| |
КРЕСТИТЕЛЬ ГОСПОДА ИОАНН ПРЕДТЕЧА. Его иконные образы имеют несколько форм.
Во-первых, образ в деисусе. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя — здесь и далее) от Спасителя, в полоборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой, стороны изображается Богородица.
Во-вторых, образ Иоанна Предтечи на иконе “Крещение Господне”, где он крестит Иисуса Христа, возливая воду из Иордана на голову Спасителя.
В-третьих, образ Иоанна Предтечи в виде ангела. Чаще всего на такой иконе он изображен с крыльями за спиной и чашей в руке
("Ангел пустыни"). Другой рукой он указывает в чашу, где изображен Младенец — это символическое изображение Агнца — Богомладенца Христа.
В-четвертых, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи, где он сам стоит с наклоненной головой, над которой занесен меч, и сам держит свою отсеченную голову как символ своих страданий.
Во всех этих образах и в некоторых других есть общие черты.
Иоанн Предтеча изображается, по словам евангелистов, босым, в верблюжей шерсти, с лохматой головой — это образ пустынножителя.
|
|
Иоанн
Предтеча. XV век |
|
ПРОРОКИ изображаются, обычно в 4-м и 5-м рядах иконостаса. Их одежды, как правило, свободные, как принято было в античном мире. В руках их свитки — символ тех книг, что они оставили нам.
Это пророческие книги Ветхого Завета. Головы их непокрыты. Если же пророчество их соединялось с другим званием, например царским (Давид, Соломон) или священническим (Самуил), то могут быть и царская шапка, и мантия.
|
|
Пророк
Илья с житием |
|
АПОСТОЛЫ также изображаются в античной одежде. Среди апостолов некоторые имеют отличия. Евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн — изображаются с книгой, Евангелием, в руках. Апостол Павел — с мечом. Его меч — это символ его божественных слов, силою духовной разбивающих сомнения и диавольские соблазны. Апостол Петр изображается с ключами, согласно Евангелию. В иконостасе апостолы изображены либо справа и слева от деисуса, либо в отдельном ряду над деисусом.
|
|
Апостол
Павел |
|
СВЯТИТЕЛИ. Общий термин, объединяющий епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов — святители. Его применяют, как правило, к святым, хотя иногда и к не прославленным во святых.
Изображаются святители в епископском облачении — в саккосе и омофоре, с митрой на голове. Иногда святители изображаются в фелонях вместо саккоса (в древности не было еще четкого разграничения между одеждами епископов и священников). Таковы, например, многочисленные иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, угодника Божия.
|
|
Святитель
Николай, угодник Божий |
|
ЦАРИ И КНЯЗЬЯ. Особенно среди русских святых много князей святых. Как правило, на иконах они изображаются в княжьих шапках, с мечом в руке, в царской, красной с горностаевой опушкой, мантии. Цари на образах могут иметь венцы (короны), редко скипетр и державу — символы царской власти. Равноапостольные Константин и Елена — император Византии и его мать — изображаются с крестом. Царица Елена — как нашедшая его в Иерусалиме, а Константин — как утвердивший христианство в империи.
|
|
Равноапостольный
князь Владимир |
|
МУЧЕНИКИ, как правило, изображаются в той одежде, которая символизирует их социальное положение или род занятий. Но главное в их образах — это крест в руках как символ причастности к Кресту Господню. Эта причастность заслужена ими в страданиях — пытках, мучениях и казнях. Часто на иконах в клеймах изображаются сами мучения или орудия пыток и казни.
|
|
Великомученница
Варвара. XIV век |
|
ПРЕПОДОБНЫЕ — отшельники, пустынники, монахи, поэтому их, как правило, изображают в монашеской мантии, иногда в схиме. Их одежды черные, длинные. Некоторые преподобные жили в пустынях и в горах без какой-либо одежды. На иконах они изображаются в зеленых набедренных повязках из листьев, с длинными волосами и бородами.
|
|
Преподобный
Феодосий Печерский |
|
|
|
Автор
проекта и составитель - Александр Петров (Россия)
Студия
"Мастерская маршала Линь Бяо"
Copyright
(C) 2001
by Alex Petroff (Russia). All right reserved.
Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru |