ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Даниил Саввич Туптало, или, точнее, Тупталенко) (XII. 1651, село Макарово на р. Ловиче — 28.Х.1709, Ростов) — митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и проповедник. Учился в Киево-Могилянской академии. 9 июля 1668 г., в восемнадцатилетнем возрасте, Д. Р. принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. С 1675 по 1700 г. Д. Р .— игумен и проповедник различных монастырей на Украине, в Вильне, в Минской губернии. В 1677 г. Д. Р., будучи кафедральным проповедником при Лазаре Барановиче в Чернигове, написал по повелению последнего “Руно орошенное”, первое из дошедших до нас его сочинений, представляющее собой сборник сказаний о чудесах чудотворного образа Богоматери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. В 1684 г. Д. Р. по приглашению Варлаама Ясинского приезжает в Киев и становится проповедником Киево-Печерской лавры. Здесь Д. Р. принял на себя послушание — составление Четий Миней, которые прославили его имя. Над Четьями Минеями Д. Р. трудился около двадцати лет и закончил их лишь в Ростове в 1705 г. Используя в своей работе как русские источники (в том числе и Великие Минеи Четьи), так и латинские, греческие, польские, автор не просто собирал их воедино и занимался отбором, многие из житий, составленных Д. Р., могут считаться оригинальными агиографическими произведениями. Издание Миней затянулось на много лет: в 1689 г в Киево-Печерскои лавре была напечатана первая часть (сентябрь— ноябрь), а работа над четвертой — последней — частью продолжалась до 9 февраля 1705 г. В связи с приездом в Россию изменяется взгляд Д. Р. на задачи и цели его труда: по наблюдениям исследователей, он уже в Москве, а затем и в Ростове уделяет все больше внимания памятникам русской агиографии, помимо великорусских житий Д. Р. включает в Минеи повести и рассказы, некоторые местного — ростовского — происхождения (например, Житие Димитрия царевича). Второе издание Миней вышло в 1711—1716 гг. (было напечатано три части) Далее труд Д .Р. переиздавался еще несколько раз. Уже на Украине Д. стал известным проповедником. Его проповеди, написанные в стиле барокко, стоят в одном ряду с произведениями известнейших в XVII в. проповедников Иоанникия Галятовского, Антония Радивиловского и др. Для них характерно обилие риторических вопросов, восклицаний, аллегорий и т. д. В 1702 г. Д. Р. назначается митрополитом Ростовским и Ярославским Д. Р. развил широкую административную деятельность. Самым главным его начинанием было открытие в 1702 г. школы для священнослужителей. Туда принимались не только дети священников, но и лица других сословий, всего за время существования школы в ней обучалось 200 человек. Школа Д. Р. была общеобразовательной, а не специальной, она “являлась своеобразным связующим звеном между древнерусскими училищами и народными школами XVIII в ” (В. В. Калугин) В школе преподавались грамматика, латинский и древнегреческий языки, нотное пение, стихосложение, риторика. Ростовская школа просуществовала до 1705 г. Для учеников школы Д. Р. в первый же год пребывания в Ростове написал “Рождественскую драму”, поставленную 24 декабря 1704 г., драма и до сих пор идет на современной сцене. Другая пьеса Д. Р.— к празднику Успения Богородицы — “Успенская драма” была написана, по мнению исследователей, на Украине в конце XVII в. для исполнения монахами и писцами в монастыре. Д. Р., вероятно, написал и другие пьесы, но тексты их до нас не дошли. Интерес Д. Р. к театру был вызван и чисто практическими целями: прививая вкус и интерес к спектаклям, митрополит осуществлял нравственно-воспитательную программу. Проповеди Д. Р. ростовского периода становятся логичнее, короче, живее, общедоступнее, ярок и выразителен их язык. Важное место в литературном наследии Д. Р. занимает “Келейный летописец” — труд, основанный на обстоятельном изучении Библии, трудов отцов церкви, сочинений европейских хронистов и новейших церковных писателей. Поначалу Д. Р. располагал только списком Хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского и Летописцем Еллинским и Римским; материала, содержащегося в этих источниках, было ему недостаточно, поэтому митрополит с помощью купца Исаакия Ванденбурга через Архангельск выписывал иностранные книги, обращался за помощью к своему другу солепромышленнику Г. Д. Строганову. Отдельные места “Летописца” Д. Р. почти дословно совпадают с проповедями митрополита. Как отмечают исследователи, Д. Р. осторожно намекает и на деятельность Петра I, подвергая критике “сущих на владетельствах”, которые “вельми согрешают и безгрешных осужают вместо грешных”, в то время как царю должны быть присущи “милость, кротость и незлобие”. Первое издание “Келейного летописца” осуществил в 1784 г Н. И. Новиков. Работа над “Летописцем” была прервана из-за необходимости писать новый труд — знаменитое сочинение о расколе “Розыск о брынской вере”. Создавая “Розыск”, Д. Р. полагал, что “надлежит простыми словесы увещание простерти ко уклонящимся в раскольные заблуждения”. Произведение было закончено в марте 1709 г (1-е изд—М., 1745). Трактат состоит из 3-х частей, в которых автор пытается объяснить происхождение раскола и резко выступает против его адептов. Раскол он рассматривает, главным образом, как плод невежества. В 1757 г. Д. Р. был канонизирован. В Ростовском кремле находится портрет митрополита кисти В. Л. Боровиковского, написанный в 1790 г. для Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, он списан, видимо, с одного из несохранившихся прижизненных изображений Д. Р. По завещанию митрополита оставшиеся после него черновики были положены в гроб при погребении, а при вскрытии гробницы они оказались истлевшими, поэтому автографов Д. Р. осталось немного — это личные письма, подписи к официальным документам, некоторые черновые материалы, правка тех или иных рукописных или печатных сочинений. У Д. Р. была довольно крупная, хотя и типичная, библиотека церковного писателя, тяготевшего к исторической тематике. По данным С. П. Луппова, она насчитывала 288 книг, из них большая часть на иностранных языках. Рукописи Д. Р. получили широкое распространение не только в России, но также в Болгарии, Сербии, отчасти в Румынии. Произведения митрополита Д. Р. хорошо были известны нескольким поколениям русских писателей и в эпоху Просвещения, и в “золотой” для русской литературы век: А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, Л. Н. Толстому, Н. С. Лескову и др.; многие из них имели книги Д. Р. в своих библиотеках, воспитывались на них, а позднее использовали переработанные им источники и сюжеты в своих художественных произведениях.
Изд.: Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского.—М, 1857—Т 1—5; Димитрий Ростовский Успенская драма (Комедия на Успение Богородицы) // Русская драматургия последней четверти XVII в и начала XVIII в-М, 1972—С 172—220; Дмитрий Ростовский. Рождественская драма (Комедия на Рождество Христово) // Там же—С 220— 274.
Лит.: Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651—1709) — СПб , 1891.
М. А. Федотова |