Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, летописи) произведения. В своем творчестве Д. использовал также сочинения своих современников — переводы Максима Грека, “Просветитель” Иосифа Волоцкого.

     Д. принимал активное участие в культурной жизни своего времени. Б. М. Клосс убедительно доказал непосредственное участие Д. в составлении Летописи Никоновской; в тех же кругах, что и Никоновская летопись, возникла, по мнению Клосса, и так называемая Западнорусская редакция хронографа (см. Хронограф Русский). Под наблюдением Д. занимался переводами Максим Грек. В митрополичьей канцелярии под руководством Д. редактировалась Иоасафовская летопись и Сводная Кормчая, составлялись формуляры митрополичьих посланий, систематизировались копии земельных актов московского митрополичьего дома. Клосс выявил многочисленные рукописи, которые Д. частично переписал или отредактировал.

     Сочинения митрополита Д. пользовались широкой популярностью. Основной корпус их сохранился в значительном количестве списков.

 

     Изд.: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения — М , 1881; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI в //ЛЗАК—СПб. 1909—Вып 21.—С 36—38,45—106, 113—114; Поучение Даниила, митрополита всея Руси / Подг. текста, перевод и комм Н В Понырко // ПЛДР- Конец XV—первая половина XVI века—М, 1984— С. 520—533, 749—750.

 

     Лит.: Клосс Б. М. 1) Митрополит Даниил и Никоновская летопись // ТОДРЛ — 1974 — Т 28—С 188—201; 2) Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв.— М., 1980; Буланин Д. М. Даниил // Словарь книжников — Вып 2, ч 1.—С. 182—185.

 

Д. М. Буланин