ЕФРОСИН (2-я пол. XV в.) — монах Кирилло-Белозерского монастыря, книгописец. До нас дошло шесть рукописных сборников, частью переписанных его рукой, частью собранных им из рукописей других писцов. Пять сборников находятся ныне в Кирилло-Белозерском собр. РНБ и один в Уваровском собр ГИМ. О времени литературной деятельности Е. свидетельствуют даты, которыми он обозначал в своих рукописях начало и конец работы. Самая ранняя дата — 1463 г., самая поздняя —1491 г. Сборники Е. отличает характерный для литературы XV в. энциклопедизм, отразивший широту интересов русского читателя и книжника. Наряду с обычными для монашеского чтения церковно-учительными произведениями в сборниках Е. встречается большое количество светских произведений, носящих подчас апокрифический характер и малоподходящих для благочестивого монаха. Произведения беллетристические, палеи, летописцы, хронографы, хождения, полемические сочинения против латинян, статьи по светскому и каноническому праву, по географии, астрономии, зоологии, медицине, нумизматике, лексикографии, йотированные тексты, собранные Е. в своих энциклопедических сборниках, свидетельствуют об историко-литературных, естественнонаучных, юридических и эстетических представлениях на Руси его времени. Из различных источников почерпнуты естественнонаучные и географические сведения. Из Хронографа Русского он выписывает сведения о “великих морях”, об именах “великих гор” и рек, берущих, по представлениям того времени, начало из райских источников. Он делает выписки из “странников” — путевых заметок паломников, ходивших к Святым местам. Знаменательно внимание, которое Е. уделяет вопросам мироздания, явлениям природы. В его сборнике помещен трактат о дуге небесной, учение о семи планетах и звездах, о том, что Земля покоится на семи столпах, статьи о величине солнечного, земного и лунного кругов, о широте и долготе Земли. Привлекают Е. и апокрифические статьи на естественнонаучные темы, например легенда об изобретении астрономии Мундом, внуком Ноя. К практическим знаниям относятся сведения о громе и предсказаниях по нему погоды и видов на урожай, о падающих звездах, кометах, извержении вулкана, землетрясениях. Теоретический и практический интерес Е. вызывала и медицина, он помещает статью, излагающую теорию Гиппократа о четырех стихиях человеческого тела, статьи о лечении женских болезней, о крашении волос, о врачевании уха и желудка. Е. присущ интерес к гуманитарным знаниям. Библейско-исторический материал и сведения по древней истории он брал из палеи, из “Летописца Еллинского и Римского” и др. источников. В одном из сборников помещена хронографическая компиляция, восходящая к недошедшей до нас ранней редакции одного из древнерусских хронографов (Троицкого). Древняя история представлена у Е. обширными выписками из “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия. Отдельно переписан у Е. рассказ о венчании на царство византийского императора Мануила. Всемирная история соседствует у Е. с историей русской: он переписал один из ранних кирилло-белозерских летописчиков, приводит сведения о смерти русских князей и митрополитов, рассказы об установлении христианства на Руси, об основании епископии в Ростове и Новгороде. Особое внимание Е. привлекала тема борьбы с татарами. Он помещает в своем сборнике перечень татарских набегов с 1377 по 1453 г. Именно Е. был переписан старший (из дошедших до нас) текст поэтического рассказа о Мамаевом побоище, названного им "Задонщиной". В сборниках Е. мы встретим большое число собственно литературных произведений. Помимо уже упомянутой “Задонщины” это “Повесть о Дракуле” (см. Курицын Федор), это переводной роман об Александре Македонском — так называемая “Сербская Александрия”, “Сказание о двенадцати снах Шахаиши”, “Сказание о Индийском царстве”, “Повесть о царе Адариане”, притчи из “Повести о Варлааме и Иоасафе”. Е. привлекают произведения, соприкасающиеся с фольклорными сюжетами, такие, как “Плач Адама о рае”, “Слово о Хмеле” , легенда о перстне римского царя, найденном апостолом Петром в рыбе, легенда о дьяволе, обманом проникшем в ковчег Ноя, скомороший диалог о добрых и злых женах, народные загадки и т. д. Большое место в сборниках Е. занимают и апокрифы: он переписывает рассказы об Адаме, Мельхиседеке, апокриф об иерействе Иисуса Христа, “Сказание о двенадцати пятницах” и другие апокрифические сочинения или отрывки из них. Е. выступал не только как переписчик, но и как эрудированный редактор и даже соавтор. Так, в ефросиновской редакции “Задонщины” имеется фрагмент из "Слова о погибели Русской земли”, Толковую палею он дополняет выписками из “Шестоднева”, “Физиолога”, хроник, к “Слову о Хмеле” Е. прибавил отрывок из “Слова о ленивых, сонливых и упьянчивых” и т. д. Некоторые из памятников, помещенных у Е., не встречаются в других рукописях и могут быть признаны его собственными сочинениями. Такова, например, вставка о блаженных рахманах (людях, живущих примитивной и добродетельной жизнью) в составе текста из Амартола. Именно Е. добавляет к их характеристике, что рахманы не знают “ни храмов, ни риз, ни даров, ни купли, ни продажи, ни свару, ни боя, ни зависти, ни вельмож, ни татьбы (воровства), ни разбоя”. Е. принадлежит, возможно, оригинальная версия рассказа о получеловеке-полузвере Китоврасе, в которой Китоврас заявляет пленившему его царю, что “всего есть лучше своя воля”, и т. д. Е. являлся одним из замечательнейших русских книжников, ярким представителем светского направления в общественной мысли и литературе конца XV в.
Лит.: Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын — Л., 1988; Каган М. Д., Лурье Я. С. Ефросин // Словарь книжников — Вып 2, ч 1 — С 227-236.
Я. С. Лурье |