ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ — памятник сатирической литературы, созданный в конце XVI или нач. XVII в., позднее из письменной литературы перешедший в сказочный фольклор и в лубок. Сохранившиеся списки П. (более 30) передают четыре редакции текста, все они рассказывают о тяжбе Леща и Головля с Ершом из-за владения Ростовским озером; существует также рифмованная повесть-прибаутка (по определению В. П. Адриановой-Перетц), рассказывающая о поимке и съедении Ерша. Все четыре редакции пародируют процесс русского судопроизводства XVI—XVII вв., иронически воспроизводя его процедуры и языковые формулы, иногда доводя ситуацию до абсурда (на вопрос судей, есть ли у него “на то Ростовское озеро пути и данные и... крепости”. Ерш отвечает, что все они сгорели, когда “в прошлых... годех то Ростовское озеро горело с Ыльина дни да до Семеня дни летоначатьца”). Однако социальная направленность этой пародии не может быть определена однозначно. В старшей редакции Ерш — “детишка боярский”, обманом захвативший Ростовское озеро, принадлежавшее крестьянам, среди которых и челобитчики Лещ и Голавль, чью правоту признал суд. Но при такой четкой социальной дифференциации персонажей все же нет сатирической однозначности: Ерш и осуждается как наглый захватчик, но может вызывать и невольное восхищение как ловкий обманщик. Также неоднозначен и финал П.: Ерш проиграл тяжбу и был выдан истцам “головою”, однако хитрец предложил проглотить его с хвоста (обратим внимание на словесную игру, характерную для П.), что рыбам не удалось, и Ерш был отпущен. В некоторых вариантах текста Ерш — крестьянин, что тем более не позволяет говорить о какой-то определенной социальной направленности сатиры.

     Очевидна родственность П. сказочному животному эпосу. Исследователи проводили параллели между Ершом и хитрой умной лисицей русских сказок.

     Нельзя говорить о П. в целом как о художественном явлении — каждая ее редакция, при общности сюжета, вполне самостоятельна по языку и художественной организации текста. Старшая редакция в значительной степени ориентирована на документ, на судебную процедуру; во второй — большее внимание уделяется звуковой организации текста (ритмизованность текста, рифма, парономазии, тавтологии и т.п.), например: “Ехал Ершишко на осиновых дровишках, и прошался Ершишко в славное Ростовское озерышко...” или: “И садится Рак, печатной дьяк, на ременчатой стул, чтобы чорт не здул” и т. д. Звуковая, ритмическая организация текста “достигла максимума”  в повести-прибаутке о ловле и съедении Ерша, где текст представляет собой “подборку рифм к цепочке собственных имен”: “Шол Перша, заложил вершу; / пришол Богдан да ерша Бог дал; / пришол Иван, ерша поймал; / пришол Устин да ерша упустил...”

     Как уже было сказано, на более позднем этапе своего существования П. перешла в лубок и в сказочный фольклор. Причем в лубке нашла отражение как история тяжбы из-за Ростовского озера, так и эпопея ловли и съедения Ерша. Особенно интересен переход от повести к сказке. По наблюдениям В. В. Митрофановой, “сказка о Ерше утвердилась в устной традиции не путем однократного знакомства какого-то исполнителя с рукописной “Повестью” и дальнейшего устного распространения этого пересказа, не благодаря обращению разных сказителей к одному рукописному или печатному источнику, а путем многократных встреч сказителей с рукописными текстами разных редакций”.

 

     Изд.: Повесть о Ерше Ершовиче / Подг. текста и примеч. А. М. Панченко//Изборник (1969).—С. 581—587, 777—778; Русская демократическая сатира XVII века / Подг. текстов, ст. и комм. В. П. Адриановон-Перетц.—2-е изд.— М., 1977.—С. 7—16, 143—147, 168—174; Повесть о Ерше Ершовиче / Перевод Т. А. Ивановой, Ю. С. Сорокина; Комм. Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко//Изборник (1986).—С. 318— 321, 436—437; Повесть о Ерше Ершовиче / Подг. текста и комм. А. М. Панченко // ПЛДР: XVII век.—М., 1989.—Кн. 2.—С. 176—181, 602— 603.

 

    Лит.: Адрианова-Перетц  В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века.—М.; Л., 1937.—С. 124— 162; Митрофанова В. В. Народная сказка о Ерше и рукописная повесть о Ерше Ершовиче / Русский фольклор.— Л., 1972.— Сб. 13.— С. 166— 178. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса.— М., 1987.

 

С. А. Семячко