КИРИЛЛ (ум. после 1182) — епископ Туровский, знаменитый проповедник, автор многих поучений, торжественных Слов и молитвенных текстов. Материал к биографии К. дает его Житие, написанное, скорее всего, в XIII в. и включавшееся в рукописные Прологи под 28 апреля. Он родился в г. Турове, с молодых лет посвятил себя Богу, избрав подвиг столпничества; уже будучи столпником, сделался знаменит как проповедник “божественных писаний”; впоследствии был поставлен Туровским епископом (до 1169 г.) и, надо полагать, после этого в особенности много подвизался как церковный оратор и учитель. Житие сохранило свидетельство об успешном выступлении К. против ереси Владимиро-Суздальского епископа Федора, “Федорца” (о которой известно и по летописным упоминаниям). Очевидно, около 1182 г. (или раньше) К. оставил епископскую кафедру и удалился на покой в один из туровских монастырей; это ясно из того, что в 1182 г., по летописным свидетельствам, в Турове значился уже другой епископ, Лаврентий, а также из того, что молитвенный цикл (или часть его), как показывает источниковедческий анализ, создавался престарелым К. уже после оставления епископства, в одном из монастырей Турова. Житие чтит К. в первую очередь именно как выдающегося церковного проповедника, называя его вторым Златоустом. До нашего времени дошло большое число торжественных Слов и проповедей К. (Притча о душе и теле. Повесть о белоризце и мнишестве, Сказание о черноризческом чине, восемь Слов на церковные праздники — в неделю цветную, на Пасху, на Фомину неделю, в неделю жен мироносиц, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, на собор св. отцов Никейского собора); кроме того, сохранилось Послание К. к архимандриту (с 1182 г.) Киево-Печерского монастыря Василию и целый ряд молитвенных текстов (около 30 молитв, каноны). Во всех этих произведениях К. предстает как церковный писатель высочайшего уровня. Его писания по содержанию всегда направлены к толкованию евангельских истин (будь то “Слово на Фомину неделю”, в котором автор, напоминая смысл праздника, объясняет пастве, как следует применять к себе пример апостола Фомы и поучаться от слов Христа, обращенных к нему, или же Сказание о черноризческом чине, рассказывающее о смирении, терпении, внимании к своей душе, которым проповедник стремится научить своих слушателей и читателей). Форма сочинений К. исполнена большого мастерства; он был искусным ритором, владевшим сложными уподоблениями, тонкими реминисценциями, всеми риторическими правилами украшения речи. Он писал как прямой преемник школы византийских проповедников, недаром в различных сборниках и Торжественниках его Слова помещались рядом с произведениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарского и других знаменитых христианских учителей. Молитвы К., так же как и его слова и проповеди, органично вписываются в церковную традицию; и по содержанию, и по форме они соответствуют лучшим образцам этого жанра. В “Слове на новую неделю по Пасхе” К. так восхваляет праздник, уподобляя ликование верующих о воскресении Христа весеннему пробуждению природы (текст в переводе): “Ныне весна красуется, оживляя все сущее на земле: бурные ветры, тихо вея, умножают плоды, и земля, семена питая, рождает зеленую траву. Весна же прекрасная — это вера Христова, которая через крещение к жизни пробуждает человеческую природу, бурные же ветры — греховные помыслы, которые покаянием обращаются в добродетели и душеполезные плоды умножают; земля же естества нашего, слово божье как семя приняв и блюдя в себе страх перед ним, всегда дух спасения рождает. Ныне новорожденные ягнята и тельцы, быстро тропы пробегая, скачут и тут же, к матерям вернувшись, радуются, да и пастухи, на свирелях играющие, с весельем Христа славят! Ягнятами именую кротких людей из язычников, а тельцами — жрецов из неверных (т. е. не христианских) стран, которые, видя воплощение Христа и (слыша) апостольское учение и чудеса, к святой церкви поспешно обратившись, молоко учения ее сосут, и учителя стада Христова, о всех молясь, Христа Бога славят, собравшего в единое стадо волков и ягнят”.
Изд.: Памятники российской словесности XII в., изданные... К. Калайдовичем.—М., 1821.— С. X—XII, 3—152; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ.— 1955.—Т. 11.—С. 342—367; 1956.—Т. 12.-С. 340—361; 1957.—Т. 13.—С. 409—426; 1958.— Т. 15.—С. 331—348; Из “Притч” и “Слов” Кирилла Туровского / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова // ПЛДР: XII век.—М., 1980.— С. 291—324, 660—669; Кирилл Туровский. Торжественные слова / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси.— С. 70—99, 396—399; Послание Кирилла Туровского к игумену Киево-Печерского монастыря Василию // Эпистолярное наследие Древней Руси.—С. 155—170.
Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского // СОРЯС.— 1908.— Т. 85.— С. 273—349; Еремин И. П. 1) Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности // ИОРЯС.— 1925.— Т. 30.— С. 323—352; 2) Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.—М.; Л., 1968.—С. 132—143; Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского//ТОДРЛ.—1981.— Т. 36.— С. 37—49; Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 217—221.
Н. В. Понырко |