ПОВЕСТЬ О ФОМЕ И ЕРЕМЕ — произведение “смеховой” демократической литературы XVII в., рассказывает о неудачливых братьях Фоме и Ереме, у которых не получается ни одно дело, за которое они принимаются. Братья противопоставляются друг другу, но это противопоставление мнимое (“карикатура на контраст”): “Ерема был крив, а Фома з бельмом, Ерема был плешив, а Фома шелудив...”

     П. известна в 6 списках XVIII в., причем текст ее очень неустойчив. Если в одних списках, например, братья называются дворянскими детьми, то в других они — “торговые люди”. В нач. XVIII в. П. была использована в лубочной картинке.

     Существует большое количество фольклорных параллелей к П., причем спорным является  вопрос: “спустился” ли книжный оригинал в устную традицию, или же устные варианты являются более древними, чем книжная повесть? В поздних фольклорных вариантах рассказ о Фоме и Ереме превращается в небылицу, плясовую, детскую песню, прозаическую сказку и т. д.

 

     Изд.: Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 426; Соболевский А. И. Великорусские народные песни.— СПб., 1902.— Т. 7.— С. 1—25; Русская демократическая сатира XVII века / Подг. текстов, статья и комм. В. П. Адриановой-Перетц.—М.; Л., 1954.—С. 43—45; 2-е изд.—М., 1977.—С. 34— 36; Демократическая поэзия XVII века.— М.; Л., 1962.— С. 135—137; Повесть о Фоме и Ереме / Подг. текста и комм. Н. В. Понырко // ПЛДР: XVII век.—М., 1989.—Кн. 2.—С. 193—195 607—608.

 

     Лит.: Галахов А. История русской словесности.—3-е изд.—М., 1894.—Т. 1.—С. 502— 505; Лихачев Д.С., Панченко А.М. “Смеховой мир” Древней Руси.— Л., 1976.— С. 50—52.

 

А. Г. Бобров