АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ  (19.III.1629—19.I.1676) — русский царь (с 1645 г. ), одна из ключевых фигур XVII в. А. М. проявил себя как яркая личность не только в политике, военных действиях, культурном строительстве, проведении реформ, коснувшихся всех сторон жизни государства, без которых реформы его сына Петра I были бы неосуществимы, но и в книжном творчестве. Об объеме литературного наследия А. М. до сих пор ведутся споры (в частности, не определена с точностью его роль в составлении “Урядника Сокольничья пути” и новой редакции “Сказания об Успении Богородицы”), но его богатое эпистолярное творчество, “Статейный список о перенесении мощей патриарха Иова” (который более точно назван Повестью при публикации в ПЛДР), “Послание на Соловки” позволяют говорить о нем как об интересном писателе XVII в. Эпистолярное наследие царя неоднородно. Среди его писем к семье, большая часть из которых была создана во время войны с Польшей (1654—1656 гг. ), значителен объем чисто этикетных посланий. Однако во многих обнаруживается характер его взаимоотношений с сестрами (“государыням моим сестрам” — так начинается каждое из его писем, где особенно тепло его обращение к старшей любимой сестре Ирине: (“государыне моей матушке”), тревога за жену и детей (“были бы здравы”), убеждение, что хотя “лицем к лицу не видалися, но духом всегда нераздельни николиже”. Наряду с краткими сообщениями о военных делах в письмах встречаем сетования на дороги (“а дорога такова худа, какой мы от роду не видали... без пеших обережатых ехать никоими мерами нельзя”), наказы жить в любви и согласии (“Да не покиньте, светы мои, жену и детей моих милостию и любовью для Христа; не оскорбите меня и их. Хто у нас по Бозе? Ей, никово нет! А чяю, и у вас по Бозе кроме нас нет же”). Наименее этикетны письма А. М. к А. И. Матюшкину. Связанный с ним братской любовью (их матери были родными сестрами), общей страстью к охоте (особенно соколиной), А.М. на протяжении всей жизни сохранил в письмах к А. И. Матюшкину доверительный тон. Большая часть их написана царем собственноручно. Исследователями отмечались разговорность стиля, элемент подтрунивания, обилие личных просьб, искренность и сердечность этих посланий. Жесткий и беспощадный политик (эти качества особенно ярко проявились в его борьбе со старообрядцами), А. М. в письмах раскрывается как терпимый, тонкий и мудрый человек. В послании к А. Л. Ордину-Нащокину, утешая многолетнего главу Посольского приказа в его горе — бегстве единственного сына Воина в Польшу, А. М. находит проникновенные слова: “Он человек молодой, хочет создания и владычня и творения руку его видеть на сем свете, яко же и птица летает семо и овамо и, полетав довольно, паки ко гнезду своему прилетает: так и сын ваш вспомянет гнездо свое телесное, наипаче же душевное привязание от Святого Духа во святой купели, и к вам вскоре возвратится”. А. М. оказался прав: в 1665 г. Воин вернулся в Россию.

     В “Послании на Соловки”, обращенном к мощам митрополита Филиппа и созданном с опорой на традиции различных жанров (ораторской прозы, “моления” и послания), А.М. обнаружил не только свободное владение каноническими формами (аналогом Послания было письмо императора Феодосия мощам Иоанна Златоуста), но и свои личные вкусы. Прося у Филиппа прощения за “согрешение прадеда нашего” (хотя кровного родства между ними не было: Иван Грозный был мужем двоюродной бабки А.М.), царь подчеркивает главную добродетель христианина — милосердие: “Да пришед, простиши, иже тя оскорби понопрасну...”, “исправи бо ся тобою евангелский глагол”. В “Повести о преставлении патриарха Иосифа” необходимо отметить точность описания, живость изложения и четкость авторского начала. Творчество А. М. дополняет картину литературной жизни XVII в., раскрывает яркую, противоречивую, самобытную личность.

 

     Изд.:Собрание писем царя Алексея Михаиловича / Изд. П Бартенев—М., 1856, Письма русских государей и других особ царского семейства.— М , 1896 — Т. 5 Письма царя Алексея Михайловича. Письмо царя Алексея Михайловича А. Л. Ордину-Нащокину / Подг. текста и примеч. А. М Панченко//Изборник (1969)—С. 573— 575, 776; Сочинения царя Алексея Михайловича. Послание на Соловки; Письмо Никону о смерти патриарха Иосифа; Повесть о преставлении патриарха Иосифа / Подг. текстов и комм. И. Ю. Серовой; Письмо семье; Письма А. И Матюшкину / Подг. текстов и комм. С А. Семячко // ПЛДР. XVII век — М., 1988.— Кн. 1.— С 499—513, 663— 669.

 

     Лит.:Душечкина Е В. Царь Алексей Михайлович как писатель. Постановка проблемы // Культурное наследие Древней Руси. Истоки; Становление; Традиции—М, 1978.—С 184— 188; Зиборов В. К., Лобачев С.В. Алексей Михайлович//ТОДРЛ—1990—Т 44 — С 25—27.

 

И А Лобанова