ЗИНОВИЙ ОТЕНСКИЙ (ум. до 1572) — знаменитый инок захолустного новгородского Отенского монастыря. Не располагая сведениями о нем самом, мы в то же время знаем его произведения. 3. О. был автором широко образованным (предполагают даже знание им греческого языка) и глубоко начитанным, хотя не все источники, которыми он пользовался, еще выявлены. Доступность и понятность произведений 3. О. для его современников объяснялась использованием им распространенных на Руси переводных произведений (сочинения Василия Великого, Иоанна Златоуста, жития святых, хронографы и т. п.), привычными для средневекового читателя жанрами, в которых писал 3. О. (дидактические послания к монахам, дьякам, мирянам, поучения — даже “о питии”, и т. п.), а также публицистическими обращениями его к актуальным проблемам времени. Особую известность получило обширное сочинение 3. О. “Истины показание к вопросившим о новом учении” (после 1566 г.). Это — обличение арианской ереси Феодосия Косого и многочисленных его последователей, которые не признавали Христа Богом, равносущным Богу Отцу, и тем самым разрушали церковный догмат о Троице, столь важный для государственной религии возвышающегося Московского царства. Обвинение еретиков в атеизме, конечно, не соответствует действительности и является публицистическим преувеличением, но сравнение их с Лютером или Кальвином, как это делают некоторые наши современники, также вряд ли основательно. Конкретные идеологические схватки позволяют 3. О. впервые в русской литературе подняться до изложения некоторых философских проблем, так, он подробно объясняет бытие Божье, с очень жестких позиций защищает идею иерархии, социальной ценности церкви, существование монашества как своего рода средневековой “интеллигенции” и т п., т. е. все объекты нападения со стороны демократически настроенных еретиков. Обширный богословский трактат написан в традиционной для местной (новгородской) литературы форме “вопрошаний” нескольких новгородцев и жителей Старой Руссы, на которые 3. О. и дает развернутые ответы. Таким образом, будучи новгородцем, видимо, и по рождению (в его речи много местных слов), 3. О. защищал интересы общерусской государственности, выступая в одном ряду с Иосифом Волоцким (одну из редакций Жития Иосифа даже приписывают 3. О.) и с Максимом Греком — в последнем случае иногда говорят об “ученичестве” 3. О. у Максима и приписывают 3. О. некоторые деяния самого Максима (например, составление первой редакции древнерусской “энциклопедии”— Азбуковника). Этим же интересом к государственной точке зрения объясняется и общее устремление 3. О. к высокому стилю изложения, к сложным словам (тяжкопослушливый, светосогревание и под.), к архаичным глагольным формам, поскольку, по его мнению, при изложении высоких истин не подобает “просто глаголать”. Заслуга 3. О. в развитии литературного языка в том, что он не пренебрегал и разговорными, иногда даже диалектными словами (часто используя, например, слово “деревня” вместо “высокого” слова “село”). Так, он семантически “разводит” однозначные слова различного стиля: “чаю” и “жду”, “точию” и “токмо”, “выну” и “всегда” и пр. Это, по существу, стремление закрепить в тексте различие между обычным и высоким стилями литературного языка.

 

     Изд.: Истины показание к вопросившим о новом учении / Сочинение инока Зиновия Казань, 1863, Клибанов А. И., Корецкий В. И. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину//ТОДРЛ — 1961 — Т 17—С 201-224, Корецкий В. И.; 1) Вновь найденное противоеретичсское произведение Зиновия Отенского// ТОДРЛ—1965 Т 21 С 166—182; 2) Новые послания Зиновия Отенского // ТОДРЛ.—1970.—Т 25 — С. 119—134; Об умствованиях Косого: Из “Многословного послания” Зиновия Отенского / Подг. текста, перевод и примеч. Я. С. Лурье // ПЛДР: Середина XVI века—М., 1985.—С. 234—247, 591—595.

 

     Лит.: Вилинский С. Г. Вопрос об авторе “Многословного послания” // ИОРЯС — 1905 —Т 10, кн 2—С 146—176; Зимин А. А. Пересветов и его современники — М , 1958 — С 182—214; Буланин Д. М. Зиновий Отенский // Словарь книжников.— Вып 2, ч 1 — С 354—358.

 

В. В. Колесов