ЖИТИЕ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО. Этот памятник переводной литературы получил необычайно широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII в. Святой Николай (Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола) — один из самых почитаемых на Руси святых. Его считали покровителем русского народа, в иконописи и храмовой живописи Николая Мирликийского нередко изображали по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богоматерь), ему было посвящено множество легенд и духовных стихов. Он выступал в преданиях как покровитель, и защитник домашнего скота и земледелия, как защитник путешествующих и плавающих по морю. Источником русского Ж. являлось греческое Ж. Николая Пинарского, жившего, по преданию, в VI в.; его еще в Византии отождествляли с Николаем из Мир (оба города — Пинары и Мир — находились в малоазиатской провинции Ликии). На Руси было известно два Ж. Николая. Одно из них именуется в науке “иным житием” (“Житие и деяние иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мирликийского, чудотворца и заступника роду христианского”). Старший список его относится к XIV в. В Ж. рассказывается, что будущий святой с первых дней жизни поражал окружающих своим поведением: он около двух часов простоял на ногах во время купания, отказывался от материнской груди по средам и пятницам (в постные дни), семилетним отроком сам назвал имя своего будущего учителя. В 19 лет Николай становится священником. Большая часть Ж. посвящена описанию творимых им чудес, число которых достигает в некоторых списках 27: святой изгоняет бесов, исцеляет, воскрешает мертвых, умножает хлеб и вино. Очень часто к этим чудесам присоединяются чудеса посмертные (общее число чудес достигает тогда 40). Именно этим обилием чудес и объясним распространенный эпитет святого — Николай Чудотворец. Одно из чудес происходит в Киеве. Рассказывается, как женщина, возвращавшаяся с мужем в лодке через Днепр после праздника святых Бориса и Глеба, уронила в воду ребенка. Отец погибшего обратился с молитвой к Николе. На другой день не известный никому плачущий ребенок был обнаружен в запертой на замок “палате” Киевского Софийского собора. Митрополит велел поведать об этом на торгу. Отец утонувшего дитяти, пришедший посмотреть на найденыша, к изумлению своему, опознал в нем упавшего в реку сына. В чуде “О Агрике и о сыне его Василии” рассказывалось, в частности, как Николай спас от казни трех невинно осужденных. На этот сюжет написана известная картина И. Е. Репина. Помимо “иного жития” на Руси было известно другое Ж. Николая, созданное известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом. Николаю Мирликийскому было посвящено несколько похвальных слов, краткие статьи о нем входили в списки Пролога под 6 (19) декабря. Печатные издания всего цикла произведений о Николае Мирликийском появились уже в XVII в.: “Службы и житие Николая Чудотворца” (М., 1640; переиздания 1641 и 1643 гг.), “Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца” (М., 1662, с переизданиями). К сказаниям о Николе примыкает цикл преданий о его иконе, перенесенной из Корсуня в Зарайск (см. “Повесть о разорении Рязани Батыем”).
Изд.: Леонид. 1) Житие и чудеса cв. Николая Мирликийского и похвала ему Исследование двух памятников древней русской письменности XI в—СПб., 1881 (на обложке 1882) (ПДПИ, №'34); 2) Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, епископа Переяславского.— СПб , 1888 (ПДПИ, № 72); Житие и чудеса святителя и чудотворца Николая / По рукописи Макариевских Четьих Миней.—М., 1901.
Лит.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России — СПб , 1889; Сперанский М. Н. Международный странствующий сюжет в сказании о чуде ев Николая//ИОРЯС за 1921 г.—1923— Т. 26.—С 124—142; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.— М , 1982; Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского // Словарь книжников.— Вып. 1.— С 168— 172.
О. В. Творогов |